1999-01-26T11:13:04+10:00 1999-01-26T11:13:04+10:00

Андрей Холенко: «Частным телекомпаниям не выжить»

Директор краевого телевидения о кадрах, амбициях и федеральных конкурентах

"Конкурент |  «Частным телекомпаниям не выжить»
"Конкурент
Анкета
Холенко Андрей Викторович, 36 лет
Место рождения: г. Сокол, Вологодская область.
Образование: средняя школа в п. Славянка; журфак ДВГУ (1983-88); Дальневосточная высшая школа менеджмента, специальность "стратегическое управление" (1995-97).
Карьера: слесарь-дизелист на Славянском судоремонтном заводе (1980); после службы в армии - монтер пути на Лучегорском угольном разрезе (1982-83); сотрудник газеты "Красное знамя (1987-89); член КПСС (1988); заместитель главного редактора газеты "Вечерний Владивосток" и "Владивосток" (1989-98). С мая 1998 - генеральный директор телекомпании "Общественное телевидение Приморья". 
Семейное положение: женат, двое детей.
Личный автомобиль: "Ниссан-Сафари".
Личные увлечения: охота, рукопашный бой (русский стиль).

Недоброжелатели наклеили ярлыки на ОТВ-Прим задолго до его появления в эфире: "карманное телевидение губернатора", "инструмент воздействия на электорат" и т.д. Но сегодня никто не подсчитывает, кого же чаще оно показывает - Наздратенко или Черепкова. Оказалось, что новому краевому ТВ любопытны высказывания не только этих персон.

"У нас красивое название - "Общественное телевидение Приморья", и поэтому нам интересны точки зрения всей общественности края", - утверждает генеральный директор телекомпании Андрей ХОЛЕНКО.

Ненавязчивые родители

- Кому обязано своим рождением ОТВ-Прим?

- Администрации края. Она, в свою очередь, руководствовалась соответствующими постановлением правительства и Указом Президента. В них шла речь о том, чтобы в субъектах Федерации создавать сеть регионального телевещания. Исходя из этого, мы разрабатываем сегодня специальный краевой телевизионный канал на государственном уровне.

Ранее предполагалась программа технического развития радиорелейной связи в крае, на что требовалось несколько миллионов рублей. Но краевой бюджет, который приняли только в середине прошлого года, расходов на ОТВ-Прим не предусмотрел. И поскольку с самого начала не было бюджетного финансирования, мы стартовали практически с "нуля" и сегодня работаем в режиме коммерческой организации. Зарабатываем на рекламе, ищем спонсоров, которые бы оплачивали создание телепрограмм.

- Неужели так и не получили от краевой администрации хоть сколько-нибудь денег?

- Мы работали с "Белым домом" по договорам об информационном обслуживании, как и многие другие СМИ во Владивостоке. Сейчас же развиваем коммерческую сторону своей деятельности. 

- Дыхание учредителей за спиной ощущаете?

- Никакой цензуры со стороны краевой администрации, если вы это имеете в виду, не существует. Я как генеральный директор, согласно уставу компании, одновременно являюсь главным редактором, и окончательное решение - ставить что-то в эфир или нет - за мной. Это дело моей совести и ответственности.

К тому же было бы глупым, скажем, департаменту прессы и информации администрации края настаивать на том, чтобы мы отражали точку зрения исключительно краевых властей. С позиций менеджмента канала, это глупость - отражать лишь одну точку зрения; тогда тебя будут смотреть только те, кому интересна лишь эта точка зрения. А она интересна далеко не всем.

Амбициозные сотрудники

- Среди владивостокских телеканалов наметились лидеры и явные аутсайдеры. Как вы считаете, не грозит ли в связи с этим местному телевизионному рынку рекламный демпинг?

- Мы уважаем самих себя, считаем, что делаем качественный продукт. А качество стоит денег. Причем оно измеряется не копейками... Поэтому с самого начала наши расценки на рекламу были на нормальном краевом уровне. К тому же производством рекламы у нас занимаются опытные специалисты.

- Кстати, о кадрах. Откуда к вам пришли люди?

- Мы готовились к выходу в эфир полтора месяца. В течение этого срока шел поиск и подбор персонала, проводились конкурсы. На ведущих новостей было рассмотрено более 40 кандидатур. В итоге выбрали двух. Одна ведущая - Нина ШУЛЬГИНА - прошла что называется вне конкурса, у нее большой опыт работы на телевидении в Хабаровске.

К нам пришли люди компетентные, с хорошими амбициями. Много тех, кто не смог реализовать свои планы на других каналах.

Американские стандарты

- Почему у ОТВ-Прим стилистика НТВ?

- Не соглашусь с этим...

- А бесстрастность, некоторая отрешенность в работе ваших ведущих?

- Кто знает, "энтэвэшная" это или нормальная мировая практика подачи новостей. На НТВ ведь тоже не сами это придумали... Пять лет назад я был на стажировке в Америке, где изучал тамошний журнализм. Так вот, американские стандарты журналистики сформировали мое понимание, какой должна быть журналистика, в том числе и в России. И мы взяли от этих, в общем-то общемировых стандартов три самых главных: разделение факта и комментированного факта (то есть в новостях не допускается комментарий или выражение журналистом какого-то субъективного мнения по поводу факта, который он сообщает телезрителям); баланс мнений (если есть проблема и ряд точек зрения на эту проблему, то мы приводим несколько мнений, а не только то, которое считается "правильным" либо официальным); а третий стандарт касается чисто российской специфики...

Отечественная журналистика в последние годы переживает очень тяжелые времена, и распространяется явление, которое называют "косухой", "чернухой", "джинсой", - опубликование платной информации под видом информационного сообщения. Мы от этого отказались, более того, журналистам запрещено этим заниматься. Если есть коммерческая информация, то она должна размещаться в специальных программах, ориентированных на потребителя.

Безобидные "варяги"

- Можно ли считать, что с появлением ОТВ-Прим местный телерынок устоялся?

- Я бы не сказал, что местный телевизионный рынок цивилизованный и устоявшийся. Во Владивостоке есть несколько телекомпаний, которые занимаются трансляцией в эфире. Это один вид телевизионного бизнеса. Есть продюсерские центры и различные творческие объединения, которые занимаются производством программ. Есть рекламные агентства, которые производят видеорекламу. Но должно произойти разделение труда в сфере телебизнеса. К примеру, будут продюсерские центры, которые займутся изготовлением программ, но не телевещанием - это другой вид бизнеса, другие затраты. Должны появиться телекомпании, которые будут заниматься информационным вещанием и брать у продюсерских центров какие-то программы, платить им деньги за это, предоставлять им эфирное время на каких-то других условиях. Однако пока местные телекомпании стараются заниматься всем и делают это часто не очень хорошо как технически, так и творчески. 

Поэтому должен объективно начаться, с одной стороны - процесс разделения, специализации телекомпаний, с другой - их укрупнение. Потому что повышаются требования к качеству изготовления программ, а для этого нужна сложная техника, а она требует больших финансовых затрат. Небольшим компаниям выжить в этих условиях будет сложно, нежели крупным государственным компаниям, к которым я отношу и "Общественное телевидение Приморья". Маленькие, частные телекомпании могут остаться, но в качестве продюсерских центров.

- А как вы относитесь к "варягам" - СТС, ТНТ? Их появление здесь свидетельствует о том, что Москва намерена завоевать в регионах информационное поле. 

- Меня нисколько не беспокоит факт их существования в Приморье. Это ведь другой вид бизнеса - сеть регионального вещания. И они, по-моему, не претендуют на какие-то информационные позиции. А будет их больше с каждым годом - ничего страшного. Что страшного в возможности переключать на пульте кнопки и выбирать для просмотра что душе угодно?

Тенденции таковы (кстати, это отмечают и руководители центральных каналов), что ближайшее будущее - за развитием регионального телевидения. На местах больше интересны местные новости. Надо лишь правильно их делать - технически, организационно, творчески. 

Честолюбивые планы

- Почему именно вас предложили на пост генерального директора ОТВ-Прим?

- Понятия не имею. Видимо, взяли в расчет два моих универсальных образования - журналистика и менеджмент, а также опыт руководства в газете...

- Не жалеете, что расстались с "Владивостоком"?

- Нет. Мне было интересно новое дело. Плюс честолюбие взыграло - подниму компанию или нет. Захотелось реализовать смелые планы, доказать себе, что могу... Мне 36, имею достаточно сил, чтобы интенсивно работать. Как раз этого мне сейчас больше всего и хочется. 

Меня однажды спросили: "Не мешает ли вам, что вы не телевизионщик?". Наоборот, ответил я, даже помогает. Хотя, признаюсь, в начале мешало, когда я не знал телевизионное дело досконально. Сегодня, спустя полгода работы на ТВ, я уверен, что если бы во главе ОТВ-Прим стоял телевизионщик, оно до сих пор бы не вышло в эфир. Потому что сетовал: нет одного, другого, чтобы обеспечить нормальный технологический процесс. А я сразу поставил перед собой цель - выйти в эфир и начать делать телевидение. И в течение месяца после начала эфира мы вышли на тот объем вещания, который планировали - я имею в виду 6 выпусков новостей в день.

Повышенные дозы

- Говорят, в юности вы забивали костыли на железной дороге...

- Мне 20 лет тогда было, надел спецовку сразу после службы в армии. Трудился монтером пути на Лучегорском угольном разрезе. Работа заключалась в том, чтобы собирать железнодорожные звенья. По одному звену на человека. Орудие труда - костыльный молоток. Особым шиком считалось заколотить костыль в шпалу с одного удара. По тем временам за такой сугубо физический труд платили много - до 600 рублей в месяц.

- В ту пору вы думали о карьере, о том, как устроиться в жизни?

- Нет. И позднее, когда стал журналистом, тоже не думал. Получал удовольствие от работы, и все.

Как "двигаться" в отдельной газете совершенно ясно: сначала ты корреспондент, потом редактор отдела, затем главный редактор. Но мне казалось, что профессионально журналист должен расти так: начинающий журналист - кое в чем поднаторевший журналист - опытный журналист - и мастер слова... То есть меня всегда интересовало постижение журналистского мастерства, а не ступеньки карьеры.

... Почему карьеристы стремятся от одной должности к другой? Что это им дает? Привилегии? Но когда много работы, разве это привилегия? Для кого-то это счастье - не помня себя решать проблемы. Для меня это переход на новый уровень ответственности. Ответственность для хорошего менеджера - как наркотик. А стремление к новой должности - как повышение дозы наркотика. Хороший журналист не может быть одновременно хорошим управленцем, менеджером. Менеджменту нужно специально учиться, ведь это именно профессия. Со своими технологиями, правилами, традициями. Сочетание в человеке творческого потенциала и знаний менеджмента дает неплохой результат. В частности на телевидении. Менеджер продает свой капитал - свою позицию, свое умение руководить. Я дорожу этим капиталом. И не думаю, что ОТВ-Прим будет моим последним местом работы. Мне нравится и хочется заниматься решением достаточно сложных проблем.

Мудрые советы

- Кто был вашим учителем в журналистике? Есть ли у вас профессиональные кумиры?

- Учителей было несколько. Их советы отличались простотой и мудростью. Прежде всего это отец, Виктор Федорович, работавший много лет в краевых газетах, а сейчас, кстати, тоже осваивающий тележурналистику на Лучегорском телевидении. 

Затем Валерий Викторович БАКШИН, который оказал наиболее сильное влияние на мое развитие как журналиста и менеджера. 

Владимир Павлович ШКРАБОВ. Он писал, как говорят журналисты, склочные материалы и был первым из местных журналистов, чья статья стала предметом судебного разбирательства, и первым, кто одержал победу в суде по "газетному иску". Помню его совет: перед публикацией материала прочти его глазами человека, который хочет подать на тебя в суд.

Михаил Леонардович АРБАТСКИЙ, еще один журналист "Красного Знамени". Благодаря ему я вошел в мир приморской журналистики.

В определенном смысле своим кумиром считаю Анатолия АГРАНОВСКОГО. Его слова "хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает" и сейчас остаются моим творческим девизом.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ