2014-05-20T13:07:33+11:00 2014-05-20T13:07:33+11:00

Анатолий Савчук: «Красивое растение то, которое здоровое, иначе деньги на ветер»

Глава лесопитомника о трендах, клиентах и призвании

Ольга Шипилова |  «Красивое растение то, которое здоровое, иначе деньги на ветер»
Ольга Шипилова
Анкета
Анатолий Савчук, руководитель и владелец лесопитомника в п. Кипарисово Приморского края.
Родился в 1939 г. в г. Спасске-Дальнем в семье украинских переселенцев.
После окончания школы поступил в Владивостокское высшее мореходное училище (ныне МГУ им. Невельского) на инженерную специальность. Закончив три курса, перешел в вяземский лесной техникум (г. Хабаровск). Окончил его с отличием в 1963 г.
После того работал лесничим в Иманском и Спасском лесхозах, а также в силовых структурах, параллельно учился в школе милиции. В 1970 г. пришел на должность агронома-озеленителя в Горзеленхоз Владивостока, переехав в п. Кипарисово.
Частный лесопитомник официально открыл в 1991 г.
Женат, отец шестерых детей.

Первые плоды из собственноручно засаженного маленького огорода он получил еще будучи дошкольником. Сегодня же деревья и кустарники от Анатолия Савчука – самые востребованные в частных садах и на приусадебных участках приморских домовладельцев.

- Мне есть чем гордиться, особенно с тех пор, как мы создали свой частный лесопитомник в Кипарисово. - говорит Савчук. - Но кто я? Вот уже 54 года как лесовод. Простой крестьянин, который любит землю и все растущее на ней, отец многодетного семейства, которое в целом составе мне удалось приобщить к большому труду в лесопитомнике, несмотря на многие трудности, пережитые на этапе становления своего дела.

Вечнозеленый тренд

- Анатолий Григорьевич, кто является вашим основным покупателем? 

- В большинстве своем покупатели наших саженцев - это хозяева частных усадеб с садами. Но приезжают и те, кто хочет облагородить территории какого-нибудь предприятия либо профессиональные озеленители.

С покупателями нашего «зеленого товара» часто связаны различные истории. В 90-е годы попалась пара из рыбопромышленного бизнеса, которые за саженцы деньги отдали, а сами не приехали и по сей день за оплаченным товаром. Кто знает, что с ними случилось? Или, помню, зашла к нам супружеская молодая пара и давай требовать, чтобы им предоставили тисы высотой выше двух метров. «70 лет назад надо было приходить заказывать тис такой высоты, - сказал я им. - Он растет крайне медленно».

Еще интересный покупатель как-то был: строил себе загородный дом и очень хотел скупить саженцы аянских елей, коих на тот момент мы высадили целую тысячу. Но строился товарищ долго, каждый год приезжал к нам поговорить насчет елей и видел, что тех все меньше. Раскупаются! И вот раз приезжает, а их осталось всего 150, а усадьба его все еще недостроена. И он, видя такое дело, просто взял и оплатил оставшиеся елки. Забрал через несколько лет, когда, наконец, закончил строительство. 

Приходят, бывает, женщины после посещения соседнего лесопарка и рассуждают: мол, вот у них там такая яркая заграничная хвоя, а тут, у Савчука, все какое-то не яркое… Я не обижаюсь на таких никогда, ибо женщины не знают того, о чем берутся рассуждать. 

- Почему же у вас нет ничего в лесопитомнике «яркого заграничного»?

- Я даже не связываюсь с завозными и неадаптированными «красивостями» на потребу моды дня. От этих растений в приморском климате толку нет, одни разочарования. Я вообще считаю, что красивое растение то, которое здоровое. И выносливое именно в наших условиях. Иное – деньги на ветер.

- Поменялись ли с 90-х годов предпочтения ваших покупателей? Что было в тренде тогда, а что сейчас?

- Если рассматривать в частностях, да, мода на те или иные растения меняется. Спрос задают озеленители, ландшафтные дизайнеры. «Хорошо бы то развести или это!» - говорят клиентам. Но в целом: что тогда, что сейчас спросом пользуются три категории - вечнозеленые насаждения, красивоцветущие и медленнорастущие. Причем хвойные деревья – это неизменный, как сейчас говорят, тренд. Больше всего у нас раскупают местные пихты и кедры. Популярен и пятилисточник (курильский чай), т.к. цветет с середины июня по ноябрь, когда уже ледяной корочкой земля берется.

Неукрывная экономика

- Как вам пришла идея о создании собственного лесопитомника? 

- Когда у руля государства встал Горбачев, я понял, что его политика приведет к возвращению законности частной собственности и упразднению власти КПСС. К тому времени я уже вовсю в нашем приусадебном хозяйстве экспериментировал в лесоводческой области. И как только в 1991 г. разрешили частное фермерство, я сразу пришел в райисполком и попросил землю. Получил гектар. Земля – это основа основ в экономике, вообще-то. Но вот любопытный факт: когда дали нам такую свободу действия, со всего Надеждинского района пожелали взять землю под фермерское хозяйство только 8 человек при населении в 42 тыс.

- Долго ли пришлось убеждать каждого из большой семьи связать жизнь с производством «зеленого товара»?

- Без специальных усилий. Мы вскоре объединили наделы земли с двумя сыновьями. А одному из сыновей я писал письма в армию и разъяснял, как обустроим собственный лесопитомник.

На начальном этапе я ориентировался на то, что 5-7 озеленителей станут нашими постоянными клиентами. Стартовали мы с 35 наименований растений. Сегодня у нас выбор из почти 400. И замечу, что все наши деревья и кустарники – неукрывные, приспособленные к суровой приморской зиме. Иными словам, такие, с которыми можно перезимовать без лишних затрат. Так и работаем, соблюдая режим экономичности. У нас даже наемных работников нет: весь труд в лесопитомнике распределен между членами семьи. 

Хотя не все сразу пришло. Лесопитомник – это долгорастущее дело во всех смыслах. Надо было набраться терпения, методично налаживать хозяйство, взращивать, экспериментировать, пробовать, укоренять и ухаживать, не имея прибыли в первые годы. Но, как показала дальнейшая практика, в своих расчетах, о которых писал в армию сыну еще до получения земли, не сделал ни одной ошибки. В начале 2000-х годов лед тронулся, мы вышли на новый, доходный этап. Многие на нашем рынке рубят сук, на котором сидят, стремясь за быстрой прибылью. Выращивают каких-то 15 наименований с нарушениями технологий, чтобы побыстрее доход получить, а о будущем не думают. И зря. На примере нашего хозяйства выходит, что половину прибыли приносит 20-25 наименований самых востребованных растений.

- Вы всегда занимались только выращиванием на базе своего лесопитомника или предлагали покупателям своих саженцев и озеленительские услуги?

- Да, попробовали как-то совмещать хозяйство и озеленительскую деятельность. Она вышла в ущерб собственному лесопитомнику. С ним нельзя ни на что отвлекаться, надо уделять хозяйству полное внимание – вот залог успеха. Так что побочные услуги мы оставили.

От грядки к лесу

- В вашей биографии были «мореходка» и школа милиции, но выбрали вы все-таки труд на земле. Почему?

- Это сразу было моим. Как в 3,5 года посадила меня бабушка на огороде полоть грядку, так я и увлекся этим делом. Затем перед первым классом вокруг летней кухни на участках, над которыми нависала солома крыши, насадил свой огородик – и пшеницу, и огурцы-помидоры, и прочие культуры. К сентябрю все, что посадил детскими руками, принесло плоды. 

Но на инженерную специальность пошел после школы, т.к. по физике в школе были лучшие результаты. На третьем курсе понял, что это не мое. Но по сей день помню то, что нам в «мореходке» внушали преподаватели. Вы, дескать, будущие руководители этой страны, на вас большая ответственность. Так я по сей день чувствую эту ответственность. Школа милиции стала одной из жизненных школ, свой опыт и склонность к скрупулезному изучению законов я получил там. А работая лесничим, убедился, что и в лесхозе мне делать нечего: окружение требовало умения пить водку и отворачиваться вовремя в сторону, когда неблаговидные дела творились.

- Какова принципиальная разница работы в лесу и в лесопитомнике?

- В лесу приходится просто следить за тем, что уже создала природа, и содержать это в порядке. А в лесопитомнике – ты созидаешь сам!

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ