Галина Колесникова, руководитель Управления ФНС России по Приморскому краю, государственный советник РФ 3-го класса.
Окончила Дальневосточный технологический институт бытового обслуживания. В 2008 г. прошла переподготовку в Приморском институте государственного и муниципального управления по программе «Юриспруденция».
В 1984–1986 гг. работала секретарем комитета ВЛКСМ Дальневосточного технологического института бытового обслуживания и занималась преподавательской деятельностью по специальности «бухгалтерский учет». До 1990 г. работала в Финансовом Управлении Приморского крайисполкома, с 1990-го — в налоговых органах Приморского края. С февраля 2012 г. руководитель УФНС по Приморскому краю.
Награждена Знаками отличия «Почетный работник ФНС», «Отличник ФНС России», имеет другие награды, грамоты налоговой службы и других ведомств.
В последнее время многих предпринимателей охватил патриотический настрой. А чем крепнет страна прежде всего? Налогами! В этом уверена Галина Колесникова.
— Галина Васильевна, недавно глава ФНС Михаил Мишустин доложил президенту, что сборы налогов за 8 месяцев текущего года выросли на 14% больше, чем в январе — августе 2013 г. А как дела обстоят в Приморье?
— Пока сдержанные темпы экономического роста не оказали негативного влияния на поступления налогов. В консолидированный бюджет РФ поступления увеличились за восемь месяцев этого года на 11% (5,1 млрд руб.), однако в федеральный снизились на 3,5% (0,2 млн руб.). Поступления в краевой бюджет составили 6,2 млрд руб., и они понемногу увеличиваются.
Рост происходит во многом благодаря работе нашего ведомства. Мы становимся более клиентоориентированными и эффективными. В рейтинге Всемирного Банка развития налоговая служба России поднялась за последние годы с 100-го места на 20-е. По налоговому администрированию, открытости налоговая служба России обошла США. Мы практикуем активное общение с населением через СМИ, проведение «круглых столов», традиционных Дней открытых дверей для налогоплательщиков, даем разъяснения по поводу концепций проверок, налоговых льгот, максимально упрощаем процедуры регистрации предприятий и сдачи отчетности. Все это способствует тому, что люди понимают — налоговую службу не надо бояться, с нами надо сотрудничать. В таком случае нет риска попасть под «налоговый пресс».
— Предприниматели обычно уверены, что претензии налоговых органов не всегда обоснованы.
— С этим можно поспорить. В 2014 г. введено обязательное досудебное обжалование всех налоговых споров. При этом количество жалоб со стороны налогоплательщиков напротив не увеличилось, а уменьшилось. Так же как и количество судебных споров. Все это говорит о том, что налогоплательщики согласны с требованиями налоговых органов.
— Вы за жесткий подход в налоговой политике или стимулирующий?
— Налоговое администрирование имеет две грани. Традиционная фискальная связана с проверками и взысканием налогов. Сервисная же позволяет быстро и удобно заплатить налоги. Например, через «Личный кабинет» на сайте ФНС налогоплательщика физическое лицо получает доступ ко всей информации о своем имуществе — квартирах, дачах, машинах. Может распечатать платежное поручение или оплатить налоги онлайн. По Приморскому краю более 80 тыс. физических лиц уже стали пользователями «Личного кабинета».
Может показаться, что у нас жесткий подход. Но аргументы-то логичные. Мы не только проверяем налогоплательщика, но и разъясняем о последствиях нарушения налогового законодательства. Например, руководители, выплачивающие «серую зарплату», должны знать, что его работники не могут претендовать на получение налоговых вычетов, в частности, на свое лечение либо обучение детей. Людям с нелегальным доходом сложнее взять и кредит.
Заплатить налоги вовремя и правильно — во многом как в интересах организации, так и ее работников. Компания, уклоняющаяся от уплаты налогов, может многого лишиться. Ей могут отказать от участия в конкурсе на размещение госзаказа, аренде муниципального имущества на льготных основаниях и т.д.
— Какие схемы «ухода» более всего распространены в настоящее время?
— Наличие схемы ухода от налогов, как правило, устанавливается непосредственно во время проведения проверки и при проведении предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика. Конечно, самый простой вариант схемы — это когда проверяемый налогоплательщик прибегает в своей хозяйственной деятельности к услугам «фирмы-однодневки».
Вообще, информацию о сокрытии налогов мы получаем из различных источников, у нас налажен межведомственный обмен. Кроме того, в управление поступают обращения налогоплательщиков, в т.ч. по «телефону доверия». При проведении налоговых проверок мы имеем возможность получить сведения у самого налогоплательщика о его контрагентах.
При этом в крае наблюдается увеличение задолженности за счет прибывших в Приморье «предприятий-мигрантов». Бытует мнение, что, изменив адрес нахождения, компания может затеряться. Однако это не так. В налоговых органах налажен ведомственный документооборот между налоговыми инспекциями всех регионов. Мы изучаем ситуацию с уплатой налогов, возмещением НДС. Оперативно связываемся с другим регионом. Они в свою очередь проводят свои мероприятия. Все это позволяет оперативно решать вопросы по уплате задолженности в бюджет.
— Правда ли, что инспекторам спускают план: какую минимальную сумму нужно начислить при проведении проверки?
— ФНС такой критерий оценки эффективности налоговой инспекции, как «количество проверок», убран. Постепенно уменьшали значение показателя, а полтора года назад его совсем отменили. Нет сейчас такой установки, что инспекция обязана кого-то проверять, нет плана по проверкам и по доначисленным суммам — я ответственно это говорю! Однако следует отметить, что назначению выездных проверок предшествует тщательный отбор налогоплательщиков, организованный в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, которая является общедоступной и размещена в информационно-правовых системах и на сайте ФНС России.
— Немало компаний, которые ведут деятельность в Приморье, зарегистрированы за рубежом. Принимает ли управление участие в деофшоризации экономики?
— Любой работе в данном направлении предшествует ряд мероприятий. Конечно, без межправительственного обмена не обойтись. В настоящее время мы работаем в рамках Межправительственных соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства с иностранными государствами, используем открытые базы данных иностранных государств о регистрации субъектов финансово-хозяйственной деятельности, иностранных контрагентов по внешнеэкономическим сделкам.
В первую очередь к инструментам по деофшоризации следует отнести Международную конвенцию по оказанию взаимной административной помощи в налоговых вопросах. Россия присоединилась к ней и после ратификации сможет запрашивать информацию у других стран-участниц, осуществлять спонтанный и автоматический информационный обмен. Мы получим право проводить налоговые проверки за рубежом, а также совместные налоговые проверки. У нас появляется право на административную поддержку при взыскании налоговой задолженности из-за рубежа. К конвенции присоединилось уже 60 стран. Даже такие офшоры, как Бермудские, Кайманские, Британские Виргинские острова, Джерси и т.д.
В распоряжении налоговой службы имеются программные продукты, позволяющие определить налогоплательщиков, у которых есть аффилированные лица в других странах, в т.ч. в «налоговых гаванях». При этом система позволяет также быстро находить все компании, относящиеся к одному лицу, и выстраивать их структуру.
Тут нужна кропотливая работа. Но многие предприниматели уже понимают, что надо работать на Россию. Тем более в нынешний непростой для нее период. Почему сильна страна? За счет своих налогов.
— Есть мнение, что в налоговой «много работы, но мало платят». Чем вы мотивируете больше 2 тыс. человек, которые трудятся в налоговых инспекциях Приморья?
— Нигде на государственной службе нет высоких заработков, но есть возможности получить знания, опыт, проявить себя. Нередко начальниками инспекций края, отделов управления работают люди, пришедшие в налоговую службу со студенческой скамьи. Зарплата на первых порах невелика, но зато государством предоставляются социальные гарантии: ежегодный отпуск, оплата больничного листа, стабильная заработная плата. Молодежи рады всегда, и она к нам приходит. Мы даем хорошие знания и опыт, прививаем навыки ответственного отношения к порученному делу, опять же дух коллективизма присущ налоговым органам. Работа в нашей службе требует всегда быть «на гребне волны», как говорится, в тренде.
— Что вам больше всего не нравится в вашей работе?
— Налоговой службе скоро исполнится 25 лет. За время работы есть как положительные, так и отрицательные моменты. Но, как правило, всегда вспоминается только хорошее, положительное. Выполнять работу, которая не нравится? Это не в моих правилах.