Павел Ашихмин, депутат ЗС ПК, 32 года.
Родом из Владивостока. В 1998 г. поступил в ДВГТУ на специальность «Проектирование и технология радиоэлектронных средств», окончил вуз в 2003 г. В 2006-2009 гг. успешно прошел обучение в Институте дополнительного профессионального образования ДВГТУ по специальности «Юриспруденция».
В 2000 г. вступил в Коммунистическую партию РФ. В 2006-2010 гг. работал помощником депутата ЗС ПК Владимира Беспалова. С 6 октября 2010 г. — депутат ЗС ПК 4-го созыва. В 2011 г. избран депутатом ЗС ПК 5-го созыва.
В 2009-2010 гг. являлся заведующим юридическим отделом Приморского краевого отделения КПРФ, а в марте 2010-го избран вторым секретарем Приморского крайкома партии, член ЦК КПРФ. В 2003-2010 гг. — первый секретарь комитета Приморского отделения «Союза коммунистической молодежи РФ». В настоящее время член бюро ЦК Ленинского комсомола и федеральный комсорг ЦК ЛКСМ по работе в ДФО.
Будучи одним из самых принципиальных представителей КПРФ в приморском парламенте, депутат Павел Ашихмин всегда придерживается в принятии решений своего мнения, и на «договоренности» с ним рассчитывать не приходится. Как ему это удается?
— Павел Георгиевич, вы специализируетесь на избирательном законодательстве и как никто другой из однопартийцев «завязаны» на выборном процессе. Что скажете по итогам единого дня голосования?
— Да, я внутри партии занимаюсь курированием территорий по выборам. Занимаю должность второго секретаря краевого комитета КПРФ, и в мои обязанности входит координация деятельности местных отделений по вопросам, связанным с выборными кампаниями. Итоги единого дня голосования для КПРФ в крае оказались более результативными, чем во Владивостоке. Изначально, когда мы ставили задачу, знали, что наши кандидаты имеют шансы при явке не менее 30%, все, что меньше, — выигрывает административный ресурс. При явке на выборы главы меньше 20% говорить о реальных результатах невозможно, они не отражают реальный расклад. Все было сделано для того, чтоб люди как можно меньше ходили на выборы.
— Лично вы одобрили кандидатуру Олега Вельгодского на прошедших выборах главы Владивостока?
— Было несколько кандидатур, в итоге горком выдвинул Вельгодского. Краевой комитет КПРФ никакую кандидатуру не навязывал, у нас была позиция — поддержать того, кого рекомендует городской комитет. На местных выборах даем коммунистам возможность определять кандидатов самостоятельно.
— Существующая система оценки властей не всегда отражает реальное положение населения в конкретном регионе. Как, на ваш взгляд, нужно оценивать работу губернатора?
— Прежде всего, по уровню жизни людей. Для реальной оценки работы власти в регионе нужно использовать такие показатели, как средняя заработная плата, количество людей, живущих за чертой бедности, получающих социальную помощь, транспортная инфраструктура и другие конкретные критерии жизни каждого отдельного человека. Раньше было более 200 критериев оценки работы губернаторов, но от этого люди не начинали жить лучше.
Считаю, что пока политика администрации Приморского края, экономическая политика не претерпела значительных изменений в сравнении с той, что проводил Дарькин. Конечно, Владимир Миклушевский более открытый. К предыдущему невозможно было практически попасть на личный прием, и даже к вице-губернаторам.
Миклушевский занял изначально позицию открытости, приходит на заседания Заксобрания, встречается с депутатами, чего не делал Дарькин. Что касается экономики — курс существенно не изменился. По-прежнему он считает, что основная цель — привлечение в Приморье инвестиций, именно с этим связаны основные проекты. На мой взгляд, нужно в первую очередь заниматься развитием конкретных производств, помогать тем, что уже есть. Например, ситуация на Приморском ГОКе. Этот бывший промышленный гигант находится в стадии банкротства. Трудности в том, что отсутствует госзаказ на вольфрам, раньше предприятие выживало за счет продажи продукции за границу. Правительство в этом году подняло пошлину на вывоз вольфрама, и он на иностранном рынке стал неконкурентоспособен. Соответственно, ГОК остался без рынков сбыта, прибыли. Аналогичная ситуация и на «Боре».
Задача губернатора и власти — создавать условия для развития своего производителя, вмешиваться, помогать, а не ждать, пока придут иностранные или другие инвестиции, что в общем-то маловероятно. Редко кто сегодня инвестирует в долговременные проекты в России.
В свое время Виктор Ишаев, представляя Владимира Миклушевского, отметил, что по целому ряду критериев развития экономики Приморье является отстающим на фоне других дальневосточных регионов. Производящий сектор в крае развит слабо.
— СМИ писали, что коммунисты не поддержали законопроект «О ветеране труда Приморского края». Это правда?
— Нет, мы поддержали и голосовали за данный закон. Но фракция высказала критику в том, что надо было не вводить специальное звание «Ветеран труда Приморского края», а пересмотреть порядок присвоения и расширить категории получения федерального звания, где льготы более существенны, чем звание ветерана труда местного значения.
Считаем, что человек не должен быть привязан к региону проживания, он должен быть отмечен именно за трудовой стаж. Большему кругу лиц надо дать возможность получить звание «Ветеран труда». Но у нас большинство депутатов ориентируется на мнение губернатора, поэтому наши предложения не поддержали.
— На ваш взгляд, что делается для поддержки и создания комфортной среды для малого и среднего бизнеса в Приморье?
— В отношении развития малого и среднего бизнеса в Приморском крае политика руководства региона также не меняется. Необходимо создавать нормальные условия для работы предпринимателей. По-прежнему с трудом преодолеваются административные барьеры, существуют высокие налоги, сложности с решением земельных вопросов. Большинство нерешенных проблем находится в сфере федерального законодательства, именно от него зависит будущее приморского бизнеса.
Основная проблема для этого сектора — большое налоговое бремя, и это заставляет предпринимателей либо работать не совсем легально, либо сворачивать бизнес. Большие споры в Законодательном собрании вызвал законопроект губернатора о предоставлении льгот именно крупному бизнесу, инвесторам, которые вносят в край не менее 150 млн руб. На наш взгляд, для крупного инвестора нести налоговую нагрузку в полном объеме не так сложно, а поддержка нужна именно малому предпринимательству. Сегодня открыть свое дело — довольно проблематично, фактически невозможно. По сравнению с Китаем наши предприниматели платят больше в разы. Вот чем стоит серьезно заняться властям — изменить законодательство в сторону улучшения условий именно для малого и среднего бизнеса.
— Пытаются ли коллеги-депутаты договориться с вами, обращаются ли с просьбами поддержать какой-либо законопроект, предполагая, что вы будете против?
— Случается, что звучат просьбы со стороны по поддержке инициатив губернатора. Со мной лично разговаривали не раз, просили проголосовать за тот или иной вопрос, необходимый власти. Но я всегда имею свое мнение и не иду на компромиссы с властью. Исключение — когда решение того или иного вопроса явно в интересах населения. В других случаях, если мы занимаем принципиальную позицию не поддерживать тот или иной законопроект, чтобы нам ни предлагали, мы не идем на уступки. Потому наша фракция и не имеет ни одного поста председателя комитета в ЗС ПК.
К сожалению, законодательная власть находится в подчинении у исполнительной, что, на мой взгляд, в корне неверно. Я уверен, представительный орган должен диктовать исполнительному, как работать, и контролировать исполнение принятых законов. У нас же все наоборот — исполнительная власть диктует законодательной, какие законы ей нужны.
К сожалению, наша фракция работает в условиях меньшинства, и голосование по большинству вопросов определяется позицией губернатора.
— Как так получилось, что в списки кандидатов от КПРФ на муниципальных выборах в Ольгинском районе попал человек с судимостью?
— Как позже выяснилось, кандидат в 2004 г. был осужден по приговору Ленинского районного суда Владивостока за превышение должностных полномочий и мошенничество (ст. 285 и ст. 159 УК РФ). Ему было назначено лишение свободы четыре года условно с испытательным сроком на четыре года. На момент подачи заявления он не знал норм действующего закона: он имел погашенную судимость, а в мае прошлого года в ФЗ о выборах были внесены поправки о том, что независимо от того, какое человек получал наказание, в какой период жизни, он не имеет право участвовать в выборах любого уровня. Он этого не знал.
— Но вы-то знали и не должны были допустить его до участия в выборах.
— Мы тоже не знали. Мы не проводим проверку персональных данных. Дело в том, что, когда кандидат заполняет анкету, он дает сведения о неснятой и о непогашенной судимости. С точки зрения уголовного законодательства его судимость погашена и он является несудимым. В ближайшее время Конституционный суд должен дать оценку внесенным поправкам, соответствует ли это положение правам Конституции.