2015-11-10T15:47:47+10:00 2015-11-10T15:47:47+10:00

Ольга Шевченко: «У нас здесь островок международной культуры»

Директор школы международного формата о стандартах и ритмах обучения, правилах для учеников и внутренней свободе

Международная лингвистическая школа |  «У нас здесь островок международной культуры»
Международная лингвистическая школа
Анкета
Ольга Шевченко, директор Международной лингвистической школы (г. Владивосток).
Родилась во Владивостоке.
Получив высшее образование в ДВГУ в 1979 г., вернулась в среднюю школу № 1 в качестве учителя английского языка и заместителя директора, где проработала 17 лет.
С 2000 г. работает в системе негосударственного школьного образования.

С ее знанием английского языка и опытом работы за границей она давно могла бы уехать жить в другую страну. Но покидать Приморье Ольга Шевченко не намерена, ведь именно здесь смогла воплотиться ее мечта — создание для детей школы нового, прогрессивного формата.

— Ее двери открылись для учеников в 2007 г. Подобралась мощная команда педагогов и администраторов, близких по духу, с которыми работала с 2000 г. Было много идей, которые претворились в жизнь. И сегодня процесс обучения детей в нашей Международной лингвистической школе — это сочетание российской общеобразовательной программы и международного бакалавриата, в системе которого она авторизована, единственная такая в Сибири и на Дальнем Востоке. Школа со своими традициями. Ученики здесь получают знания на двух языках — русском и английском, с шестого класса они выбирают еще один иностранный — китайский, корейский, японский или французский.

— Ольга Станиславовна, международный бакалавриат — звучит громко. А как это выглядит на деле с учетом местных реалий?

— Мы работаем по отлаженной, принятой в мире системе, при которой значения не имеет, во Владивостоке ли находится школа или в иной точке планеты. Здесь можно окончить 12 классов по международному стандарту и, кроме российского ЕГЭ, сдать и международный экзамен — на английском, конечно. В день сдачи, как правило, в мае, мы отправляем пакеты с экзаменационными листами в Гаагу. В июле уже получаем из Европы выпускные документы на наших учеников (дипломы и сертификаты). У наших учеников есть возможность подготовиться и сдать другие международные экзамены, например, Кембриджского университета, и получить сертификат.

— После окончания школы где продолжают учиться ваши выпускники?

— Наши выпускники — везде: Москва, Санкт-Петербург, Владивосток. Многие продолжают образование в Канаде, США, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании и Швейцарии, есть те, кто учится в Китае. Несколько лет назад наших учеников «оттягивала» Канада. Имея партнеров в этой стране, мы возим туда ребят на языковую практику. Освоившись в Канаде, многие предпочли возвратиться туда ради высшего образования, уже не языкового, а профессионального. Изучая иностранный язык в школе, ребята понимают, что это одно из средств для дальнейшей самореализации, хороший старт к взрослой жизни.

— Иностранцы, работающие во Владивостоке, часто сетуют на то, что им некуда пристроить детей школьного возраста…

— Это уже немногие, думаю. Среди наших учеников прекрасно себя ощущают и успешно учатся юные американцы, японцы, немцы, южнокорейцы (их большинство среди иностранцев). В основном это дети сотрудников консульств и бизнесменов. Родители-иностранцы пока настороженно относятся к российскому школьному образованию в целом, но во Владивостоке у них все-таки есть возможность обучать детей по международным стандартам. Теперь у нас есть ученики на полном пансионе, родители присылают их специально для получения международного образования, хорошего английского и русского языков. Такими учениками плотно занимаются учителя и тьюторы — до 19:00 вечера, затем ночные воспитатели. Кроме учебы — постоянные экскурсии, образовательные и культурные проекты, праздники — пусть дети в чужой стране чувствуют себя как дома, в семье. Думаю, мы единственные в России, работающие в этом направлении.

Джаз по расписанию

— Английскому учат школьников теперь на каждом шагу в Приморье. Верите ли вы в эффективность местного языкового образования?

— Сложно сказать обо всех курсах или школах. Но что касается нашей, здесь есть принципиальный момент: мы не просто учим английскому, а учим на английском. Иными словами, и математика, и физика, география и т. д. преподаются именно на этом языке.

— С каким уровнем иностранного языка принимаете новых учеников?

— Нас не интересует уровень, с которым ребенок поступает к нам в школу. Даже если с нулевым, я всегда говорю родителям: дайте нам полгода, и вы увидите результат! Эффективность достигается различными методиками, технологиями и индивидуальным подходом. Ведь в классах — не более 20 детей, а для предметов английского цикла — 10–12 человек. И даже интерьер классов — посмотрите! — это как будто нескучные уголки англоязычных стран.

— Обязаны ли родители заниматься с детьми школьными уроками дома?

— Мы не перекладываем обязанности школы на родителей, прекрасно справляемся сами с тем, что касается обучения. Хотя постоянный контакт и сотрудничество с родителями — непременное условие. Совместная деятельность педагогов, родителей и учащихся, взаимное уважение, ценности семьи — это то, что ценится в школе.

— Судя по расписанию Международной лингвистической школы, ваши ученики, хотя и занимаются в одну смену, но заняты с утра до вечера. К чему такая нагрузка?

— Кажется, это сложно ребенку — иметь занятия с 08:30 утра и до 16:00, да еще и учиться на двух языках сразу. Но когда ученики входят в установленный ритм, когда им интересно, когда их поддерживают учителя — все идет довольно легко. Тем более что есть и большая перемена, и зоны активного отдыха с теннисным столом, и класс по керамике, и музыкальная студия, и спортивный клуб. Вместе с творчеством и свободой выбора значительно облегчается процесс обучения. Так что в расписании наших учеников не только академические предметы, но также спорт, краски, гончарный круг, джаз плюс фигурное катание в «Полюсе».

Территория без обид

— Что за необычные объявления развешаны у вас в коридорах: «This is a bully free zone», «Buddy stop»?

— Как ни странно звучит, но не английский сам по себе здесь во главе угла, а формирование международных стандартов поведения, отношения к окружающим, психология общения. Без унижения одного другим, без оскорблений, насмешек, без нанесения обид, зато доброжелательно, приветливо, с любопытством и дружелюбием — вот как надо получать образование в школе. Это идеал, на который мы ориентируем своих учеников, в том числе и с помощью разных постеров.

— Требования к ученикам понятны. А есть ли правила для учителей?

— Педагог должен быть профессионалом c педагогической любовью, духовностью. Оптимизм и жизнелюбие не помешают. В стенах МЛШ категорически запрещено учителям повышать тон при общении с учениками. Учитель для них — старший и опытный товарищ, прежде всего уважаемый и уважающий партнер, если хотите, по процессу обучения, какого бы возраста ни был ребенок. Дети и родители ценят это.

— Учеников МЛШ сразу можно отличить по внешнему виду — вроде бы и свободные в стиле, раскованные, но в то же время все в галстуках.

— Мы стараемся прививать детям понимание, что есть деловой стиль, а что — свободный. И, требуя выглядеть по-деловому, тем не менее не зажимаем их в рамках строгой формы. Только представьте, провести в школе восемь часов подряд мальчику в пиджаке — разве удобно? А легкий галстук, как символ принадлежности к нашей школе, вносит «организованность» в облик учеников.

— Не слишком ли «цивилизованные» условия вы создали ученикам в своей международной школе? Мир и люди за ее стенами гораздо суровее, чем внутри.

— Поверьте, наши ученики видят разные стороны жизни, так как они включены в социальную деятельность. У нас есть подшефный детский дом, который посещают наши школьники постоянно, помогают ему, общаются с его воспитанниками. Есть и другие соцпроекты в школе. Например, в прошлом году мы организовали акцию «Спасем лис» — помощь животным на о. Русском. И продолжаем эту акцию до сих пор. Инициируем и проводим благотворительные акции. А вообще, каждый во взрослой жизни выбирает себе сообщество. Если он привык в школе к цивилизованному сообществу, то и после ее окончания сформирует себе подобное же окружение — вот что важно.

Мечтать по-английски

— По профессии вы — учитель английского языка. Совместимо ли руководство школой с педагогической практикой?

— Непременно. Как и мои коллеги-педагоги, я тоже веду уроки. И считаю, что любой, кто перешел на административную должность в школе, должен все равно брать часы преподавания. А как иначе понимать потребности учеников и коллег и чувствовать школу изнутри?

— Вы пропагандируете международные ценности и стандарты поведения. А как насчет русской культуры?

— Несмотря на то, что у нас здесь островок международной культуры, мы считаем себя проводниками и русской культуры, науки в АТР. Более того, два раза в год у нас проходят историко-филологические туры в Санкт-Петербург, где ребят знакомят с русской историей и культурой в музеях этого замечательного города. Мы стремимся, чтобы наши ученики гордились достижениями своей страны. Преподавание русского языка у нас тоже на высоком уровне, в том числе иностранным учащимся. Если человек не научился любить близкое (родных, природу, Родину) — он не способен любить и человечество.

— Многие из ваших учеников отправляются за границу. Почему все-таки вы не уехали из Приморья за лучшими перспективами?

— Я живу в красивом месте, у которого большое будущее, где много интересных прогрессивных людей. И здесь я занимаюсь любимым делом, здесь я претворяю в жизнь свою большую учительскую мечту — школу международного уровня. Разве этого мало?

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ