Художественный руководитель Краевого академического театра им. Максима Горького, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Приморья по социальной политике и защите прав граждан Ефим Звеняцкий известен своей честностью и амбициозностью. Со свойственным ему юмором и энергией народный артист рассказал в интервью KONKURENT.RU об адаптации людей искусства к пандемии коронавируса, новых форматах работы театра и своей неиссякающей надежде.
– Ефим Самуилович, как известно, пандемия коронавируса сказалась на всех и всем. Как изменились условия работы театра им. Горького?
– Как и все сферы жизнеобеспечения деятельности людей, мы работаем в условиях ограничений. Это 50-процентная наполняемость залов, социальная дистанция, выполнение всех распоряжений Роспотребнадзора в области санитарной обработки помещений.
Меньше стали зарабатывать, больше тратить, существенны потери в заработной плате, много больничных листов. Притом ни внутреннего, ни внешнего морального разложения у нас не наблюдается. Живем надеждой, что проблемы, связанные с коронавирусом, если и не закончатся вскоре, то не будут приумножаться.
– Несмотря на большие сомнения, которые высказывали некоторые лица, удалось в условиях ограничений провести международный кинофестиваль «Меридианы Тихого», которым вы бессменно руководите…
– Мы твердо решили, что фестиваль не подлежит отмене или переносу на следующий год. Сдвинули сроки проведения ровно на месяц. Признателен руководству края, губернатору, правительству, что нас не задержали по времени, а поддержали. И мы провели «Меридианы Тихого» столь же значительно, как и 17 предыдущих лет.
Да, отсутствовали иностранные гости, зарубежные звезды. Но это не дало нам повод не принять у себя 1150 кинофильмов. Из них число просмотренных иностранных составили 700–800, а на конкурс были отобраны картины из 50 стран.
– Какие новые форматы применялись в ходе 18-го фестиваля?
– Думаю, одним из самых значительных нововведений стало проведение «Эха Меридианов Тихого» в трех городах Приморья: Артеме, Арсеньеве, Большом Камне. Машины, подъезды и звездные дорожки, по которым прошли такие актеры театра и кино, как Максим Дрозд, Дмитрий Исаев, Надежда Бодрова, Сергей Кошонин, Ольга Хохлова, Олег Харитонов, Сергей Степанченко, Борис Грачевский, Ирина Безрукова. Это крайне было интересно людям – увидеть тет-а-тет звезд, посмотреть спектакли, кинофильмы. Такой получился большой праздник для жителей муниципальных образований.
Если договоримся с руководством Владивостока, то планируем продолжать и в дальнейшем проект автокинотеатра на центральной площади. Не мы, конечно, придумали формат выступлений на открытом воздухе, он существует сотни лет. Но во Владивостоке в столь значительном масштабе проводился впервые. 200 автомобилей прибывали каждый день на площадь. Люди, сидящие в машинах, могли кушать, наконец, не поп-корн, а что-нибудь бутербродное и смотреть кино.
– Недавно вы озвучили инициативу по воссозданию «народных театров». Откуда возникла такая идея?
– Родилась инициатива исходя из моего личного опыта и общения с губернатором края Олегом Кожемяко, который высказал это предложение.
Что такое «народный театр»? В советское время крайне строго относились к идеологии и к тому, чем занимать людей в далеких городах и весях. А театр – не музыка или вокал, им могут заниматься люди в разном возрасте и социальном положении.
Народный театр – самодеятельные артисты, которые сами ищут декорации и костюмы, плюс незначительная поддержка со стороны власти. Хотя звание это в СССР было получить довольно сложно, в одном Владивостоке выступало три народных театра. Сегодня в Приморье народными можно назвать театр в Покровке, очень популярный и прогрессивный, и театр «Рампа» в Находке.
– Сколько, на ваш взгляд, таких театров требуется Приморью? Что они дают жителям региона?
– У нас много жалоб на то, что в провинции людям заняться нечем, имеют место разные негативные вещи. Надо изымать пороки, но не только же наказаниями и штрафами? Здесь важнее энергетика, которую несет театр, и люди верят, что искусство займет у них место вредного.
Конечно, важно при этом беспокоиться и о социальной сфере наших городов и сел. Когда люди будут достаточно обеспечены материально: детскими садами, медицинской помощью и зарплатами – то у них появится и желание возродиться духовно.
Начнем не спеша. Театр Горького переезжает в 2021 г., на период реконструкции, в Дом культуры угольщиков города Артема. Там, при участии нашего театра и творческих местных жителей, планируем создать первый народный театр. Конечно, и продолжение необходимо.
Сейчас в Приморье активно реконструируются и строятся дома и дворцы культуры, три–пять новых народных театров смогут там разместиться. Опорой им станут Академия искусств, театр Горького, наши артисты, гримеры, парикмахеры, осветители, режиссура, костюмы и декорации. Пока у меня есть желания и силы для того, чтобы заниматься этим всем.
– То есть в планах у театра Горького на 2021 г. – переезд?
– «Стационарно» в Артем мы переезжать не будем, только расположимся, там будут проходить репетиционный процесс, спектакли. Новый мэр города, Вячеслав Квон, очень нам помогает: перед тем как отдать нам площадку, ее реконструируют, меняют освещение и т. д.
Я думаю, будем давать в Артеме по два–три спектакля в месяц. Конечно, будем проситься играть, арендовать сцены в «Феско-холл», в филармонию, в театр ТОФ и в «Андеграунд». Везде, где возможно, по краю.
Будем изучать цыганский образ жизни, существовать как табор, в постоянных гастролях. Не слишком радостная перспектива, но, увы, нет другого выхода, чтобы через два–три года театр Горького засверкал, как 45 лет назад, когда его построили. При этом нельзя терять надежду: когда теряешь надежду, теряешь все. Надежда принадлежит каждому персонально, мы ее не отдаем.
И, конечно, это далеко не все планы.
Мы открываем театр «Мюзик Холл», и первая программа, которая прозвучит в конце августа, будет называться «Гранд ревю». Во Владивостоке есть разные жанры и виды искусства, а мюзик-холла нет. Но в 1920-е годы здесь был театр варьете, потом мое «Шоу Ефима Звеняцкого» шло с успехом. Появилось желание соединить разные коллективы: народные, фольклорные, эстрадные, цирковые. Это могло бы привлечь, во-первых, приморских зрителей, а во-вторых, туристов, гостей ВЭФ. Проект уже предложен руководству края и имеет перспективу на очень долгий срок.
«Гранд ревю» станет символом освобождения от пандемии. Личности номер один, мастерство номер один, крайняя атипичность многовмешательства, многодвиженчества. Пускай «Мулен Руж» учится у нас (шучу).
Другая перспективная история связана с тем, что театр Горького получил оборудование, хранившееся в ПКЦНК, мы создаем Приморскую кинематографическую комиссию при нашем театре. Будем ответственными за все, происходящее в Приморье на уровне съемок и их подготовки, за нахождение и привлечение кинорежиссеров и так далее. Речь идет о возрождении в Приморье государственного кинематографа, причем на мировом уровне. Справедливо, что этой задачей займется театр, проводящий долгие годы «Меридианы Тихого».
– Как строится работа с исполнительной властью края по финансированию культуры? Насколько велика степень взаимопонимания?
– Самое лучшее у нас взаимопонимание. Во власть пришли разумные. Конечно, произошло это не сегодня, не за один день, продвигалось достаточно много лет. Но театры охраняют, музеи берегут, форты Владивостокской крепости воссоздают. Такого активного развития культуры, интереса к ней со стороны власти не было долгие и долгие десятилетия. Поклон губернатору Олегу Николаевичу, председателю правительства Вере Щербине.
С другой стороны, в нынешнем году серьезно сократилось финансирование культуры, впрочем, не только ее. О чем депутатов Заксобрания Приморья поставили в известность, каждый из нас внес свои предложения.
Надо понимать, что деньги требуются на более значительные вещи. Есть здравоохранение, которое дает возможность легким дышать, давлению быть в норме, сердцу биться. Детям надо учиться, школьников надо кормить. Требуется восстанавливать разрушенные тайфуном линии электропередач и еще много чего. Хотя мы живем в Приморье много лет, все как будто начинается с нуля.
Что же, будем перестраивать свои планы. Мы поедем на гастроли по России, в Москву и Санкт-Петербург, как в прошлом году, когда проводились «Большие гастроли». Если не получится, то отправимся в тур по городам Дальнего Востока. Будем и экономить. Но что для меня важно? Надо экономить настолько, чтобы правда жизни не мешала правде искусства.