Профессия «юрист» во всем мире не только звучит солидно, но и, как правило, открывает большие карьерные и материальные перспективы, чем привлекает множество как вчерашних школьников, так и людей более зрелых. Самым востребованным местом учебы на Дальнем Востоке была и остается Юридическая школа ДВФУ, отмечающая в этом году свое 55-летие. Уже более 30 лет юридическое образование в Приморье возглавляет Владимир Курилов, проректор по международным отношениям, директор Юридической школы ДВФУ. В интервью «К» он рассказал о перспективах и проблемах юридического образования.
— Владимир Иванович, профессия «юрист» воспринимается нашим обществом по-разному. Считается, что юридическое образование сводится к изучению законов и умению правильно их комментировать. В последнее время много разговоров о том, что у нас вообще слишком много юристов…
— Связано это с тем, что в 90-е годы, когда были широко открыты ворота для новых возможностей, юридическое образование стало той «соломинкой», которая спасала многие вузы, помогала им выжить. Но это одновременно и ослабило юридическую школу. Ситуация, которую мы сейчас имеем, абсолютно ненормальная — около 1200 вузов и филиалов готовят юристов, тогда как в СССР их было 52. Отсюда — претензии к качеству подготовки специалистов.
— В чем вы видите основные проблемы юридического образования?
— Главное — неоправданное размывание юридического образования в течение последних 20 лет, создание юридических программ в непрофильных вузах без нормальной профессиональной базы. Например, в США на 300 млн человек населения всего лишь 203 юридические школы. В Южной Корее, где живет 48 млн человек, 25 юридических школ. А в России доступ к юридическому образованию слишком легок.
Кроме того, есть проблема с преподаванием. Если раньше преподаватель был таким мудрецом, изрекавшим истину, то сегодня он становится поводырем в мире знаний. Он должен рассказать студенту, где и как получать знания, и обсуждать с ним проблемы, а не элементарную информацию. Студент должен серьезно ориентироваться на самостоятельную работу, а преподаватель — стать консультантом, разрешающим спорные вопросы. Поэтому мы в последнее время последовательно уходим от бесконечного сидения студентов в аудиториях и больше ориентируемся на практические занятия. Чтобы у студентов развивалось аналитическое мышление.
— Чтобы сформировать у студентов правовое сознание и активную гражданскую позицию, нужны соответствующие преподаватели...
— В Приморском крае 16 докторов юридических наук, все они выросли, защитились и работают у нас в ДВФУ. В крае 57 кандидатов наук, почти все из которых защитились и тоже работают у нас. Целый ряд учебных заведений, продолжающих реализовывать на Дальнем Востоке юридические программы, не имеют своих докторов наук, почти не имеют кандидатов, поэтому укрупнение юридической структуры в рамках ДВФУ — это, на мой взгляд, уход от тех слабых программ юридического образования, которых быть вообще не должно.
Юридическая школа ДВФУ — единственная на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, где ведутся образовательные программы по всем уровням юридического образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура и докторантура), а также есть программы дополнительного профессионального образования. Мы развиваем успешные партнерские связи с юридическими вузами Дальнего Востока, Сибири, Европейской части России, международными организациями и юридическими вузами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Диплом нашей Юридической школы с середины 90-х годов прошлого века официально признан ведущими юридическими школами США и стран АТР. Кроме того, с созданием ДВФУ в Школе стали более активно готовить современных юристов с применением электронных ресурсов, дистанционных образовательных технологий. Мы одними из первых в университете начали осуществлять опытную эксплуатацию системы электронного обучения LMS (Learning Management System).
— Какие человеческие качества для юриста вы считаете наиболее важными?
— Хороший юрист, по моему глубокому убеждению, должен быть аналитиком, с глубокой юридической теоретической культурой, знанием и умением анализировать законы и практику их применения. Юрист должен уметь применять аналогию и толковать пробелы в праве. И очень важно, чтобы он был нравственной личностью.
СПРАВКА
Юридический факультет ДВГУ, реорганизованный в 1975 г. из историко-правового факультета, а с 1995 г. — Юридический институт ДВГУ, долгое время был единственной «кузницей» юристов для Дальнего Востока и Восточной Сибири. Более того, он всегда был главной базой для подготовки кандидатов и докторов наук, развития юридической науки, создания новых кафедр и новых специализаций. Сегодня Юридическая школа ДВФУ входит в тройку сильнейших юридических факультетов России наряду с юрфаками МГУ и СПбГУ. Образовательная программа «Юриспруденция» ДВФУ в 2011 г., по оценкам экспертов, вошла в число лучших образовательных программ инновационной России.