Татьяна Попова, генеральный директор «AZIMUT Отель Владивосток» и «А-Hotel Амурский залив».
Родилась в г. Уфе. По первой специальности — инженер-строитель, также получила юридическое, экономическое образование.
Более 20 лет работает в области гостиничного бизнеса. В 2009 г. заняла пост генерального директора «AZIMUT Отель Уфа». В период с июля 2013 г. по апрель 2014 г. принимала участие в подготовке открытия и запуска курортного комплекса «Азимут» 3*, «AZIMUT Отель RESORT & SPA» 4* (г. Сочи). С 1 сентября 2015 г. назначена на пост генерального менеджера восточного региона отелей сети AZIMUT. С 27 июля 2016 г. также занимает должность генерального директора «AZIMUT Отель Владивосток» и «А-Hotel Амурский залив».
Имеет разряд кандидата в мастера спорта по биатлону. Увлекается горными лыжами.
Мать двоих детей.
Ее карьера — яркий пример того, как, начав с низкого старта, можно добиться головокружительных высот. Татьяна Попова знает о гостиничном бизнесе все и даже немного больше. Своей вдохновляющей историей она поделилась с корр. «К».
— Татьяна Евгеньевна, что побудило вас, инженера-строителя по специальности, так кардинально сменить сферу деятельности?
— Закончив Уфимский государственный нефтяной технический университет, я устроилась в проектный институт. Коллектив был дружный, работа интересная, но рутинная, а мне хотелось каких-то новаций, движения, и я решила пойти другим путем — в индустрию гостеприимства. С тех пор сменила много профессий — была эйчаром, портье, руководителем службы приема и размещения гостей, возглавляла службу содержания помещений.
Тогда, в 1995 г., отельный бизнес находился в зачаточном состоянии, поэтому все приходилось «строить» буквально с нуля. Я создавала отделы бронирования, продаж для крупной гостиничной сети. Строительное образование помогало решать любые вопросы по части эксплуатации зданий, в этой сфере я чувствовала себя как рыба в воде, и потом в моей профессиональной деятельности было много реноваций, капитальных ремонтов отелей, так что первый диплом очень пригодился. В сеть AZIMUT попала, уже будучи генеральным менеджером. С тех пор занимаюсь различными проектами, связанными с реконструкцией, строительством и запуском новых объектов. Живу во Владивостоке. Когда рассказываю молодым специалистам, которые приходят к нам на работу, с чего начинала свою карьеру, они смотрят на меня и, думаю, верят, что можно многого добиться собственными силами.
— Что больше всего нравится вам в работе отельера?
— Люди. Наши гости — из разных регионов, стран, разных национальностей, психотипов, разной культуры, религий. Общаться с ними безумно интересно, и этого ничто не заменит. Гостиничный бизнес, в первую очередь, подразумевает сервис. Здесь нужно улыбаться, располагать к себе, иногда даже проявлять актерское мастерство, но самое главное — искренне любить людей, потому что в противном случае тебя все будет раздражать, угнетать, а с работы ты будешь приходить как выжатый лимон.
— Какие гостиничные услуги сегодня самые продаваемые? На что ориентируются туристы, выбирая отель?
— Любой гость, в составе групповых заездов или индивидуальный, хочет получить максимально полный спектр услуг: уютный ресторан и разнообразное питание, просторные конференц-залы, тренажерный зал, в целом атмосферу для работы и отдыха («два в одном»). Если говорить о сети AZIMUT, наши отели отвечают всем вышеперечисленным требованиям. Мы не стараемся удивить гостя, мы стараемся создать удобную и уютную атмосферу доброжелательности для всех наших партнеров и гостей. После реновации отеля мы можем предложить оборудованный бизнес-центр с компьютерами и различной оргтехникой, четыре конференц-зала и один банкетный зал. Причем это все залы-трансформеры, то есть мы можем уменьшать или увеличивать их по желанию гостей. В круглосуточном режиме работают два ресторана и смарт-лобби — уникальная концепция сети AZIMUT, где можно в любое время получить еду и напитки. Оплата производится на ресепшен. Смарт-портье — универсал: он и бармен, и официант, который может не только заселить-выселить гостя, но и налить ему чашку кофе, сделать вкусный коктейль. На самом деле это сложная работа, так что мы уделяем большое внимание обучению молодых специалистов.
— По информации, озвученной департаментом туризма Приморья, ежегодно в крае создается до восьми средств коллективного размещения. Скоро должны открыться гостиницы Hyatt. Конкуренции вы не боитесь?
— На самом деле, AZIMUT не боится конкуренции, потому что, во‑первых, мы зарекомендовали себя на рынке, во‑вторых, для гостей важно даже не количество, а качество услуг. В одном из городов, куда заходит наша сеть, практически одномоментно открылись сразу восемь отелей, но именно AZIMUT лидирует по загруженности. Почему? Приведу пример: каждый хочет узнать вкус блюда, которого раньше не пробовал, но всегда возвращается к любимым рецептам. Так и с гостиницами. Главный закон отельера — возвратить гостя, чтобы он остался вашим навсегда. И мы действительно к этому стремимся — не на словах, а реально работаем каждый день, просматриваем все отзывы на таких сайтах, как Вooking, Тripadvisor, поддерживаем обратную связь и реагируем на каждое замечание.
Хороший сервис начинается с мелочей, но два главных пункта — чистота и вкусная еда — разнообразные завтраки, включенные в стоимость проживания. У нас на шведской линии 120 наименований, включая блюда различных национальных кухонь. Мы получили сертификат China Friendly, а сейчас будем проходить сертификацию Halal Friendly. Все необходимые атрибуты для гостей-мусульман готовы — меню-халяль, Коран, четки, молельная комната. Надо идти в ногу со временем, и если мусульманское направление сейчас активно развивается на местном рынке, наша задача — встроиться в этот поток.
— Вы участвуете в проектах строительства и запуска новых гостиниц. Наверное, это самая тяжелая часть вашей работы?
— Тяжелая, но вместе с тем самая увлекательная. Ты испытываешь удивительное чувство, когда на твоих глазах силами твоей команды, которая съезжается со всей страны, рождается новый отель. Например, у меня был очень интересный проект в Сочи — к открытию Олимпиады мы запускали два отеля общим номерным фондом 3600 единиц (более 15 га земли) с кафе, ресторанами вместимостью до 1500 человек. Собирали персонал по всей России, даже получали квоты на сотрудников из ЮАР. Работа была очень напряженной, спать приходилось по 3–4 часа в сутки, но результат стоил приложенных усилий. Даже глава государства назвал четырехзвездочный отель AZIMUT самым лучшим из всех, запущенных к Олимпиаде. Сегодня на его базе по инициативе Владимира Путина создан образовательный центр «Сириус», задачей которого является раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей.
Наша сеть динамично развивается, каждый год ее пополняет как минимум один объект. В мае состоится презентация-открытие новой гостиницы «AZIMUT Смоленская» в Москве. Проектная группа провела большую работу, и все мы с нетерпением ждем этого момента.
— Сначала вы ездили во Владивосток в командировки, сейчас живете здесь. Можно ли сказать, что это «ваш город»?
— Конечно, я сильно скучаю по детям, у меня их двое — сын и дочь, двойняшки, недавно им исполнилось 18 лет. На каникулах они приедут сюда, и мы будем все свободное время проводить вместе. Но сам город замечательно мне подходит. Я бы сказала, что он обладает харизмой, и жители здесь такие же — очень яркие, прямолинейные, не боятся высказывать свое мнение. Мне нравятся сопки, море огней по вечерам, знаменитые мосты, природа. Мне близки эти ритмы жизни, и я вижу большие перспективы развития, ведь недаром к Владивостоку сейчас приковано столько внимания. Единственное — такое впечатление, что люди пока сомневаются: «А действительно ли мы сможем?» Хочется сказать им: «Действительно! Ведь вы крутые!» Нужно поверить в себя прежде всего. Если ты веришь в себя, то стараешься работать на качество. Значит, и результат будет соответствующим.
— А какими еще позитивными установками вы могли бы поделиться с теми, кто хочет добиться успеха?
— В детстве мой папа сказал мне одну вещь — и этому я учу своих детей: «Будь кем хочешь, только стань профессионалом». Можно быть врачом, футболистом, преподавателем или отельером, главное — хорошо делать свою работу. Если я приезжаю на строительство нового отеля, то вскоре знаю каждый гвоздик, каждый уголок, каждый недостаток практически каждого сотрудника. Это нужно, чтобы понимать, куда ты движешься.
— Татьяна Евгеньевна, всегда интересно узнать, из чего состоят будни успешного человека. Как проходит «один день из жизни отельера»?
— Встаю я, как правило, в 4–5 утра. Немного работаю. За прошедший день в голове скапливается масса задач, которые нужно решить, — сиюминутных или требующих взвешенного подхода, а с утра у меня всегда появляются свежие идеи. Потом душ, на завтрак — творог и кофе — привычка, которой я не изменяю со времен своего спортивного прошлого. В 7:30–8:00 я уже на работе. Обычно занимаюсь документами, договорами, прорабатываю решения, принятые утром. Затем мы с коллегами проводим ежедневные пятиминутные планерки.
Дальше по плану — презентации, деловые встречи, обязательно встречи с гостями, корпоративными партнерами. Рабочий день у меня редко длится меньше 12 часов, но я всегда говорю как коллегам, так и начинающим специалистам — за 20 лет в бизнесе у меня не было ни одного дня, когда бы я приходила на работу без удовольствия. Мне повезло в жизни: судьба распорядилась так, что я занимаюсь любимым делом, а это — очень важная часть жизни.
Юлия ПИВНЕНКО