Объявленное слияние ведущего на Дальнем Востоке розничного оператора автотоплива НК «Альянс» (входит в состав Alliance Oil Company Ltd., частью которой является и ОАО «Приморнефтепродукт) и «Независимой нефтегазовой компании» (ННК) лишь верхушка айсберга. Эксперты не исключают, что на самом деле созданное СП в будущем может отойти НК «Роснефть».
Недавно стало известно, что «Группа Альянс» и ННК договорились о создании совместного предприятия. «Группа Альянс» внесет в СП все активы НК «Альянс», расположенные в России, а также сеть АЗС на Украине и в Крыму, которыми группа владеет совместно с Shell, и морской нефтетерминал в Севастополе. Со стороны ННК в СП войдут нефтяные месторождения на Таймыре и группа газодобывающих активов в Саратовской области. Доля «Группы Альянс» в СП составит 60%, ННК — 40%.
Пока рано говорить о том, что же это было — эффективное слияние активов или откровенное поглощение монстром ННК «маленького и «беззащитного» «Альянса». Но уже понятно, что последнему отведена роль ведомого. Об этом говорит и переезд из своего офиса в помещение нового партнера, и изменение штатного расписания, при котором «генералы» «Альянса» становятся «полковниками» ННК, а некоторым вообще светит «запас», и официально озвученные планы по «оптимизации» работы нового образования.
Правда, тот факт, что «Альянс» и ННК нужны друг другу, не вызывает сомнений. Хотя бы потому что у одних товар, у других купец: группа компаний «ННК» объединяет крупные нефтяные месторождения на Таймыре с общими извлекаемыми запасами около 60 млн т нефти, «Альянс» же (помимо своих нефтегазодобывающих предприятий, расположенных в Ненецком автономном округе, в Томской и Самарской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах, Республике Татарстан и Казахстане) имеет и свой нефтеперерабатывающий завод в Хабаровске мощностью 5 млн т. Хабаровский НПЗ обеспечивает топливом более 30% потребностей Дальнего Востока.
Проще говоря — у одних есть нефть, у других — средства и мощности ее переработки. Вот только говорить об эффективном использовании этих самых мощностей не приходится. В отсутствие собственной сырьевой базы, «брильянт» в короне «Альянса» — Хабаровский НПЗ загружен чуть больше половины. При его способности «проглатывать» 5 млн т нефти в год добыча самого «Альянса» по итогам прошлого года составляла всего 3,2 млн т. Что в итоге снизило прибыль Alliance Oil почти в шесть раз — с $421 млн в 2012 г. до $65 млн в 2013 г.
Именно желание «пособить» друг другу и является сутью официальной версии объединения. Выраженная сухим канцелярским языком, она звучит как «укрупнение, синергия от которого позволит единой коммерческой структуре активнее работать на рынке». В менее официальной обстановке всерьез говорят о скорой и неизбежной продаже владельцем «Альянса» своей доли в СП. С тем, чтобы переключиться на другие, не менее прибыльные природные ископаемые, передав управление активами, переставшими давать желаемую прибыль по объективным причинам, менее закомплексованному и более нуждающемуся в них «партнеру».
ННК же, в свою очередь, и не скрывает, что ее цель — приобретение активов. Причем на приемлемых и взаимовыгодных условиях. Если учесть приведенные выше цифры, то несомненно, что такая сделка оказалась выгодной обоим партнерам. Поскольку, по мнению экспертов, при прежней скорости роста налогов на переработку перспективы «Альянса» были бы незавидны. При этом возможность сохранить лицо его владельцу была предоставлена: никакого поглощения и продажи, только СП. Компании сохраняют отдельные юридические лица, будут вести независимую друг от друга производственную деятельность, а совместно работать будут в рамках СП. Но что последует за внешне пристойным слиянием двух недавних конкурентов и как это отразится на рынке нефтепродуктов Дальнего Востока?
«На рынок нефтепродуктов это никак не повлияет, потому что у ННК нет своей розничной сети, по крайней мере, на Дальнем Востоке, а значит, розничные структуры НК «Альянс» продолжат работу на Дальнем Востоке в обычном режиме и, как раньше, будут конкурировать с НК «Роснефть», — убежден Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». — Учитывая, какие активы передаются в СП, оно вполне в состоянии приблизиться к ведущим ВИНКам страны, правда не сразу, а в перспективе 7-10 лет. СП в первую очередь будет работать в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Там, где сосредоточены значительные запасы нефти и газа, т.е. ресурсная база значительная. Кроме того, в этих макрорегионах в ближайшие годы будет осуществляться множество самых разных проектов. А значит, спрос на нефть и продукты ее переработки будет стабильно расти. Поэтому с учетом этих двух обстоятельств перспективы СП самые радужные, а будущее — самое светлое».
Михаил Турукалов, директор по развитию бизнеса Независимого агентства «Аналитика товарных рынков»: «Все будет зависеть, с одной стороны, от торговой политики СП ННК и «Альянса». С другой стороны, влияние на рынок окажет ход модернизации и расширения основных НПЗ Дальнего Востока — Хабаровского и Комсомольского. А также подключение этих предприятий к нефтепроводу ВСТО, что позволит снизить затраты на доставку сырой нефти. Вместе с тем ждать симметричного снижения цен из-за уменьшения затрат на доставку нефти не стоит, т.к. ценообразование основывается на принципе «по рынку», а не «от затрат».
Едва ли что-то изменится для рядовых потребителей даже внешне: по мнению экспертов, ребрендинг просто-напросто никому не нужен. Нет смысла все перекрашивать, попутно проводя широкие рекламные акции. «Не думаю, что в ребрендинге есть смысл, — считает Турукалов. — Во-первых, это весьма затратный проект. Во-вторых, сеть АЗС «Альянса» является одной из основных в своем регионе присутствия. Сейчас это узнаваемый бренд, на заправках «Альянса» есть собственные брендовые топлива. Вряд ли ребрендинг позволит быстро улучшить восприятие сети среди потребителей».
«Так как розничная сеть есть лишь у «Альянса», ничего не мешает продавать продукцию СП через нее, тем более что этот бренд хорошо известен жителям Дальнего Востока, — поддерживает коллегу специалист ИХ «ФИНАМ» Владислав Исаев. — Поэтому вряд ли потребуется проводить ребрендинг действующих розничных объектов, главное для компаний — договориться о том, как будут делиться расходы и доходы в розничном сегменте. Если потребуется в дальнейшем, то ребрендинг можно будет осуществить, но для этого будут нужны веские причины, в частности более тесный уровень сотрудничества между компаниями».
Впрочем, специалисты не столь наивны и склонны считать очередную «сделку века» той самой необходимой «дымовой завесой», что скрывает укрепление и без того отнюдь не мелкой «Роснефти». Правда, говорят на эту тему пока лишь шепотом и исключительно анонимно. «Учитывая, что главой ННК является бывший руководитель «Роснефти» Эдуард Худайнатов, такие слухи вполне оправданы, — сообщил источник «К». — Особого смысла в покупке СП ННК и «Альянса» компанией «Роснефть» нет. Операционный контроль в СП ННК и «Альянса» по сути у Эдуарда Худайнатова и менеджмента ННК. В настоящее время уже есть косвенные признаки «плотного сотрудничества» СП ННК и «Альянса» и «Роснефти» на рынке нефтепродуктов. На бирже основные объемы бензина производства Хабаровского НПЗ в последнее время скупала «Роснефть». По мнению многих, ННК действует сугубо в интересах «Роснефти». Определенная логика в слиянии есть за счет прироста запасов СП, но с точки зрения загрузки завода — пока нет. Хотя бы потому что у ННК пока нет нефти с трубопроводным транспортом, которая могла бы дойти до Хабаровского НПЗ после его подключения».
Сделка по слиянию НК «Альянс» и ННК может стать крупнейшей на российском рынке за последние несколько лет. Суммарная ресурсная база СП оценивается в 500 млн т нефтяного эквивалента, текущий объем добычи — 3,5 млн т, но за несколько лет его планируется удвоить, чтобы в первую очередь загрузить Хабаровский НПЗ. Стоимость объединенной структуры эксперты сегодня оценивают примерно в $6 млрд.