Любовь Терендина, руководитель Приморского регионального отделения Федерации управленческой борьбы, заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии по защите прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Закончила КемГУ (специальность «финансы и кредит»), Институт консультирования и системных решений.
Действующий предприниматель с 1997 г.
Замужем, трое детей.
Личный предпринимательский опыт — неотъемлемая черта настоящего бизнес-консультанта. По словам Любови Мудровой (Терендиной), только это дает способность отличать «тему» от бизнес-идеи, а также учит не относиться легкомысленно к претензиям контролирующих органов.
— Любовь Николаевна, в чем заключается «управленческая борьба», которой вы обучаете предпринимателей?
— Это социальная технология, разработанная Таллинской школой менеджеров. Создается стрессовая ситуация, в которую помещается два человека. Часто нам кидают что-то в спину, а мы не можем быстро ответить. Нужно выйти из ситуации достойно, а еще лучше — победителем! В бизнесе, да и не только в бизнесе, важно принимать эффективные решения мгновенно.
Предположим, я устраиваюсь к вам на работу. Это стрессовая ситуация для обоих участников. Соискателю нужно за короткое время объяснить, почему, допустим, его «с треском уволили с предыдущего места работы». А вам нужно принять решение, взять ли меня на работу. Но на самом деле любое решение человек принимает за первые 20 секунд... В это время формируется дальнейшая победа или поражение.
Разыгрывали мы даже и такой управленческий поединок. Завязла машина, нужно ее толкнуть. Рядом останавливается другой автомобиль, за рулем — знакомый, который согласился помочь. Цепляем трос, дергаем. Задний водитель поддал хорошо газу, стукнул переднего — а у того машина новая. Стрессовая ситуация. Нужно расходиться как-то, и дружеские отношения хочется сохранить. Я — водитель, которого стукнули, — достаю из багажника пару бутылок пива, говорю знакомому: не переживай, давай выпьем. Тот выпивает, я делаю вид, что пью. На самом деле звоню в ГИБДД: «Здесь пьяный водитель меня стукнул». Участники тренинга говорят: «Но это же подло». Я объясняю: «Кто вам сказал, что жизнь — справедливая штука? Вы должны быть готовы к тому, что вас могут подставить в любой момент».
— Приходилось применять данные навыки в собственном бизнесе?
— Да, когда занималась арендой судов, которые ходили в Японию. Люди по паспортам моряков скупали подержанные автомобили. В 2002 г. случилась ситуация: мы отремонтировали судно, оно пришло в Японию, там ему дают «черный флаг». Значит, всем запрещен сход на берег. Разговариваю по телефону со старшим рейса, он сообщает мне эту новость. А я, вместо того чтобы поддаться общей панике, которая возникла в фирме, радостно говорю: «Отлично! Наконец-то будем цивилизованно работать. Наши клиенты будут ходить по загранпаспортам с визами, спокойно передвигаться по всей Японии». Старший рейса: «Мы не успеем сделать визы на следующий рейс». Отвечаю: «Я понимаю. Наши клиенты пока сходят бесплатно по паспортам моряков, а машины, естественно, будут перевозить за плату».
— Также вы занимаетесь системными расстановками в бизнесе. В чем суть данного явления?
— Российские предприниматели зачастую занимаются раскручиванием «тем». Интерес один: сколько денег сможешь заработать, если произведешь такие-то действия. Спрашиваю у иного человека: какая у тебя цель в жизни? Отвечает: заиметь побольше денег. Заметьте, какая психология: не заработать, не украсть, не «поднять», а заиметь. То есть деньги ради денег. Далеко не факт, что у «темы» есть развитие. Совершенно иной подход — выработать бизнес-идею: разобраться, для чего моя деятельность может послужить, как она встроена в потребности общества, чем может пригодиться людям.
— Насколько в принципе востребовано бизнес-консультирование сегодня?
— Ситуация в экономике кризисная, предприниматели ищут новые стратегии ведения бизнеса, поэтому обращаются к бизнес-консультантам. Но максимум, что вы можете взять от консультанта, — послушать его картину мира, как он видит вашу ситуацию со стороны. И, может быть, что-то для себя возьмете из этого массива. Затем уже принимаете какие-то самостоятельные решения по бизнесу.
Многие попадаются на такую вещь. Консультант говорит: «Вы неправильно вели дела, а надо вот так-то». Когда я провожу тренинги по управленческой борьбе, всегда говорю: никогда не слушайте консультантов, как вам лучше вести ваш бизнес! Вы сами создали свою бизнес-систему, она работает, и ни один человек лучше вас ее не знает. Есть консультанты, которые сами никогда не занимались бизнесом. Была у меня ситуация в 1999 году, когда мы взяли в аренду пароход, его надо было срочно отремонтировать. Сварщик работает в форпике судна, а я ему ночью кофе ношу. Человек без перерыва трое суток работает, и я столько же не сплю. Чтобы работать консультантом, надо и такой опыт иметь.
Апелляции тренеров к мировой практике вообще вызывают улыбку. Попробуйте в нашей нестабильной России вести бизнес. Наши предприниматели, сознательно или подсознательно, принимают это в расчет, ведут свои дела в рамках ситуации нестабильности.
— Одной из основных проблем для наших предпринимателей были и остаются проверки со стороны контрольно-надзорных органов. С точки зрения ваших системных расстановок, как себя правильно вести?
— Есть правила, которые озвучиваются: как должны проводиться проверки, в какие сроки. А есть реальность: как это происходит «по сути», как решаются вопросы на практике. Предпринимателю важно четко понимать, готов ли он вести дела в строгом соответствии с законом? Так лучше, поскольку навыков работы в правовом поле у контролирующих органов маловато. Но надо быть самому очень компетентным, готовым к тому, что решения затягиваются.
— Предприниматели часто оказываются в местах лишения свободы — это факт. Что вы им советуете в этом смысле?
— Основная ошибка — считать, что презумпция невиновности существует еще где-то, кроме как на бумаге. Предприниматель рассуждает: я не виноват, не сделал ничего плохого, пусть доказывают. На самом деле контролирующим органам достаточно предположить: ты это совершил. Это вы будете доказывать, что ничего плохого не делали. Пришли с обыском в первый раз — уже поздно, значит, дали повод. Тут важно сразу начинать биться, доказывать свою невиновность. Предпринимателей в местах лишения свободы предостаточно: обвиняются обычно в коммерческом подкупе, мошенничестве. Вся доказательная база часто строится на одном-двух свидетелях. Если дело дошло до суда, надежда разве что на условный срок. Оправдательных приговоров — всего 0,2%.
— Нередко руководители одного и того же крупного предприятия, главы муниципального образования попадают в тюрьму один за другим по очереди. Система несовершенна или люди?
— В России с 1917 г. игра в казаки-разбойники: одни догоняют, другие убегают. К сожалению, ничего не поменялось. Такой пример. Проезжая часть, посередине — сплошная полоса, на одной из полос движения — огромная яма, поблизости пост ГИБДД. Большинство водителей яму объезжают. Кто они: преступники или разумные люди? Тут все зависит от полицейских — будут наказывать или нет. Таких ям у нас очень много. Физически всех нарушителей остановить и наказать ГИБДД не может. И вот наверху решили, что тормозить надо только белые легковые машины. Условно говоря, это главы муниципальных образований. Скажут ловить черные джипы — будут сидеть губернаторы. То же касается и предпринимателей. Используешь серую схему ухода от налогов — должен понимать, что это как объехать ту самую яму на дороге. Действительно, не факт, что надо подвеску калечить, может, дешевле будет штраф за нарушение заплатить?
Имеет значение такая вещь, как размер бизнеса. Крупные бизнесмены отдают налоги в белую и не понимают, почему мелкие не хотят платить. Но ведь на «Лэнд Круизере» яму проедешь и не почувствуешь. А если у тебя — ветхая малолитражка? Малый бизнес чувствует каждый платеж, который с него требуют.
— Как член ОНК, что вы можете сказать о проблемах пенитенциарной системы Приморского края?
— Самым больным местом является СИЗО, где содержится больше людей, чем положено, где не хватает одеял, подушек, наволочек, простыней. Был такой случай. Заходим в камеру, там нет постельных принадлежностей. Нам говорят: все будет хорошо. В соседней камере — обыск. Оттуда выкидывают вещи, сотрудник несет подушку в ту камеру, которую мы проверяем. Вторая проблема — применение недопустимых мер воздействия на стадии следствия. Есть письменные обращения и видеообращения, где люди рассказывают, как их избивали и пытали. Пенитенциарная система с 1937 г., к сожалению, серьезно не изменилась.