Андрей Зубко, предприниматель, директор Приморского юридического агентства «Актив», президент Федерации гребного спорта Приморского края, член правления АНО Спортивный клуб острова Русский, двукратный чемпион Австралии по академической гребле.
Родился в 1980 г. во Владивостоке. В 1995 г. уехал учиться в Австралию. В Сиднее получил два образования: экономическое в университете и MBA. Будучи студентом, занимался логистикой в семейном компании «Австралюкс».
В 2010 г. вернулся в Приморье. Основал и возглавил местную Федерацию гребного спорта.
Женат, воспитывает сына.
Если кто-то уехал за границу за «длинным рублем», то он вернулся из Австралии в родное Приморье за «длинной водой». Так в гребном спорте называют лучшие для тренировок и соревнований гавани. Как раз такую Андрей Зубко нашел в бухте Новик на о. Русском. Там же семья Зубко открыла популярную среди читателей «К» базу отдыха Novik Country Club.
— Вообще-то главная цель нашей работы в Новике — создание Международного центра гребных видов спорта. В России пока что есть лишь один успешный, отвечающий мировым стандартам проект — в Казани. Его построили специально к Универсиаде, вложения делало государство. Мы же здесь налаживаем государственно-частное партнерство, инвестируя частный капитал.
В партнерстве с госструктурой
— Не утопическая ли это идея — обустроить место для гребной базы международного уровня на отдаленном Русском?
— Когда остров стал открытым пять лет назад, я, посетив его, увидел бухту Новик. Она превосходна как раз для развития гребного спорта, так как ее 14-километровая протяженность — это «длинная вода». И подобных водоемов в окрестностях Владивостока больше нет. Здесь спортсмены могут грести, не сбавляя темпа, полчаса подряд. На озере Чан, например, вода «короткая», дистанцию максимум в 500 метров гребцы проходят за одну-две минуты и вынуждены разворачиваться.
Я показал бухту Новик иностранным партнерам. В итоге мы сейчас ведем подготовительные работы для аккредитации в Международной федерации гребного спорта (Швейцария), рассчитывая принимать здесь масштабные соревнования.
— А как насчет развития этого вида спорта на местном уровне?
— Знаете о знаменитых регатах Оксфорд-Кембридж? Традиция этих межуниверситетских соревнований насчитывает более 100 лет. Аналог их мы собираемся ввести в практику в Приморье, в Новике. Регата, где будут состязаться экипажи гребцов из ДВФУ и Цзилинского университета (г. Чанчунь, Китай), должна стать здешней традицией. 14 сентября в Новике мы намерены провести вторую международную регату, посвященную годовщине саммита АТЭС-2012 во Владивостоке.
Соревнования на лодках класса «Дракон» на кубок губернатора планируются в бухте Новик 4-6 июля. А с июня на нашей базе будут тренироваться в организованном летнем лагере на байдарках и каноэ 50 приморских учеников детской спортивной юношеской школы под руководством их наставников — профессионального гребца Евгения Круглова и Дмитрия Аликина.
На нашей базе уже проводятся гонки на лодках класса «Дракон». Это не олимпийский вид гребли, зато популярный и массовый. Во время Международной туристической выставки PITE, кстати, у нас в Новике на «драконах» соревновались команды турагентов с о. Гуам и сотрудники владивостокского офиса «Кореан Эйр».
В Приморье очень богатая история гребного спорта, который имеет давние традиции. Здесь было подготовлено немало знаменитых гребцов: Юрий Шубин (заслуженный тренер СССР), Мария Шубина (олимпийская чемпионка), Вячеслав Кононов (двукратный чемпион мира), Надежда Левченко (чемпионка мира), Степан Ащепков (олимпийский чемпион), Георгий Цибульников (бронзовый призер Олимпийских игр), Владимир Шувалов (заслуженный трейнер России), Иван Штыль (восьмикратный чемпион мира и бронзовый призер Олимпийских игр). В настоящее время все они поддерживают и развивают гребной спорт.
— В этот проект вы вкладываете деньги. А государство?
— Государство в лице ДВФУ, с которым у нас подписано соглашение, выступает нашим партнером. Собственно, спортсмены, занимающиеся греблей на нашей базе, — это студенты университета, тренеры — тоже из вуза. А вообще продуктивное сотрудничество с государственными структурами всегда положительно влияет на имидж и репутацию частных компаний. В данном случае речь идет не только об имидже нашей компании, но и всего региона.
Для меня, как бизнесмена, это принципиально — занимать активную социальную позицию. С одной стороны, любой бизнес делается непременно ради прибыли. С другой стороны, всегда в России было понятие «отдать десятину» на некое общее благо. Развивая Международный гребной центр, мы сегодня вкладываем собственной прибыли значительно больше, чем 10%. Однако быть начинателем новых традиций, вкладывать средства в созидание чего-то значимого и полезного для общества — это не менее важно, чем просто вести успешное дело.
Весел не бросил
— Вы являетесь двукратным чемпионом по академической гребле в Австралии. Почему не в России?
— Я познакомился с греблей и серьезно занимался ею именно на Зеленом континенте. В колледже, в университете, где я получал образование, огромное значение придавалось спортивной подготовке студентов, с этой целью частный вуз выделял немалый бюджет. Серьезно тренироваться и достигать результатов в спорте было обязательным в рамках обучения. Из ряда нескольких видов спорта на первом курсе я выбрал академическую греблю. И не разочаровался. Она увлекла меня настолько, что я добился значительных результатов в этом виде сорта.
— Вернувшись из Австралии жить и работать в Приморье, вы не жалеете об этом?
— Нисколько. Да, я прожил в Австралии 15 лет, однако никогда не терял связей с Россией, не ощущал в себе эмигрантских потребностей. При этом наш семейный бизнес, в котором я работал со студенческих лет, был нацелен изначально на поставку товара на отечественный рынок.
С одной стороны, я ощущаю себя человеком мира. С другой стороны, мою самоидентификацию я бы выразил определением «человек Приморья». Здесь родные места, здесь живет вся моя семья, и в своем сознании я никогда не отделял себя от Приморья. Поверьте: гораздо интереснее жить здесь, чем там! Открытые возможности начинать с нуля что-то новое для своего региона — это нельзя сравнить ни с какими благами другой страны. И вообще, все самое интересное в мире теперь происходит в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так что мы с вами, живя в Приморье, в любом случае с Австралией, можно сказать, в одной лодке плывем.
— Насколько ваш австралийский опыт применим на приморской почве?
— Этот опыт расширил мои возможности как в плане бизнеса, так и в плане спорта. Сначала я работал, способствуя распространению здесь некогда новых австралийских технологий по производству товаров народного потребления. В частности, производство мебели под торговой маркой «Австралюкс», которое зарекомендовало себя в Приморье и не только. Нами были открыты филиалы по всей России. Сейчас применяю мой сиднейский опыт в развитии гребного спорта в родных краях.
Внутрисемейные инвестиции
— Компания, дела которой ведут члены одной семьи, — в этом больше сложностей или плюсов?
— Отчего чаще всего рушится бизнес? Оттого, что кто-то из партнеров кого-то «кинул» или подставил в какой-то момент. А семейное дело — это прекрасно, я считаю. У отца всегда есть уверенность, что оно получает достойное продолжение, у сыновей — в надежности партнеров. Кто может быть надежнее отца и брата? При этом капитал реинвестируется и приумножается в одной семье. Мнения при ведении дел у нас могут быть разные, так как отец в чем-то более консервативный человек, но в целом нам нечего делить между собой. Все решаемо при диалоге людей разных поколений, когда есть желание и умение интегрироваться.
— Их вы тоже приобщили к гребле?
— Мы все греблей занимаемся. Но отец еще с юных лет гребет. А брат освоил греблю так же, как я, учась в австралийском университете. Хотя на уровень спорта высоких достижений никто, кроме меня, в семье не имел желания выходить. Тем не менее приятно оказаться буквально в одной лодке с отцом и братом, вместе работая веслами в акватории Новика.