1999-06-01T16:20:44+11:00 1999-06-01T16:20:44+11:00

Елена Бородина: «Лучшее средство от квасного патриотизма – это собственный опыт»

Региональный представитель яблок из США об опыте и социальной ответственности

Из личного архива героя публикации |  «Лучшее средство от квасного патриотизма – это собственный опыт»
Из личного архива героя публикации

Телефонный разговор из серии "и это все о нем". Точнее, о ней - Елене Бородиной. На проводе - один из ее знакомых: "Не часто встречается девушка такого возраста, которая столь основательна и целеустремлена. Лена большая умница, прекрасно образована, и хорошо, что не highbrow". (В переводе с английского - человек, выставляющий напоказ свою ученость. - Прим. авт.) Другие достоинства сегодняшней персоны "К", как выяснилось, особенно импонируют мужчинам: не кокетка, естественна в общении, без сверхначальственных замашек, всегда добивается своего...

Будущий директор ДВ представительства Вашингтонскской яблочной комиссии начала добиваться своего в 8-м классе. Учась в школе, освоила профессию гида в компании "Спутник". Поступив в университет, работала секретарем в одном из отделов ДВМП и переводчиком в турфирме.

- На нашем курсе это было в порядке вещей. Одни использовали любую возможность попрактиковаться в языке. Других не устраивала скромная стипендия. Я же работала не совсем из материальных соображений, хотя не скажу, что деньги для меня имеют маловажное значение... Нравился сам процесс - смогу ли достичь чего-нибудь сама, без помощи или поддержки со стороны. А если этот процесс еще и окупается - то приятно вдвойне. Поэтому предложи мне тогда работу доходную, но совершенно скучную, я бы отказалась. А три года назад, когда я пришла в Вашингтонскую яблочную комиссию, мне чертовски повезло: между профессиональными амбициями и материальным интересом - абсолютный паритет.

- Правда, что поступая на работу в эту компанию, вы преодолели чудовищный конкурс?

- "Чудовищный" - это сколько? Человек пятьдесят, сто? Нет, что вы. Сколько точно было соискателей должности, я так и не узнала, но, по-моему, чуть больше двадцати. Зато какие серьезные!.. Во всяком случае, внешне. Помню, ожидая собеседование, я сидела рядом с молодым человеком. Держа в руках красивую папочку, он смотрел в одну точку и, видимо, мысленно повторял каждое слово, которое скажет за заветной дверью...

- И все-таки выбрали вас. Почему?

- В то время, в середине 90-х, во Владивостоке было не так много специалистов по маркетингу плюс с хорошим знанием английского. Это причина общего плана. Что касается именно моей персоны, то, наверное, американцам, которые занимались отбором, со мной было легко. К тому времени я вернулась из Штатов, где училась почти год по линии студенческих обменов, и в немалой степени понимала, чего мои боссы опасаются, каковы их запросы в бизнесе. А личной дисциплинированности, без чего в западных компаниях не удержишься, меня научил контейнерный бизнес в компании Silver Wind.

- По-моему, все, кто работает в представительствах иностранных компаний, сегодня чаще обычного смотрит выпуски теленовостей. О чем думаете вы, сидя перед  елевизором? О том, не пострадает ли от военной заварушки фруктовый бизнес?

- Несомненно, война в Югославии отражается на всех американских торговых марках, на каждом бизнесе, который ведут американцы на внешних рынках. Но фрукты - не бомбы, как бы странно ни звучало это утверждение. Сегодня у меня и моих коллег есть дополнительная уверенность, в том, что наш бизнес здесь, в России - правильный.

- Труднее ли продавать американские яблоки сегодня - в период кризиса и "ренессанса" отечественных товаров?

- И да, и нет. Во-первых, импорт яблок в ДВ регион осенью 98-го упал в 10 раз. Сегодняшний объем поставок уменьшился по сравнению с докризисным в 7-8 раз. Снижение в первую очередь произошло из-за того, что Магадан и Камчатка, которые раньше кое-что покупали, теперь практически ничего не могут себе позволить. А Владивосток, между тем, вышел в лидеры...

Во-вторых, нам все-таки везет, что мы продаем фрукты, поскольку на российском Дальнем Востоке их попросту нет. Даже если завтра у нас проявится отечественный конкурент, то его продукция будет на том же приморском рынке недолго - 2-3 месяца в году. Понятно почему - здешний климат не тот... Между тем, местным жителям вряд ли хочется в течение остальных 9-10 месяцев лишь вспоминать о вкусе яблок, груш и тому подобного.

Американские фрукты как никакие другие восполняют этот календарный пробел. Технология выращивания фруктов в США, их хранение, анализы на чистоту и пригодность употребления высоки настолько, что сомневаться в их качестве может только закоренелый скептик. Не подумайте, что это говорит жертва внутрифирменной кампании, которая не ест другие фрукты принципиально. Просто я своими глазами видела, как выращиваются яблоки в штате Вашингтон - стандарты действительно чрезвычайно высоки... Да, у нас есть достойные конкуренты - Новая Зеландия, например. Но там нет специальных хранилищ, позволяющих хранить собранные фрукты круглый год.

Что касается российских фирм, работающих на местном фруктовом рынке, то как бы не развивались события, они все равно ориентированы на импорт. Летом доставляют товар из северного полушария, зимой - из южного. В российской нише качественных фруктов торговля импортными фруктами так и будет занимать главенствующее положение.

- В стране проявляются антиамериканские настроения. У вас не возникает угрызений совести по поводу того, что "я работаю на процветание США"?

- В разговорах об "агрессивной великодержавности" Америки, о "снобизме и недалекости" самих американцев, я слышу немало справедливых замечаний. Однако я всегда склонна винить в развязывании войн не одну лишь сторону - будь то НАТО, Милошевич либо еще кто-нибудь (имею в виду локальные конфликты). Виноваты в войне те, кому она выгодна, а кто стреляет друг в друга - выполняют чужую волю.

А лучшее средство от квасного патриотизма, возникшего на почве антиамериканских настроений, это, по моему убеждению, собственный опыт. Собственные суждения и оценки. Например, поездки за рубеж помогают мне не только всякий раз убеждаться том, что два мира, две системы, два совершенно разных уровня жизни (в Америке и России) есть и будут еще долго, но и по-настоящему ощутить, что я - из великой державы. Что я воспринимаю жизнь сложнее, глубже. Что мой уровень образования не ниже, чем у иностранцев, а порой и явно их превосходит. Словом, не надо себя бичевать, равно как и безудержно восхвалять. Сегодня это выглядит иногда по-детски наивным...

- Трудно вообразить, но все же - могут ли события на Балканах каким-то образом повлиять на прочность вашей позиции в представительстве американской компании?

- Почему бы и нет. Ведь я работаю в международном бизнесе, а он очень зависит от политики. Но в будущее смотрю с оптимизмом: думаю, что опыт, который я здесь приобрела, будет в любом случае востребован. Это не самоуверенность. Мне по силам работать и в российской компании - не важно "фруктового" или иного профиля - консультантом в области оказания сервиса, например. При этом гоню от себя мысль, что буду работать по найму, тонуть в какой-либо рутине, следовать чьим-то директивам. Этот этап достаточно тяжелый, и я уже его прошла. К тому же мне представляется это неинтересным.

При кажущейся жесткости правил и ограничений в западных компаниях, людям, которые в них работают, предоставляется самостоятельность... Знаете, мой ближайший шеф находится в Штатах. С одной стороны, такая отдаленность начальства расслабляет, но с другой - стимулирует, заставляет быть собранным, самостоятельным. Вырастаешь так быстро, как прежде никогда не росла.

- По мнению ваших коллег, с вашим потенциалом вы вполне можете возглавить крупную фирму - "нескучный бизнес, что-нибудь с элементами творчества". Поэтому-то, говорят они, вы не прозаической торговлей занимаетесь, а маркетингом. Кстати, некоторые сказали, что с удовольствием пошли бы работать в фирму, которую бы возглавили. Вы сами чувствуете в себе такие способности?

- Пожалуй, да. Способность руководить людьми, требовать от них что-то, контролировать и при этом не конфликтовать с ними (поддержание некоего баланса - чтоб уважали и подчинялись) я совершенствую в себе последние два-три года. Знаю, что могу расположить к себе, поддерживать плодотворные деловые отношения, а вот начальствовать?.. В моем характере собственными силами и умом добиваться поставленной цели, а делегировать полномочия другому человеку - это же совершенно иной уровень в менеджменте. На этой работе пришлось учиться таким премудростям и в то же время довольно простым вещам...

- Крупные американские компании в России - неважно кризис на дворе или относительно благополучные времена - активно проводят акции promotion. Насколько они затратны, в частности, для Яблочной комиссии штата Вашингтон и почему она предпочитает спонсировать различные молодежные мероприятия?

- Сначала о затратах. Они сравнительно небольшие, и всегда закладываются в ежегодный план спонсорских акций, который утверждается в Вашингтоне. Кроме того, в плане видна работа тамошних специалистов PR: насколько то или иное мероприятие полезно для продвижения товара, как оно поможет в увеличении объемов торговли. Это что касается прагматичных целей. Есть еще соображения морального свойства, имеющие мало общего с коммерческими интересами. К примеру, когда речь идет о помощи детям...

1 июня, в рамках празднования Международного Дня защиты детей, Яблочная комиссия штата Вашингтон, творческое объединение "Пацифик Промоушнз" при поддержке ДВ представительства Красного Креста проводят благотворительную акцию "Музыканты - детям". Не первый раз американская компания "Онеонта", АО "Енисейская" и яблочная комиссия штата Вашингтон дарят радость детям, инвалидам и пожилым людям Приморского края в виде свежих, сочных и ароматных вашингтонских яблок. Нынешняя благотворительная акция в краевом масштабе составила сумму около 400 тысяч рублей. Цель акции, в которой примут активное участие молодые музыканты, - вселить воспитанникам детских домов, юным пациентам больниц уверенность в том, что они нужны своему городу, нужны нам...

Вы спросили, почему "Вашигтонские яблоки" чаще всего поддерживают молодых? Потому что это очень энергичная и перспективная группа покупателей. А наша поддержка тех же местных рок-команд - своеобразный способ понравиться молодежи и подросткам...

- Какое количество яблок будет роздано бесплатно в первые дни июня?

- 8 тонн. Совсем немного по сравнению с 20-тонным контейнером, в котором обычно поступают фрукты из США. Кстати говоря, мне не хотелось бы, чтобы кто-то взялся судить по этой цифре о степени нашей нравственности. Для тех обделенных детей, в чей адрес привезут яблоки, более ценно другое - человеческое тепло и участие.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ