Через день после выхода этого номера "К" исполнится 4 месяца с того момента, когда и.о. главного чиновника Владивостока был назначен Юрий Копылов. О некоторых итогах работы и планах своей администрации городской голова рассказал читателям "К".
- Юрий Михайлович, Виктор Черепков, как известно, не находил общего языка с руководителями многих крупных предприятий города. Как складываются отношения с ними у вас?
- Вы можете спросить руководителей... Я человек по характеру взрывной. Помоложе был - прямо бил в лоб (сейчас, конечно, не могу себе этого позволить). Однако мы конструктивно сотрудничаем, например, с недоимщиками, теми, кто не заплатил в городскую казну налоги. Таких, крупных, у нас более 300. У них основные проблемы с перечислением налога на прибыль и НДС. Ну, прибыли-то сегодня ни у кого нет, это понятно, а НДС кое-что приносит. Регулярно встречаемся с налоговиками, которые помогают мне формировать бюджет, активно практикуем всевозможные взаимозачеты.
За прошедшие четыре месяца я более 400 млн рублей отдал на заработную плату, погасил задолженность за 9 месяцев жилищникам, коммунальщикам и здравоохранению. Заплатил вот 9 млн народному образованию Владивостока. Теперь еще поднаберу и на отпускные им переведу. Сами видите, деньги нужны. Я ведь не Черепков, который эту задолженность создал, зарыв деньги в свои норы-переходы...
Так вот, вернемся к теме. Мы реанимировали экономический совет при главе города, разбили его на секции - потому как нужен коллективный разум в принятии решений. Я стараюсь не заявлять безапелляционно: как я сказал, так и должно быть, несмотря ни на что и ни на кого. Нет. Но я яростный противник следующих вещей...
Памятник Макарову с площади Луговой мы убрали. Скоро, кстати, день рождения Макарова, но боюсь, что к этому сроку не успеем водрузить его на постамент на новом месте - треснул памятник в нескольких местах, чинить нужно... Так. Премьер-министр Примаков подписал документы на установку памятника в том самом месте на Набережной, где сейчас тир находится. Не удачное место для Макарова, как ни крути, но Примаков-то откуда знает, где у нас что ставить. Ему дали бумаги - он утвердил. Я, как бывший моряк, пеленгами стрельнул, прикинул со всех сторон - будет ли виден всем? Нет, думаю, не пойдет площадка. Посмотрел в генплан города - под ней туннель. Не по генплану там сегодня туалеты стадиона "Динамо", которые, кстати, стадиону на самом деле не принадлежат (но вот эту самую услугу туалетную там и нужно развивать). А что, думаю, будет, если сдвинуть памятник на 99 метров, туда, где тигр у нас стоит и чуть повыше? Деревья мы там подрежем, будут красиво с кудряшками стоять... Макаров там виден и с моря, и со Спортивной гавани. Я это по-морскому определил, топнул ногой: вот здесь будет стоять! Что тут началось! Повыползали из подполья какие-то градостроительные советы, комитеты, подкомитеты, советчики объявились, в газетах начали меня по всякому поносить. "Не имеешь права, - кричат. - Не моги!"
Чья собственность памятник? Дальзавода. Он не занимается Макаровым, и мы взяли это на себя. Так разорались, что я бюджет разбазариваю! А то, что он на Луговой старшим ГИБДДэшником стоял, флотоводец, задом к морю, я извиняюсь, - это как? Он на море должен смотреть. Нормальное дело делаем, хорошее! Сейчас закладывается фундамент, рядом сам Макаров лежит, милиционера там в будку посадили - от пакостников охранять. Сделаем лавочки-скамеечки, чтобы любой мог посидеть, отдохнуть...
Как я могу относиться к тем руководителям, которые сейчас говорят: "Ты не моги, Копылов!"? А вот когда Черепков рыл свои норы, закапывал туда деньги городские, где они были? Когда развязки эти на Баляева и на Гоголя строили, где был градостроительный совет?..
- Есть еще памятник на площади Борцов за власть Советов...
- Это памятник федерального значения, на центральной площади. Я на нем каждую щель знаю, весь облазил. Там более 600 трещин в металле. И опять орут: "Городская казна!" Не городская казна. Мы только чуть-чуть на зарплату реставраторам живыми деньгами перечисляем, остальное все взаимозачетами идет.
Вот мост на Гоголя испытали - 15 апреля будем вводить первую очередь, открывать движение, разрезать красную ленточку. Я сам не пойду ленточку разрезать - заместитель мой пойдет. Мне же 26 квартир нужно найти для тех, чьи дома под мостом стоят. А квартир нет! Строителям моста оплачено всего 8%. Мне теперь платить надо! И надобности в этой бетонине никакой не было. Все можно было решить в одной плоскости, не надо сооружать эти памятники рукотворные...
- Вечная проблема Владивостока - общественные туалеты...
- Да, этим у нас все администрации занимались. Но проблема решается просто, и вы увидите мое решение. Туалетов хватит всем. Но не на частный карман они будут работать, а в казну города денежки приносить. Маленькая такая разница.
- Что вы планируете делать с дорогами, которые практически пришли в негодность? Не лучше ли сосредоточить усилия на реконструкции городских магистралей, чем достраивать загородную трассу?
- Мы начали асфальтирование во Владивостоке. Последний снег нам, конечно, подпортил... А то бы на центральных трассах краевого центра, где ходит общественный траспорт, все было бы уже готово. Но ведь дороги погибли не вчера на самом-то деле, не за эти 4 месяца, что Копылов у власти. Огромные деньги были закатаны в улицы, так, некоторые участки асфальтировались по 6 раз. Правда, это если судить по документам. Там должен быть полуметровый слой асфальта, а имеем мы полусантиметровый. Естественно, после того как мороз сделал свое дело, дороги пропали.
Мы купили очень классную дорожно-строительную машину за 25 млн рублей, в рассрочку. Там, где это возможно, будем реконструировать полотно сплошняком, потому что латки выбиваются все равно. Думаю, в зиму мы войдем с нормальными дорогами.
- И следующей весной такого как сейчас уже будет?
- Не должно быть такого. Много проблем создают трамвайные рельсы, дорога в основном между ними и пропадает. Сейчас мы рассматриваем два варианта реконструкции участка от Первой речки до Некрасовской. Первый: перенести рельсы вправо. Но можно и оставить их на месте, выложив межрельсовое полотно брусчаткой. Последнее будет идеально работать, потому что брусчатка служит долго и, главное, стоимость ее такая же, как у асфальта. Попробуем, если все получится, вымостим брусчаткой и Светланскую, и другие улицы. Потомки вспомнят нас добрым словом...
Теперь насчет реконструкции на выезде из города. Это я придумал сделать там реверсивную полосу длиной 10 километров. Дело в том, что скоро откроется дачный сезон и, как и раньше, в пятницу невозможно станет выехать из краевого центра, а в воскресенье заехать. Но мы введем в строй реверсивку 15 июня, оснастим ее автоматическим управлением - я очень счастлив буду. Электроника будет управлять движением!.. И это не дорогое удовольствие, потому что работаем мы в основном взаимозачетами, практически не применяя "живое" финансирование.
- Реально ли в ближайшее время реконструировать путепровод от Некрасовской до Молодежной?
- Есть проект расширения путепровода на 15 метров в сторону управления водоканала. Осенью приступим к работе, думаю, к Новому году запустим. Опять же, почти все будет сделано с помощью зачетов. Дело в том, что сегодня многие строительные организации должны в бюджет. Денег мы от них не дождемся, но можно взять какой-нибудь щебенкой. Нормально! Так и работаем.
А как быть, когда мне еще 400 миллионов на зарплату нужно найти? Где искать? Есть вариант - загнать всю торговлю в городе под крышу. Для того, чтобы я имел право потребовать от торговцев установить кассовые аппараты и не гонять "черный нал", а платить городу налоги. Кроме того, планируем сейчас все временные автостоянки забрать в муниципальную собственность. Деньги должны лежать в городской казне, а не карманах "крутяка"! Так ведь они ("крутяки" - Г.С.) собрались на "сходняк" и сказали: "Убьем". Пусть попробуют.
Вот это умение добывать деньги и есть наше искусство. Не просто "попками" здесь сидеть да изображать начальников, а находить возможности и пополнять казну города. Можно, конечно, ничего не делать: вот есть пять видов налогов, собрал их худо-бедно, распределил и сиди себе...
Вот еще что насчет стоянок. В ближайшее время привезем из Южной Кореи и смонтируем в центре города, на бомбоубежище многоярусную парковку. Такого, знаете, элеваторного типа. Заехал, взял жетон и ушел - красота! Вся она из стекла и бетона. Всего 6 штук поставим во Владивостоке. Расчистим центр, сейчас ведь машину поставить негде.
- Ваше отношение к подземным переходам Владивостока известно. Но что вы теперь с ними будете делать? Закопаете?
- Мне предлагают взять 8 переходов на баланс. Но сначала я попросил КРУ проверить: как строили, зачем деньги тратили, почему дренажа нет? Ходит тут строитель с двумя папками под мышками: кому сдать переход возле горпарка? Да никому он не нужен! В конце концов отец Валентин пришел и говорит: "А отдайте мне. Я там поставлю киоски, кафель положу, свет проведу и стану с божьей помощью иконками торговать". Я говорю: "Забери! Но потом я приду и с вас спрошу, почему мусор лежит..." Вот мы церкви православной переход и отдаем, пускай занимаются на здоровье.
- Вы объявили о том, что начинаете финансировать городской спорт...
- В мае спидвей на Гайдамаке восстановим. Спидвей и футбол – там по 5-6 тысяч человек собирается - безусловно финансировать будем. Но мы весь блок спорта по чуть-чуть кормить будем, игровые виды, бойцовские и прочие. Волейбол, баскетбол... Это же наш генофонд, наша нация.
Так, что еще? Скоро 15 тысяч деревьев и кустов высадим, завезем 8 тысяч тонн грунта в город. Столько всего нужно сделать! Я хочу однако сказать, что парники, где выращивались цветы для украшения Владивостока - все порушены... Газоны надо восстанавливать. Во Владивостоке ужасная экологическая обстановка, воздуха нет практически, одна загазованность осталась.
- Что делается вашей администрацией для малого бизнеса, отдает ли она себе отчет в том, что это направление - одно из важнейших?
- Мы очень много делаем и будем делать для малого бизнеса. Потому что это огромная налогооблагаемая база, особенно в условиях, когда большая экономика, промышленность - все стоит. Только малый и средний бизнес помогает нам как-то формировать бюджет города. Я уже принял ряд постановлений в помощь предпринимателям и все, что мыслимо на уровне городской администрации буду делать. Снижение ставок разных и прочее.
Хотелось бы вкратце рассказать и о планах возрождения городского туризма. До последнего времени его во Владивостоке не существовало вообще, а мы сейчас создаем в администрации подразделение по туризму. У нас столько разных интересных мест: форты, причалы, памятники, набережные, памятники. Все гостиницы не загружены. Попробуем сделать это доходной статьей в бюджете. Ресторан "Владивосток" стоит при одноименной гостинице. Я там был, по немукрысы бегают. Теперь все будем делать как надо - скоро появится муниципальное унитарное предприятие и ресторан заработает. Опять в казну города денежки потекут.
- Юрий Михайлович, какие у вас сегодня имеются мысли насчет городской думы и вообще выборов в городе Владивостоке?
- Назначенным я буду столько, сколько положено по закону. В выборах буду участвовать в любом случае - изберут меня или нет, все равно буду благодарен жителям. Работа мне эта нравится, результаты есть: за 4 месяца ни одной забастовки в городе, зарплата выплачивается. В ближайшее же время отремонтируем крыши домов, отменим все дурацкие постановления, которые были приняты до нас...
Я сегодня в городе главный, но считаю, что меня не должно быть слышно и видно. Градоначальник это как хороший дворник. Внимания не привлекает, но все должно быть чисто.
Как разрубить этот выборный узел? Сейчас я вынашиваю идею принятия устава Владивостока на референдуме, то бишь общегородскомсобрании. На днях опубликуем его проект, спросим у горожан: каквы хотите мэра выбирать, сами, или руками 22-х депутатов думы? Будет принят устав - появятся правила жизни города. Если это сделаем где-то в октябре-ноябре и жители решат, что мэра должно выбирать всем миром, то назначим дату выборов, выстроим нормальную структуру для их проведения и ... пусть победит лидер. Выиграл на выборах - садись, пожалуйста, в кресло, работай. Сегодня все соглашаются, что это единственный путь, которым можно остановить эту трату бюджетных денег на ненужные дела под названием довыборы, выборы и так далее. Вот и все.