2018-08-10T13:30:46+10:00 2018-08-10T13:30:46+10:00

«Нужно, наверное, «доктора вызывать», а не перспективы искать»

Что происходит в туристической отрасли Приморья?

Проанализировав материалы многочисленных круглых столов, которые в последние годы проводились в Приморье, я вижу: на них обсуждаются одни и те же проблемы туристической отрасли.

Первое — развитие инфраструктуры внутренних водных путей и морских портов России для круизного туризма, второе — совершенствование нормативно-правового регулирования круизного и яхтенного туризма, третье — оказание господдержки пассажирскому судостроению и обновление круизного флота страны (как говорится, либо смеяться, либо плакать: о каком круизном флоте мы говорим — вообще не понятно).

Четвертое — это федеральная целевая программа развития внутреннего въездного туризма в РФ на 2011–2018 гг. На данный документ возлагались большие надежды. Ибо все ожидали, что будет финансироваться развитие туристских рекреационных кластеров. Денег выделили прилично, порядка 300 млрд рублей, из них более 90 млрд — из федерального бюджета. Мне стало интересно: какой коэффициент полезного действия у этой программы? Что реально было создано? И возникло ощущение, что надежды не оправданы. Идет уже 2018 г., а мы все пытаемся найти какие-то перспективы развития. То есть уже нужно, наверное, «доктора вызывать», а не перспективы искать. А масса нерешенных вопросов так и осталась.

До сих пор отсутствует внятное регулирование прохода морских маломерных судов во внутренние воды РФ — обновления-то картографического материала нет. Мы так с придыханием говорим о перспективах развития круизного флота, и при этом у нас какие-то совершенно смешные деньги выделяются на обновление навигационного географического обеспечения акватории. Между тем эти акватории и мелкие бухточки очень привлекательны для маломерного флота и яхтсменов. Это могло бы стать местом притяжения, и не только для российского яхтинга.

Есть еще тема спортивного водного туризма. До недавнего времени администрация края оказывала некоторую поддержку в организации парусных регат и фестивалей, гонок на «Драконах». С появлением мероприятия «Крылья Востока» все парусные регаты оказались в интересном положении — они и не туризм, и не спорт, а вообще непонятно что. Вопрос о поддержке закрыт.

Яхты без пирсов

Благодаря своему расположению и активности яхтсменов Владивосток практически стал российским центром яхтинга Юго-Восточной Азии. Для наших приморских яхтсменов обычное дело сходить куда-нибудь в Японию или Корею. И по отзывам, все таможенные процедуры, вопросы буксировки, стоянки, ремонта там организованы по максимально удобному для яхтсменов принципу. У нас ситуация, как в классике: «Не каждая птица долетит до середины Днепра» — так же не каждый зарубежный яхтсмен в состоянии будет прорваться через наши регламенты о прохождении иностранных яхт во внутренние воды РФ.

То есть у нас такое количество запрещающих регламентов, что, не зная их, можно легко попасть под любой из них и оказаться в конфликте с нашим законодательством. Каков результат этой политики? Жалкие единицы заходов иностранных яхт в местные воды против десятков тысяч в Макао, Гонконге и т. д. Во Владивостоке береговая линия в несколько десятков километров — и всего один лицензированный пирс! О чем можно говорить людям, которые живут на яхтах и путешествуют по всему миру? Петь им мантру про нашу уникальную дальневосточную природу? Это даже не смешно. Поэтому, я считаю, что на данном этапе говорить о том, что Приморье — это место для международного активного туризма — просто неприлично.

В прошлом году приняли законопроект о маломерном флоте, и все так воодушевились. Но все эти мечты разбились о большое количество бюрократических процедур. Потому что я не знаю, сколько героев может за сезон заплатить 150 тыс. рублей и собрать тонну бумаг.

В итоге порядка 200 яхт у нас ходят законно, остальные нелегально. Ни яхты, ни катера, ни какие-либо другие плавсредства не могут в силу своей дороговизны содержания использоваться только для отдыха членов семьи — всегда подключаются какие-то коммерческие дела. Но это все заканчивается хождением по лезвию бритвы. Это же неправильно.

Вредный миф

Есть очень вредный миф об уникальности туристического потенциала Приморья. Наша компания продвигает ряд туристических проектов, у нас в активе — порядка 700 компаний, с которыми мы в принципе работаем и уже более шести лет изучаем условия их взаимодействия с туристическим рынком.

Анализируя, я замечаю, что миф об уникальности туристического потенциала стоит у всех перед глазами и мешает объективно смотреть на действительность, на развитие того же туризма внутри региона. Допустим, приехали 1000 человек в какой-то регион. Из них 100 человек восторженно отозвались, и на этом основании делается вывод о том, что регион страшно привлекателен. Это вопрос репрезентативности выборки. При этом, когда начинаешь говорить: «Ребята, давайте-ка посмотрим: 100 человек — это количество, на основании которого нельзя судить о привлекательности региона. Давайте не будем говорить о каких-то фееричных вещах, давайте посмотрим то, что здесь можно исправить».

Все сразу начинают обижаться, надуваться: у нас уникальные реки, водопады. А ведь в соседнем регионе то же самое. Есть вещи, над которыми нам надо работать и работать, при этом правительство продолжит фантазировать и «летать в космосе». Потом, когда чиновники придут в себя, они, наверное, обратят внимание, что здесь уже все сделано без них. Иногда получается так, что сделано гораздо лучше и качественней, чем если бы мы ожидали каких-либо мифических субсидий и поддержки.

Из выступления на Международном морском салоне

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ