Шинкаренко Валентина Михайловна
Место рождения: Амурская область, село Ново-Воскресеновка.
Образование: ДВГТУ, инженер-электрик (1975 г.); второе высшее — ДВГУ (1999 г.), менеджер по туризму; Российская международная академия туризма (Москва, 2001 г.)
Карьера: Дальвостниипроект — инженер, ведущий инженер, руководитель группы (1975-1993 гг.); совместное российско-японское предприятие «Золотой Рог» — замдиректора по туризму (1993-1994 гг.); «Тихий океан» — директор турцентра (1994-1995 гг.); фирма «Интурист-Владивосток» — заместитель гендиректора (1995-2003 гг.); компания «Гелиос-Трэвел» — гендиректор с 2003 г.
Состав семьи: гражданский брак, два сына — Денис и Александр.
Хобби: путешествия, чтение книг по философии.
Главные личные достоинства: трудолюбие, уверенность и надежность.
Главный недостаток: большое доверие к людям.
После перестройки судьбы многих приморских инженеров начали походить одна на другую. Не желая работать за низкие зарплаты, бывшие ведущие специалисты подавались в коммерцию, предпочитая созданию проектов шоп-туры в Поднебесную. Валентина Шинкаренко, всегда любившая путешествовать, после ухода из родного института также повторила путь своих недавних коллег. Но, в отличие от последних, она стала не столько участником, сколько непосредственным организатором поездок за рубеж — превратилась из обычного руководителя группы инженеров в главу туристической фирмы.
Семейный доктор с картой мира
— Валентина Михайловна, почти 20 лет проработав на одном месте, вам, наверное, было сложно принять решение об уходе?
— Конечно, тем более, что мне нравилась эта работа. Я проектировала линии электропередач и электростанции по всему Дальнему Востоку, участвовала в больших проектах и потом с гордостью наблюдала за тем, как мои мечты воплощаются в жизнь. И если бы не перестройка с ее последствиями, то я бы, вероятно, так дальше и работала на прежнем месте. Но, как говорят, все, что ни делается — к лучшему.
— Чем же вас так привлек туристический бизнес?
— Пожалуй, я попала в эту сферу не случайно. В очередной раз задумавшись о смене работы, прочла гороскоп: «если вы сейчас найдете себе новое трудовое место, то это будет счастливый поворот в вашей жизни, о котором вам никогда не придется жалеть». (Вот после этого и не поверь в гороскопы!). А вскоре мне на глаза попалось объявление в газете: «в туристический центр компании «Золотой Рог» требуется...», дальше я даже не дочитала и под впечатлением от звездных рекомендаций тут же позвонила по указанному телефону. И уже придя на собеседование с главой фирмы, узнала о том, что им требуется директор по туризму. Но самое примечательное, что меня, не имевшую какого-либо опыта работы в данной сфере, выделили из множества желающих и приняли на эту должность. Чем я «взяла» руководителя? Не знаю. Тогда у меня были лишь представления о том, что должен делать профессиональный директор туристической компании, и уверенность в себе.
На тот момент мне уже довелось объездить почти всю нашу страну и даже побывать за границей. Первая поездка за рубеж, в Монголию, открыла передо мной множество недостатков в организации путешествий и стала для меня, как для будущего специалиста по туризму, хорошей школой.
— Прежде чем открыть собственную турфирму, вы довольно долго проработали в компании «Интурист Владивосток». Не смогли бороться с желанием самостоятельности?
— Совершенству нет предела! Каждый человек к чему-то стремится в своей жизни.
— И какие ваши стремления воплотились в «Гелиос-Трэвел»?
— Главное — коллектив, поэтому я сделала так, чтобы в моей компании работали грамотные и квалифицированные специалисты. Думаю, у меня это получилось. Все сотрудники имеют большой опыт работы и профессиональное образование. Кроме того, у нас современный офис, расположенный в красивом здании, к которому не составляет труда добраться и на общественном, и на личном транспорте. Мы постарались создать комфорт и уют для наших клиентов, и сейчас основная задача компании состоит в том, чтобы предложения «Гелиос-Трэвел» были в числе лучших.
На мой взгляд, турагентство должно быть чем-то вроде семейного доктора, которому бы верили люди и который бы оправдывал их надежды.
— Вашу компанию можно назвать семейным доктором? Вы исполняете любое желание клиента?
— Ничего невозможного нет. Хотя, конечно, есть страны, в которые действительно очень сложно попасть. Например, Австралия, Америка, Новая Зеландия или Канада предъявляют определенные требования к документам и социальному статусу людей, въезжающих на их территорию. Допустим, звонит молодая дама, которая хотела бы посетить Австралию. И мы сразу начинаем реально оценивать возможность открытия визы: узнаем о ее семейном положении, наличии детей и т.д. Дело в том, что посольство Австралии рассматривает каждого туриста как потенциального эмигранта, и в связи с этим попасть на территорию этого государства довольно сложно.
Для чего мы родились?
— Какие тенденции вы бы отметили в организации современных путешествий?
— Раньше все путешествовали только в составе групп, хотя, конечно, и сейчас многие предпочитают такие поездки. Но в то же время появляется все больше индивидуальных туров, и я считаю, что преимущество заключается именно в них. Почему? Когда человек или семья путешествуют вне какого-то коллектива, они предоставлены самим себе, ни от кого не зависят и ни под кого не подстраиваются. И, на мой взгляд, будущее именно за такими турами.
— А что скажете о модных путешествиях? Одно время среди приморцев наиболее популярны были поездки в Таиланд...
— Очень много туристов выбирают круизы: путешествия на суперлайнерах комфортны и удобны. Кроме того, все больше клиентов привлекает Новая Зеландия. В отношении же Таиланда я могу сказать, что он так и остался излюбленным местом отдыха наших туристов — доступные цены, хорошая кухня, море, солнце и песок. И те, кто однажды испытал на себе эти прелести, предпочитают и в дальнейшем там отдыхать.
— У людей есть привычка ходить в один и тот же ресторан, посещать одну и ту же парикмахерскую, и в данном случае их привязанность понятна. Но оправдана ли подобная постоянность в отношении выбора страны?
— Мы родились для того, чтобы путешествовать и познавать мир. Это желание заложено в каждом из нас, и все зависит от того, как человек развивает в себе данную наклонность. И не надо говорить о финансовых трудностях. Можно проехать по Приморью и здесь найти для себя какую-то изюминку. Все зависит от любопытства и любознательности отдельной личности.
Конечно, мы, как туристическое агентство, пытаемся разнообразить свои предложения, но иногда приходят клиенты, которые и слушать ничего не хотят о том, чтобы сменить свое постоянное место отдыха. Их интересует лишь та страна, куда они уже ездили много раз. Хорошо это или плохо? О вкусах не спорят.
— А вы где предпочитаете отдыхать?
— Я люблю путешествовать и мечтаю объездить весь мир. Пока что мне довелось побывать в 18 странах, так что у меня все еще впереди. Например, участие в каком-нибудь круизе с заходом в Бразилию или поездка на Ямайку. Но вообще моя работа требует того, чтобы я увидела как можно больше стран и как можно больше о них узнала. Иначе как я буду рассказывать о них клиентам? Я должна быть подкованной во всем, что касается других государств — цен, уровня жизни, традиций, культуры, кухни и т.д.
— Насколько я знаю, путешествия привлекают вас еще и возможностью познакомиться с новой кухней. Кулинарные особенности какой страны вам наиболее близки?
— Люблю пробовать блюда разной кухни, коллекционирую самые лучшие рецепты приготовления блюд. Сейчас мне особенно по душе японская кулинария. Быть может, из-за моей привязанности к морепродуктам, которые являются основной составляющей данной кухни. И если у меня есть возможность делать в ресторане заказ, я обязательно обращаю внимание на рыбные блюда. Так же поступают многие другие туристы из Приморья, которые, несмотря на близость к морю, не видят его свежих даров. Ведь нам чаще всего предлагают их в замороженном виде. Кстати, по этой же причине приморцы обожают Таиланд — там изобилие рыбных ресторанов, где можно отведать самые невероятные блюда по умеренным ценам.
Плюс — нашей природе, жирный минус — условиям жизни
— В последнее время все говорят о привлекательности Приморья с точки зрения развития здесь внутреннего туризма. Каково ваше мнение на этот счет?
— Некоторое время назад я обратила внимание на статью о проблеме клещевого энцефалита. На карте мира были показаны зоны распространения насекомого, вызывающего данное заболевание. Так вот в Приморье эта территория на самом деле невелика. У нас, благодаря в том числе и СМИ, муссируется только негативная информация, и наш мир представляется всем отрицательным — воды нет, свет тоже периодически отсутствует, лифты не работают, да еще и клещевой энцефалит. Сегодня узнала, что в Чехии более устрашающие, чем в Приморском крае, показатели заболеваемости этим недугом. При этом я, находясь в Чехии, никогда и ни от кого не слышала о том, что там есть такая проблема. О чем это говорит? Может быть, это нечестно со стороны чехов — молчать об энцефалите, но, по крайней мере, к ним туристы едут со всего мира, а мы в Приморье говорим о каких-то преградах для привлечения иностранных туристов. Пора действительно всем по-настоящему заняться развитием внутреннего туризма в нашем крае и подумать, как мы сможем привлечь и чем заинтересовать зарубежных гостей.
— И в чем, на ваш взгляд, привлекательность Приморья для иностранцев?
— Прежде всего привлекательность зависит от людей, которые берут на себя организацию поездки и составляют программы пребывания, и конкретно от экскурсоводов, которые с вдохновением могут рассказать о Владивостоке и Приморском крае. Должны быть профессионалы, и их должно быть много. А вообще у нас есть что показать. Хотя, конечно, не хватает элементарных табличек (на том же английском) с указателями того, где что находится, равно как и условий для комфортного пребывания туристов. Ну, поставили биотуалеты, так они в большинстве своем закрыты на замок. Так какой же в них смысл? За границей они установлены повсюду и к ним не приставлены «охранники». Там все автоматизировано, у нас же такую систему вводить боятся. Пока меня радует лишь то, что сейчас о привлекательности края и о развитии внутреннего туризма стали говорить на разных уровнях власти и думать о том, что этот вид услуг может и должен приносить доход.
— И все же — куда бы вы повезли иностранных туристов, решивших отправиться в путешествие по Владивостоку и по Приморскому краю?
— В первую очередь предложила бы им прогулку по акватории Амурского залива. В Приморье великолепная природа и много очень привлекательных мест. Правда, у нас все базы отдыха расположены далеко от города и до них очень долго ехать.
— Сегодня государство делает ставку на укрупнение и централизацию туристического бизнеса. По вашему мнению, сократится ли в случае принятия поправок к Закону РФ о туризме количество местных туроператоров?
— Мне кажется, нас просто пугают, как и в случае с клещевым энцефалитом. Практически 30% всех туристических компаний Приморья имеют туроператорскую лицензию. Это говорит о том, что процедура ее получения не такая уж сложная, хотя в свое время всех страшили и говорили, что следует ожидать сокращения турфирм. То же самое и в отношении поправок к закону. В любом случае будет разработан механизм, в частности финансовой поддержки компаний. Конечно, если стоит задача монополизировать государством сферу туризма и поставить нас в очень жесткие рамки, то многие компании просто будут работать как турагентства. Ничего ужасного в этом нет.
БЛИЦ
— Самый дорогой сувенир, который вы привезли из путешествий?
— Ценность сувенира заключается не в стоимости, а в духовности. Например, из Австралии я привезла большую мягкую игрушку, кенгуру. О поездке на вулкан Этна, после его извержения, напоминает кусочек лавы.
— Как вы думаете, каково предназначение женщины?
— Оно меняется вместе с ее возрастом. Если говорить о зрелой женщине, у которой есть семья, то она должна создавать домашний уют, заботиться о муже и детях. Женщина должна отдавать окружающим ее близким людям тепло и дарить улыбку.
— В чем для вас счастье?
— В состоянии душевной гармонии и комфорта.