Константин Александрович Обновленный
Консультант проекта «Фетисов-Арена», генеральный директор спортивного клуба «Полюс».
Родился на о. Русский в 1967 г. Окончив среднюю школу, поступил в мореходную. В юные годы увлекался греблей. В 1986–2001 гг. работал в ДВМП. Затем занялся коммерцией, создал компанию по утилизации шин. Высшее образование получил во ВГУЭС, специальность — маркетинг и менеджмент.
В 2006 г. открыл «Полюс», известный как крытый каток.
Он уже выступал в рубрике «Персона» в «К», когда открыл частный крытый каток «Полюс» во Владивостоке. С тех пор и город вырос, и наш герой тоже. Последние годы он занимается государственным проектом концертно-спортивного комплекса (КСК) «Фетисов-Арена». О том, как бизнес и спорт вместе могут влиять на жизнь общества, он рассказал корр. «К».
— Константин Александрович, в какой стадии сейчас создание КСК «Фетисов-Арена»?
— В завершающей. Обе трансформирующиеся ледовые арены комплекса скоро будут готовы принять выступающие команды и зрителей. 5,5 тыс. человек вмещает зрительский сектор в хоккейном варианте и 7,5 тыс. человек — в концертном. На 27 сентября намечены открытие «Фетисов-Арены» и первый в истории Приморского края хоккейный матч чемпионата КХЛ. Наш «Адмирал» примет у себя «ЦСКА».
— А нужен ли вообще Приморью этот дорогой комплекс?
— Ни я, ни мои партнеры и коллеги не сомневаемся в необходимости подобной спортивно-концертной площадки здесь. Если в том же Хабаровске абонементы на хоккейные матчи раскупаются за месяцы до события, а залы полны зрителей, то почему у нас не должно быть так же? Приморцы готовы к этому. Но помимо этого КСК будет центром притяжения для команд и прогрессивных деятелей не только края, но и всей России и зарубежья. Планируется, что в год здесь будет проводиться более 100 значительных мероприятий. Комплекс поспособствует насыщению спортивной и культурной жизни.
— Каково место приморского бизнеса во всем этом?
— Бизнес призван в этот проект для управления коммерческими процессами. За это он будет получать соответствующее вознаграждение. На рентабельность комплекс должен выйти через 2-3 года. И вся соль в том, что нам теперь необходимо переломить стереотип, что ледовая арена всегда «сосет» из бюджета. Наоборот, она обязана пополнять его, как это происходит в цивилизованных странах.
— Зачем вы пригласили американцев в этот проект?
— Именно для этого и пригласили. Они консультируют нас в менеджменте ледовых арен. Ведь построить комплекс — это одно, а сделать его живущим бурной жизнью и прибыльным — другое. Здесь требуется привлечение лучшего мирового опыта, если мы хотим добиться успеха. Поэтому и пригласили из США специалистов по зарабатыванию денег на спорте. Компания, которую они представляют, — ведущая в своей нише на мировом рынке.
Я бывал в Штатах, чтобы посмотреть, как работают успешные ледовые арены. В одном из городов, где население меньше владивостокского, открыта арена такого же масштаба. Там происходит почти ежедневная трансформация ледового поля, три мероприятия еженедельно.
Спортивный интерес
— Как вы оцениваете спортивный рынок края на данный момент?
— Он пустой. Спорткомплексы-качалки не в счет. Очевидно, что бизнес боится делать серьезные вложения в спорт, не видит возможностей выгоды для себя. Кроме того, в нашем обществе есть стойкое предубеждение, что спорт обязательно должен быть дотационным. Но ведь в мире иначе — спорт приносит прибыль. Необходимо коммерсантам поменять собственные представления о маркетинге и менеджменте в спорте. И потом именно коммерсантам по силам избавить от предубеждений и общество.
Это как с леденцами-петушками. Во времена нашего детства бабушки-частницы приторговывали ими на базарах. А сегодня, по сути, та же штука, только уже под брэндом «чупа-чупс» дает сверхприбыли в транснациональном поле. Вот пример грамотного маркетинга. Или, вспомните, возможно ли было в СССР представить, чтобы кому-то в голову пришло есть и пить в зале кинотеатра? Менталитет не предполагал такого. В наши дни снеки и напитки в кино — это норма, прибыльная ниша. Так же реально поменять взгляды общества и на спорт. Было бы желание и правильное видение процессов у бизнеса.
Власти тоже должны понимать все это и быть поосторожнее с повсеместным открытием бесплатных для населения катков, спортивных площадок и тому подобного. Не надо приучать народ к мысли, что спортивное должно быть бесплатным. Иначе можно серьезно навредить бизнесу и, как следствие, нормальному развитию спорта. Тем более обычному горожанину во Владивостоке заплатить за посещение катка 100-150 рублей совсем не накладно, люди легко могут себе это позволить.
У государства есть огромный ресурс, и нам, бизнесменам, тягаться с ним бесполезно и не нужно. Просто власти не должны быть столь зациклены на «социалке». Нужно и бизнес в расчет брать, помогать ему всячески. Ведь государство существует за счет налогов. А главный налогоплательщик — бизнес.
— Что самое интересное в спортивном бизнесе для вас?
— Мы действительно созидаем. И национальную идею в том числе: объединять людей вокруг спорта и здорового образа жизни. В то же время чем больше людей будет заниматься спортом, на площадках, предоставленных предпринимателями, тем большую прибыль те будут иметь и опять-таки тем больше вложений в развитие спорта смогут делать.
— Бизнесмены, решившиеся вложить средства в развитие спорта в крае, кто они в большинстве своем?
— Обычно это те, кто сам занимается спортом или занимался им в прошлом. Абсолютно посторонних спорту людей в нашей среде крайне мало.
Хоккей на асфальте
— Сами вы насколько были причастны к спорту до того, как решили открыть свой спортклуб «Полюс»?
— В юношестве я занимался греблей. Но затем во взрослой жизни уже никакого отношения к спорту не имел, пока у меня не возникла идея появления «Полюса» во Владивостоке.
— Почему вас вообще заинтересовали ледовые виды спорта в таком случае?
— Пожалуй, случай. Когда моему сыну было пять лет, мы проезжали мимо катка, на котором тренировались почти такие же, как он, по возрасту мальчики-хоккеисты. Выглядело это потрясающе — малыши, а уже в хоккейной форме! Мы, конечно, остановились, понаблюдали. Сын тоже захотел заняться хоккеем. Затем, когда пришло лето, оказалось, что тренировки юных хоккеистов у нас проходили прямо на асфальте. Я подумал, что Владивостоку просто необходим круглогодичный лед. Перерыл весь интернет, собрал много информации, побывал в Москве и в США, изучая эту тему, и убедил партнера в том, что есть смысл заняться «ледовым» бизнесом.
— Ваш «первый лед» оправдал себя с коммерческой точки зрения?
— Безусловно. То есть бизнес вложился в проект, государство совершенно не потратилось на него, зато в лице краевой власти быстро пошло навстречу в земельном вопросе. Вот и получилось то, о чем сегодня так много говорят в России — частно-государственное партнерство.