Светлана Ивановна Покидова.
Место рождения: Владивосток.
Образование: юридический факультет Челябинского государственного университета (1985 г.).
Карьера: с 1991 г. — в бизнесе, последние шесть лет — генеральный директор Торгового дома “Европа-стиль”.
Семейное положение: замужем, двое сыновей.
Автомобиль: “Мерседес” черного цвета.
Хобби: рисует, пишет стихи, любит путешествовать.
Хозяйка бутика “Европа-стиль” Светлана Покидова красива усталой красотой Катрин Денев, уважительно отзывается о Мадонне и с детства “больна” модой. Болезнь эта пощадила самое ценное качество нашей героини — она любит жизнь, как только могут ее любить люди, однажды вдохнувшие воздуха свободы полной грудью. Случилось это на бетонке французского аэродрома, куда приземлился захваченный террористом самолет и... Стоп. Соблюдая формат рубрики, подробности самого драматичного эпизода в жизни госпожи Покидовой мы оставим напоследок
— Во Владивостоке очень сложно заниматься бизнесом, связанным с качественной одеждой — с одной стороны, есть огромная ниша, с другой — это сегодня малоприбыльно. Почему же бутики появляются один за другим?
— Мне кажется, их хозяева питают большие иллюзии на сей счет. Здесь существует некая планка, выше которой не прыгнешь. Иное дело в Москве — там существует проблема сбыта, и именно поэтому бутики, которые открываются у нас сегодня, сделаны по столичному образу и подобию, получают оттуда “стоки” (остатки непроданных коллекций. — Прим. авт.). На мой взгляд, новички не жизнеспособны.
— Сколько же им отмерено?
— Не хочу прослыть оракулом, но уже через год будет видно, кто смог выжить. Я общаюсь со многими людьми, которые занимаются фэшн-бизнесом не только в России, но и за рубежом. Всех заботит одно — куда пристроить то, что не удалось продать. При этом большинство занимается не заказом коллекций, их формированием, а распространяют монобрэндовую продукцию, ориентированную на молодежь, представителей среднего и ниже класса. Кстати, я не против существования таких магазинов в принципе, поскольку у “Европы-стиль” другая клиентура и другой профессиональный подход.
— В чем он заключается?
— Мы занимаемся мультибрэндовыми вариантами, то есть подбираем одежду разнообразных марок. Таким образом предвосхищаем желания клиентов, стараемся максимально удовлетворить их вкусы.
Продавать мономарку гораздо легче. Купил одежду одного брэнда, вывесил и ждешь покупателей. А вы попробуйте заняться разными брэндовыми линиями: за полгода до получения коллекции надо заплатить деньги, затем внести оплату за очередную коллекцию, потому что грядет следующий сезон, и так далее.
Продвигать мономарку скучно. Этот бизнес не творческий: допустим, головная контора обязывают вас продавать именно это пальто, и никакое иное. Как правило, монобрэндовые магазины работают по системе франчайзинга, которая эффективна во многих крупных городах, но только не во Владивостоке — здесь продать много одежды практически невозможно. Есть предел, за которым следует необходимость отправлять “стоки” в другие места. В частности, мы отсылаем то, что было не продано, в Торонто, Петербург, Москву.
— Какой из владивостокских бутиков сформировал вкусы значительной части местных модников?
— Без сомнений, “Европа-стиль”. Шесть лет назад мы поставили перед собой цель — приобщить наш город к высокой моде. Мы не перестаем заниматься, как бы пафосно это ни звучало, просветительской деятельностью — рассказываем широкой аудитории о том, как одеваются люди в Европе, знакомим с новинками моды, устраиваем каждый сезон показы. Никто из наших коллег по этому пути не идет, преследуя исключительно коммерческие цели.
— И только ваш бутик — стилеобразующий?
— Конечно же, нет. Стиль создают и другие — например, Saсh, каждый уважающий себя бутик делает это по-своему. Публика, любящая хорошо одеваться, по сути, везде одинакова, она “не привязана” к одной торговой точке, бывает в разных магазинах. Однако не во всяком из них, помимо проведения товарно-денежных операций, ей удается получить дельный совет, квалифицированную помощь в создании собственного образа.
Родом из детства
— Как вы выбираете для себя вещи?
— Интуиция подсказывает. Иногда достаточно бросить взгляд на что-либо в обилии вещей, даже обойтись без примерки — и я с обновкой. Потому что понравилось, потому что “мое”. Допускаю, что у других женщин иной метод, но я всегда полагаюсь на свое чутье.
— Кому вы обязаны своим вкусом?
— Пожалуй, маме. Она любила красиво одевать своих дочек-близнецов. Старалась покупать нам особенные вещи, научила шить и вязать. Освоив швейную машинку, я начала осуществлять мечты о роскошных нарядах — придумывала оригинальные платья к школьным балам, какие-то платки, даже пальто. Обшивала себя полностью, разве что обувь мне покупали в валютном магазине. В 20 лет смастерила красивую шубу из песцовых воротников; женщины на улице останавливали, интересовались, “где достала”. Многие вещи я без сожаления дарила, хотя иногда просила за них деньги — чтобы купить новую ткань для нового платья, нужно было хотя бы что-то продать. Вспоминая о тех временах, всякий раз прихожу к выводу, что, если человек следует своим детским мечтам, он счастлив.
— Кто для вас образец стиля?
— Человек, чья одежда, прическа, манеры приведены в соответствие с его внутренним состоянием. Например, Мадонна. А вообще, образцы стиля — это именно те модельеры, линии которых представлены в “Европе-стиль”.
— Как вы думаете, выбрав однажды стиль, можно ли его менять?
— Не можно, а нужно. Я не боюсь менять свой стиль. Могу одеться очень строго, могу — в бриджи-military. Я очень люблю меняться. Чем хороша высокая мода? Она помогает вам изменить образ. Вы делаете это в зависимости от вашего внутреннего состояния и ведете себя соответственно. Чрезвычайно интересное занятие!
— Существуют ли какие-то жесткие законы стиля?
— Нет никаких догм. “Это с этим можно, а это с этим не носят” — очень провинциальный взгляд на одежду. Конечно, есть определенные рамки, но если вы вышли за них, желая поменять стиль, умейте преподнести себя и будьте интересными окружающим. Многие модельеры такую энергетику в свои вещи вкладывают! Так вот, ее нужно чувствовать. Для этого нужно болеть модой, ЗНАТЬ ее.
— Что вы посоветуете тем, кто ищет свой образ? Почему люди зачастую не могут выбрать то, что им нужно? Потому что они чего-то “не знают”?
— Некоторые просто боятся: “я не одену этого, потому что это не для меня”. Пусть сначала попробуют ощутить себя по-новому в новой одежде. Пусть избавятся от стереотипов, в моде это особенно полезно. А знаний людям хватает — одних только фэшн-изданий пруд пруди. Не достает, на мой взгляд, достоинств иного свойства — внутренней раскрепощенности, желания самовыразиться.
— К слову, о журналах мод. Образ женщины с обложки повергает отдельных читательниц в уныние. Они по-настоящему страдают от несоответствия гламурным созданиям.
— Умная женщина никогда не будет пытаться соответствовать навязываемым стандартам, копировать кого-то, включая манекенщиц на подиуме, журнальных девушек. Она присмотрится к тому, что увидит, выберет приемлемое, постарается подстроить моду под свой стиль.
Нужно не лениться и делать себя красивой и модной. Если у вас нет возможности покупать готовые вещи, попробуйте шить, вязать, делать все что угодно с содержимым своего гардероба. У нас есть клиенты, которые страшно далеки от размеров нашей одежды. Однако они умудряются быть такими модными и стильными! Покупают, к примеру, у нас кофточку и перешивают ее на свой манер. Казалось бы, пустяк, а человек светится от удовольствия.
Мода требует жертв
— Почему в уходящем году местные дамы дружно надели узконосые туфли? Что, у всех очень длинный большой палец ноги?
— Все объясняет тенденция моды. Такая обувь, как говорит Вивьен Вэствуд, делает ногу, как у Фавна или Сатаны. Согласитесь, подобные эпитеты рождаются только у служителей высокой моды. И поверьте мне, в 2003 году носок у модной обуви станет еще острее.
— То есть нашим женщинам стоит учиться ходить по веревочке?
— Это не так сложно. А вообще, хорошо, если у них есть и остроносые туфли, и с тупым носком на мини-платформе — чтобы с педалями автомобиля управляться. Хотя “обувь Сатаны” — и от этого никуда не денешься — останется хитом ближайших сезонов. Сегодня мы получаем много заказов на подобные модели.
Что касается вашей иронии по поводу “слишком большого пальца ноги”, редкие модницы ходят в одинаковой обуви. Есть совершенно разные предпочтения: носок острый, но как бы обрезанный; туфли из кожи рептилии или из чего попроще. Таким образом можно сохранить индивидуальность, надев даже то, что “носят все”.
— В последние годы одежда утратила возрастную принадлежность. 20-летние и 50-летние часто носят одни и те же вещи. Чем вы это объясняете?
— В первую очередь тем, что многие известные марки создают молодые дизайнеры. Они не забывают о женщинах, которые, несмотря на годы, хотя выглядеть моложе. Идет не просто “омоложение” модных линий, происходит нечто подобное с самими людьми. Среди моих знакомых очень много тех, кто живет без оглядки, как говорят ученые, на свой физический возраст, наслаждаются каждым днем. Умение выглядеть и быть совершенной с годами только оттачивается. По-настоящему дорогая женщина не боится утратить молодость — она стареет так же, как ее вещи: незаметно, не теряя общего облика.
— На что вы готовы ради красивой одежды?
— На очень многое, ведь это моя слабость.
— Предположим, находясь в дороге, вы лишились чемодана с одеждой. Ваша реакция?
— Со мной это произошло на самом деле и совсем недавно, 27 ноября. Мы с коллегой летели на том самом самолете, из Болоньи в Париж, на борту которого объявился террорист. Вместо Парижа приземлились в Лионе, нас быстро проводили в аэропорт, оставив в неведении, когда и получим ли мы вообще свой багаж. Мы тогда сказали друг другу: плевать на чемоданы, ведь мы живы, здоровы и, главное, свободны!! Человеческая жизнь дороже всех вещей мира.
БЛИЦ
— Вам знакома типично женская проблема “что надеть”?
— Нет. В моем шкафу есть все необходимое.
— Ваша любимая вещь?
— Костюм от Жан-Поля Готье: длинная, до пола, шелковая юбка с воздушным подкладом и блуза с поднятым воротником. Сказочный наряд.
— С чем бы вы никогда не расстались?
— С одной из сумочек. У любой женщины их должно быть несколько — дорогих и не очень.
— Кто, по-вашему, станет женским символом 2003 года?
— Думаю, Мадонна. Новый тип красоты — Женщина, которая не скрывает своего возраста и умеет прекрасно выглядеть.
— Ваша мечта?
— Очень хочу, чтобы сыновья-студенты (младший учится в Австралии, старший — в Питере) приехали на Новый год домой.