В Европе продажи бумажных книг выросли в 2016 г. на 7%, в то время как электронных — наоборот, снизились на 4%. Но приморские книжные магазины продолжают работать в иных условиях, а фактически — за границей бизнес-логики.
Никому не нужно доказывать, что книга сегодня — не самый востребованный товар. Цены на «корабли мысли» растут, а покупательская активность снижается, смещаясь в область электронных текстов. Приемлемым запасом прочности могут похвастаться разве что крупные сети, да и те порой не выдерживают. Большой «Книжный червь» давно исчез с рынка Владивостока, а «Приморский торговый дом книги» существует в суровых экономических условиях.
«Если говорить об общем состоянии книжного рынка, можно отметить не только выраженную стагнацию, отсутствие роста по отрасли в целом, но и снижение объемов реализации. В последние несколько лет рынок достиг пика насыщения по количеству наименований и по тиражам и рос только в денежном выражении. Некоторый рост обусловлен как инфляционными составляющими, так и увеличением стоимости книг за счет их более качественного и дорогого исполнения. Возник очевидный кризис перепроизводства, и специалисты констатируют неготовность рынка «переварить» такие объемы», — говорится в годовом отчете «Приморского торгового дома книги».
По мнению участников рынка, доля книг в общей потребительской корзине населения составляет всего 0,5%, и затраты приморцев на покупку книг не растут, напротив, объемы реализации книжной продукции сокращаются. Существует угроза, что эта доля будет еще ниже. «Тиражи бумажных изданий сейчас ничтожно малы. Бестселлеры сейчас издаются стотысячным тиражом, знаменитые книги — по 10, 15, 20 тыс. экземпляров. Доля остальных изданий составляет всего от 2 до 5 тыс.», — сообщил питерский писатель Александр Прост, автор книг «Смерть цвета бейсик» и «Содержанка».
Отсюда и не самые радужные условия для ведения книготоргового бизнеса в стране в целом и в Приморье в частности. По данным Ассоциации книгораспространителей независимых государств, до 30% продаж печатной продукции в денежном выражении осуществляется в Москве. К регионам-лидерам книжной торговли относятся Новосибирская, Свердловская, Ростовская области, Республика Татарстан, Башкортостан. Крупнейшей компанией в России признана издательская группа «ЭКСМО», в настоящее время в стране активно развиваются сети магазинов, связанных с издательскими группами.
Во Владивостоке книжная отрасль представлена несколькими магазинами «Глобус», «Библиосервис», «Фрут». Кроме того, в районах Приморья внедряется и расширяет сеть книготорговая структура из Хабаровского края — компания «Мирс». Однако самая обширная сеть по-прежнему принадлежит «Приморскому торговому дому книги». Вопрос — надолго ли?
Согласно официальным данным, в книжной торговле края еще с 2014 г. прослеживается снижение продаж печатной продукции. Это обусловлено тем, что товарооборот в этой сфере носит сезонный характер. Обычно его пик приходится на июль, август и сентябрь — тот период, когда идет активная подготовка к учебному процессу. Например, в июле 2016 г. объем реализации «Приморского торгового дома книги» составил 37,5 млн руб., в августе — 43,2 млн руб., в сентябре — 30,9 млн руб., тогда как в остальные месяцы года показатель варьировался от 12 до 26 млн руб.
Пока старожилам владивостокского книжного рынка удается держаться на плаву. Однако уже сейчас понятно, что времена меняются и спрос на книги в стационарных торговых точках падает. Многие заказывают литературу через Интернет (даже «ЭКСМО» больше рассчитывает на всемирную сеть), иные и вовсе отдают предпочтение электронным книгам. Даже писатели.
Александр Прост: «Я предпочел выпустить свою вторую книгу «Содержанка» в электронном формате по нескольким причинам. Во-первых, из-за маленьких тиражей сокращается гонорар автора. Если книга издана тиражом, например, 3 тыс. экземпляров, а отпускная цена издательства 150 рублей, то общий оборот по книге составит 450 тыс. рублей. Из этих средств нужно напечатать книгу, отредактировать, откорректировать, заплатить автору обложки, заложить резерв на непроданные и уничтоженные экземпляры, заплатить налоги, зарплаты и аренду, получить прибыль. Понятно, что заплатить автору сколько-нибудь значительную и даже заметную сумму невозможно.
Во-вторых, ввиду невысокого дохода издательства с каждого конкретного текста работа ведется так называемым конвейерным способом. В современных издательствах стараются выпускать в основном книжные серии. Вот и не приходится ожидать индивидуального подхода и внимания к себе. Ну и, в‑третьих, на издание печатной книги уходит очень много времени. Моя первая книга была издана через год после попадания в издательство, что считается отличным результатом».
Но, если верить экспертам, электронные устройства не убьют книжный рынок, а изменят и уже меняют его — теперь текст и «тело» живут независимо друг от друга. И удивительная живучесть и адаптивность бумажных книг позволяет оценить, какая часть их стоимости приходится на все, кроме букв.
По мнению издательства «Айсберг» (г. Санкт-Петербург), книги в их привычном, бумажном, варианте сохранятся, несмотря ни на что: «Электронный формат изданий всегда будет пользоваться популярностью среди не востребованных крупными издателями авторов, а также среди тех, кто хочет выпускать книжки исключительно для себя. Что касается бумажных вариантов, то постепенно изживут себя дешевые издания, отпечатанные на плохой бумаге. А вот качественные издания, с хорошим полиграфическим оформлением, не покинут книжный рынок».
Что в сухом остатке? Очевидно, что приморский, как и российский, рынок в целом совершенно не соответствует мировому тренду. Ведь число напечатанных в стране книг неуклонно падает с 2008 г. (падение за это время составило 40%). Согласно данным статистики, общий тираж книг и брошюр, изданных в России в 2016 г., составил 446 274 тыс. экземпляров, что на 2,86% меньше, чем в 2015 г. А вот продажи электронных копий, наоборот, растут невиданными темпами. Только в Москве за девять месяцев 2016 г. объем трафика на книжные сайты и специализированные мобильные приложения вырос по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. в семь раз, превысив 135 Тбайт, что сопоставимо с 2,5 млн электронных книг. По оптимистичному прогнозу Ассоциации интернет-издателей, объем рынка электронных книг в 2017 г. в России составит 4,3 млрд руб., в 2018-м — 6,4 млрд руб.
Но, как считают эксперты, это не значит, что русскоязычные читатели легче осваивают новые технологии. Падение тиражей бумажных книг — результат множества факторов. Далеко не последний из них состоит в том, что в России в принципе стали меньше читать, а рост электронных продаж стартовал с очень низкой базы. Хочется также отметить, что публичные библиотеки в своем привычном облике продолжают пользоваться популярностью, причем их читателями становятся представители разных поколений и интересов. В некоторых библиотеках даже заведена специальная тетрадь, где читатели записываются в очередь на какую-либо книгу, которой по различным причинам нет в библиотеке. Можно сделать вывод, что, пока существуют библиотеки, будет жить и традиционная бумажная книга.
Екатерина ИЗМАЙЛОВСКАЯ
КОММЕНТАРИИ
Василий Авченко, приморский писатель: «Я не издаю книги во Владивостоке и тем более не продаю. Мои книжки выходят в Москве, а во Владивостоке рынка, можно сказать, что и нет. Собственно, поэтому я и издаюсь в столице России, где хотя бы гонорары платят, пусть и меньшие, чем хотелось бы».
Ольга Шипилова-Тамайо, приморская журналистка и писательница: «Выпускать книгу в Приморье — заведомо убыточный путь. Тем более в эпоху огромных онлайн-библиотек и интернет-магазинов, полных копеечных электронных книг всех эпох и народов. Речь идет не только о выгоде, но даже и об окупаемости частных авторских проектов. Но некоторые писатели и поэты, в том числе приморские, находят спонсоров для выпуска своих книг либо печатают на собственные средства, чтобы остаться полноправными владельцами авторских прав, а главное, заявить о себе миру, не дожидаясь годами благосклонности больших московских или питерских издательств.
Приморские издательства специализируются главным образом на выпуске краеведческой литературы. Художественные книги занимают крайне небольшую долю на местном издательском рынке».