Ситуация в Волоколамске по всей стране привлекла внимание к проблеме утилизации и обезвреживания отходов. Приморье, где в преддверии туристического сезона заговорили о мусорном кризисе, не стало исключением.
В 1998 г. в России был принят запоздалый, но критически необходимый 89-й федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Его главной задачей было вывести из теневого сектора деформированную с 1990-х годов систему обращения с мусором, которая к тому моменту на всех этапах контролировалась криминальными структурами. Закон устанавливал правила контрольно-надзорной деятельности, соответствие санитарным нормам и природоохранному законодательству, но никаких экономических показателей и положений о создании стимулов для сокращения образования отходов, введения системы раздельного сбора и создания мусороперерабатывающих производств в нем не было. Отходы складировались на якобы полигонах, и на тот момент всех это устраивало.
Но объем мусора с тех пор сильно вырос и продолжает расти. Если учесть, что на одну легальную свалку приходится две нелегальные, сложившаяся ситуация грозит экологической катастрофой. Особенно в сложном положении оказалась Андреевка, где вывоз кубометра мусора обходится собственникам бизнеса уже в районе 1000–1200 руб. Такая ситуация сложилась после того, как близлежащая временная свалка на развилке Зарубино — Андреевка была признана вредной для окружающей среды и закрыта, а стоимость вывоза отходов подскочила в разы, поскольку теперь приходится транспортировать их в Славянку.
Любовь Терендина, член Общественной палаты Приморского края: «Сейчас в крае проходят выборы единого регионального оператора по обращению с твердыми отходами. Я же считаю, что глава Зарубинского поселения сам в состоянии решить этот вопрос, но его позиция — не вмешиваться в ценовую политику бизнеса. Впереди летний сезон, и если ничего не изменится, вся Андреевка будет утопать в мусоре».
Спасти ситуацию
Задачей единого регионального оператора, призванного спасти ситуацию, станет обеспечение на территории Приморья своевременного, безопасного для населения и окружающей среды, качественного сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Уже в мае станет известно, кто будет выполнять эту почетную миссию. Однако участники рынка вполне резонно опасаются появления монополии.
«Единый оператор опять-таки подразумевает не государственное управление этой отраслью, а коммерческие организации, которые следуют своим, коммерческим интересам. Согласно Конституции РФ, государство обязано обеспечивать гражданам условия проживания, но в данном случае эту функцию перекладывают на плечи бизнеса. Боюсь, что в результате с людей просто будут взимать какие-то внебюджетные деньги, и мы получим удорожание услуг на рынке переработки отходов. Плюс ко всему разговоры о региональном операторе, во всяком случае у нас, в Приморском крае, ведутся много лет. Однако никому до сих пор не ясно, как он будет работать, взаимодействовать с производителями и транспортировщиками отходов, управляющими компаниями, частными лицами. Цели поставлены глобальные, но я лично считаю, что начинать надо с малого», — рассказал корр. «К» владелец одной из компаний по сбору и вывозу мусора.
Среди задач единого подрядчика — снижение вреда от сбора и переработки отходов, привлечение инвестиций, организация и внедрение системы раздельного сбора мусора. Глава НП «Чистое Приморье» Юрий Начесов: «Я обращался в администрацию города с вопросом об организации во Владивостоке пунктов приема стеклотары. Почему-то на данный момент он никого не интересует на государственном уровне. То есть на сортировочных заводах отбирают стеклотару, но я сейчас говорю о других масштабах — таких, какие были в советское время, когда люди могли сдать бутылки и получить за это вполне нормальные деньги, позволяющие купить булку хлеба. Если возродить советскую практику, мы получим организованный сбор одного из видов отходов, увеличим объемы его переработки и утилизации, а кроме того, улучшим климат по части взаимодействия населения и государства».
Первое, что должен будет сделать единый региональный оператор, считает собеседник «К», — организовать пункты приема отходов, которые можно было бы развивать с учетом транспортной и жилой инфраструктуры края (один такой пункт может работать сразу на несколько муниципальных образований). А государство в силах помочь с земельными участками. Потому что на сегодняшний день земля в Приморье очень дорогая.
Сложно вывозить
По словам экспертов, сегодня бизнесу выгоднее открыть пекарню, чем предприятие по переработке отходов. Если, конечно, бизнес придерживается буквы закона, потому что нелегальная доля этого рынка в Приморье велика.
Юрий Начесов: «Допустим, вся переработка шин в крошку и последующее изготовление из этой крошки каких-либо товаров у нас в крае связано с огромным количеством нарушений — или это лицензии, полученные незаконным путем, или работа совершенно без лицензии. Здесь стоит отметить, что получить официальное разрешение на подобный вид деятельности довольно сложно, но, я считаю, это правильно, потому что бизнес должен осознавать всю меру своей ответственности. Чем сложнее дается лицензия, тем серьезнее настрой. Кроме того, развитию переработки отходов на территории края поспособствовали бы меры государственной поддержки — в части налогообложения, субсидий, земельных вопросов».
Сегодня транспортировка мусора по многим пунктам маржинальнее, чем его переработка.
Сергей Коваленко, директор компании «Неудержимые грузчики»: «Конкуренция на нашем рынке очень большая, причем она растет каждый день. Эта сфера выгоднее, чем грузоперевозки, потому что ты работаешь по схеме «быстро загрузил, отвез, выгрузил», и тебя абсолютно не волнует, в каком состоянии будет доставлен груз. К тому же среди перевозчиков конкуренции еще больше, чем среди мусоровывозящих компаний, и проблема демпинга стоит намного острее».
Владивосток с его небольшими расстояниями удобен для такого рода бизнеса. Но проблем, конечно, хватает. Первая — высокие тарифы на размещение и обезвреживание отходов. Рассчитывает их департамент по тарифам Приморского края. Твердые коммунальные отходы везут на мусоросжигательный завод и полигон, введенный в эксплуатацию взамен рекультивированной горностаевской свалки, поскольку мощностей мусоросжигательного завода для Владивостока недостаточно. Строительные отходы так же принимает новый полигон на Горностае.
«Согласно утвержденным тарифам, тонна строительного мусора обходится нам в 607 рублей, хотя три года назад мы платили 238 рублей», — рассказал один из участников рынка.
«Вместе с тем мы не можем поднять плату за свои услуги в три раза, а следовательно, этот бизнес стал менее доходным», — отмечает Сергей Назаров, руководитель экологической компании «Грин-Сити».
Юрий Начесов: «Также очень сложно вывозить мусор, потому что автолюбители имеют обыкновение парковать свои машины возле мусорных контейнеров, и на самом деле это большая проблема. Во-вторых, расчет тарифов на вывоз отходов для собственников жилья в многоквартирных домах считаю неправильным, потому что он основан на количестве жильцов и количестве квадратных метров. Тогда как разумнее было бы исходить из фактического количества вывезенных отходов. Это экономило бы средства простым людям и стимулировало бы их вводить селективный сбор мусора на придомовой территории».
Весна надежд
Не так давно координатор экологического проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов назвал Приморье среди регионов, отстающих в борьбе с незаконными свалками. Приход весны обнажил проблему во всей ее красе. Многочисленные помойки в Краскино, Славянке, Зарубино и Хасане, Андреевке, бессильных преодолеть мусорный кризис, и Владивосток, занявший 63-е место из 70 в «Экологическом рейтинге российских городов — 2017». В 2017 г. прокуратура обнаружила, что полигон ТБО в районе бухты Горностай, рекультивированный несколько лет назад, начинает разрушаться. А в соседней бухте — Десантной — никакой рекультивации не было вовсе. Горностаевская свалка в момент преобразования просто переехала в соседнюю бухту, так и оставшись свалкой. Мусоросжигательный завод по-прежнему отравляет атмосферу.
Юрий Начесов: «В ведущих европейских городах заводы по переработке отходов могут располагаться в самом центре этих городов и не создают проблем ни для экологии, ни для здоровья местных жителей. Эта отрасль поддерживается и развивается на государственном уровне. Или возьмем наш мусоросжигательный завод, который сегодня предлагают закрыть, и, кажется, никого не волнует, что после таких радикальных мер увеличатся тарифы на жилищно-коммунальное хозяйство, вырастут затраты у организаций, которые занимаются перевозкой отходов, так как транспортное плечо увеличится в разы.
Когда-то, в советское время, санитарно-защитная зона вокруг этого завода вполне соответствовала законным требованиям, но в связи с развитием города вокруг понастроили огромное количество многоквартирных домов, в том числе в санитарно-защитной зоне, и теперь жильцы, которые живут в этих домах, жалуются. Проблема, безусловно, есть, но к ее решению надо подходить очень ответственно».
У Приморья нет другого выхода, кроме как идти по пути цивилизованного обращения с отходами, расширяя возможности и минимизируя вред для окружающей среды, считают эксперты. На сегодняшний день департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в 2018 г. планируется корректировка территориальной схемы обращения с отходами, утвержденной в 2016 г. Всего, согласно схеме, в крае будет создано 13 полигонов по утилизации бытовых отходов. Большие надежды возлагают на единого регионального оператора. Но… пока это только планы.