Худрук театра им. Горького Ефим Звеняцкий — с сентября 2016 г. краевой депутат и заместитель председателя комитета ЗС ПК по социальной политике и защите прав граждан. Самый старший представитель депутатского корпуса доволен тем, что в целом ситуация с ассигнованиями на культуру меняется к лучшему.
— Ефим Семенович, полгода назад вы говорили: на то не хватает и на это. В июне произошла корректировка бюджета — на культуру добавили 85 млн рублей. У вас улучшилось настроение?
— Всегда денег хочется больше (смеется), и всегда культура финансировалась по остаточному принципу. В нынешнем году губернатор с большим пониманием откликнулся на наши просьбы об изменениях в бюджете.
Значительная часть средств направлена на создание АНО «Приморский культурно-исторический центр», на укрепление материально-технической базы ГАУ «Приморский краевой центр народной культуры». 24,5 млн рублей направляется в виде субсидий некоммерческим организациям на проведение фестиваля «Лето на Русском» в 2017 г. В рамках открытия филиалов российских музеев во Владивостоке в Приморской картинной галерее переданы нежилые помещения площадью 610 м2, предусмотрено 4 млн рублей для их содержания.
Есть и другие направления, по которым в нынешнем году увеличено финансирование. 15 млн рублей, которые предназначены на выполнение наказов моих избирателей, я убедил направить на программу «Деятели искусства — жителям села». Программа реанимирована спустя четыре года. Театр Горького, Театр молодежи, Театр кукол, Уссурийский театр получили средства на поддержку гастролей по краю. Средства пойдут на оплату гостиниц, транспортные расходы, аренду залов. Это серьезные деньги, которые невозможно компенсировать за счет продажи билетов в приморской глубинке по 100–300 рублей.
В мае наша труппа побывала в Дальнегорске, Чугуевке, Кавалерово, Арсеньеве. Когда мы туда добирались в последний раз, при советской власти? Расписали график до конца года. Реально говорить о 30 спектаклях в течение марта — сентября в отдаленных муниципальных образованиях. Театр молодежи отправляется на гастроли в Благовещенск.
Театры в Уссурийске и Находке получат средства на поддержку творческой деятельности в рамках партийной программы «Театры малых городов» — 9 млн рублей.
Театру молодежи выделили первые 4,5 млн рублей на косметический ремонт. Но это учреждение, как и театр Горького, уже внесено в программу полной реконструкции на 2018–2020 гг. В следующем году драматический театр, я думаю, станет на консервацию, будем менять сценическое хозяйство, сцену, свет, звук, кресла. С 1975 г., когда наш театр был построен, капитального ремонта не было. Единственное, что удалось сделать, — фасад здания во время подготовки к саммиту АТЭС-2012.
— За прошедшие девять месяцев вы успели лучше познакомиться с коллегами по депутатскому корпусу?
— Произошла встреча моего человеческого накопления с людьми, которые помогут его реализовать. Комитет по социальной политике Заксобрания выстроен из людей, верующих в то, что Приморье надо изменить. Начиная от дорог, в которые вкладывается бесконечное количество денег, до сознания людей. Разбег от материального благополучия до духовного настроения должен присутствовать в тех людях, которых я увлекаю на встречи с Кончаловским, Лунгиным. Конечно, все они — образованные, искренние люди. Только отговорка: «Нет времени» или «Мне неинтересно» — неправильный путь. Надо, чтобы увиденное оказало на нас влияние.
В общем, я человек общедоступный, могу с каждым поздороваться, поделиться улыбкой, хорошим настроением. Однако голосовать мы можем по-разному.
— Как же партийная дисциплина, ведь вы — член фракции «Единая Россия»?
— Когда собирается фракция, чтобы принять решение, такое, допустим, непопулярное, как финансирование «Хаяттов», — идут серьезные споры и «битвы». Конечно, если приняли решение голосовать консолидированно, так и сделаю. Но нельзя свое представление об изменении жизни в Приморье оформлять «единственно возможным образом». Надо всегда уметь сказать: «Есть и такое мнение». Что не означает бросаться на баррикады. Если коллеги видят твою позицию, это сближает. Я начинаю чувствовать себя более привлеченным к людям, которые собираются, чтобы принять массу законов.
В настоящее время я, как региональный депутат, курирую Арсеньев. У меня произошли за это время встречи с жителями и руководством. Сейчас в городе — новый глава, формируется новый депутатский корпус. Я выхожу с просьбами и предложениями арсеньевцев на краевой уровень. Определенные материальные вложения для города внесены в корректировку бюджета. Конечно, на первых порах кому-то в Арсеньеве интересно было просто пообщаться — «о, Звеняцкий». Но это быстро перестает работать, когда люди не видят реальных дел.
— Все-таки большинство людей воспринимает вас, скорее, не как депутата, а как руководителя театра?
— В течение стольких лет я представляю Владивосток величайшим именам, фамилиям, которых мы привлекаем в рамках гастролей, фестивалей… Затем они рассказывают о городе другим. Я делаю так, чтобы Владивосток полюбили, чтобы он был в культурной повестке дня, модным. Такова моя миссия как человека искусства, а сейчас депутата.
Конечно, есть сегодня такие личности, как Лагутенко, Штыль, которые очень способствуют известности города. Но надо чтить и тех, кто был «прелюдией» к нынешним временам. Не надо отмахиваться — «вчера было советское время». Такие люди, как Диденко, Тарабаров, Ломакин — исторические личности. Я их чту. Это достойное поколение. Нельзя быть манкуртами. Надо уважать труд и созидание тех, кто был до тебя.
— Чего не хватает современным управленцам?
— Банально, но чрезвычайно важны кадры. Нужны ответственные люди, которые занимают определенные посты в «белом доме», Законодательном собрании. Надо вернуть чиновников на землю, к людям, которые в них верят или не верят, но которые на них рассчитывают. Посмотрите, как «трясет» департамент культуры. Ушел Сергей Матлин, серьезный человек. В чем причина? Не лучшее финансовое состояние учреждений культуры. Для того, кто придет на смену, важно понимать: ты собираешься воспомоществлять или руководить?
К сожалению, мы быстро обрастаем не очень полезными человеческими качествами, занимая ту или иную должность. Самые большие глупости делаются с серьезным выражением лица, говорил Григорий Горин. Надо оставаться людьми, разбираться и понимать, куда ты пришел и чем занимаешься.
Культура — это космос, но не беспредел. А беспредел начинается, когда мы начинаем думать, что схватили быка за рога. Что спектакли могут ставить все, кино снимать — любой. Искусство не измеряется рублями, метрами, килограммами. Это самое трепетное, что сохраняет в человеке человека. Оно — для человека, о человеке, через человека.
— В целом что из последних изменений в государственной политике вам нравится?
— Важная программа по строительству школ. Смотрите, как изменилась молодежь. Раньше я не пускал школьников классами в театр, потому что вели себя безобразно. Сейчас иначе. Не надо быть злыми, агрессивными. Восстановление человеческого капитала идет медленно. А возможности наши не такие великие.
— Получается, вы верите в то, что культуре будет уделяться больше заслуженного внимания?
— Верю, и считаю, это не связано с выборами президента в 2018 г. У нас сохраняется интерес к медийным лицам и большое уважение к артистам. О нашем зрителе все говорят очень хорошо. Это относится к сознанию. Об аншлагах кричать не будем. Но люди свои по-прежнему небольшие зарплаты тратят сегодня на хлеб и молоко, завтра — чтобы сходить в театр и музей Арсеньева.
У нас появляются филиалы Эрмитажа, Вагановской академии балета, Мариинского театра, Третьяковской галереи. Внимание уделяется и тому, что есть. Нельзя забывать про базис, среду, которая культивировалась десятилетиями. Сегодня у театра Горького получились гастроли по краю, мы приобретем грузовые автомобили, отпущены деньги на изготовление декораций, пошив костюмов, чего не было очень давно. В течение последних пяти лет мы получали госфинансирование, которого хватало на зарплату, налоги, коммунальные платежи.
— Что бы вы хотели улучшить?
— Если оглянулся — ничего не успел. А хочу успеть — в свои уже немолодые годы.
В советское время, когда проходило освоение Сибири и Дальнего Востока, все театры от Челябинска собирались во Владивостоке на грандиозный фестиваль. Буду добиваться возвращения фестивального театрального движения.
Надо достойно отметить 15 лет фестивалю «Меридианы Тихого». Некоторые спрашивают: зачем он нужен? Это возможность посмотреть некоммерческое кино, которое вы никогда не увидите в кинотеатрах! А какие появляются киноверсии спектаклей, балетов! Мы сняли в 3D киноверсию спектакля «Стена». Не надо надувать щеки, говорить про затраты. Самая большая роскошь — общение с людьми
Константин СЕРГЕЕВ
Материал опубликован в №28 "К" от 25.07.2017г. по заголовком «Хочу видеть Приморье модным и культурным»