2018-09-13T07:24:56+10:00 2018-09-13T07:24:56+10:00

Дальний Восток: будет ли новый прорыв?

За время, прошедшее с первого ВЭФ в 2015 ., его «инвестиционная емкость» последовательно выросла более чем в три раза. По оценкам экспертов, финансовый эквивалент привлекательности региона составила более 3 трлн руб. Именно такой объем инвестиционных ресурсов обеспечат соглашения, которые были заключены на форуме.

Четвертый ВЭФ собрал наиболее представительный состав участников. Переговоры с президентом России Владимиром Путиным провели лидеры Китая, Японии, Монголии и Южной Кореи. Главными стали вопросы экономического развития Дальнего Востока.

Сегодня экономика Дальнего Востока растет опережающими темпами по сравнению с общероссийской (кстати, по свидетельству источников, аналогичный феномен экономисты наблюдали еще в начале прошлого века). По данным Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, объем инвестиций в основной капитал объектов региона составил 1,217 трлн руб., или +17,1% по отношению к 2016 г. В среднем по России этот показатель составил +4,4%. Дальневосточный федеральный округ – абсолютный лидер по прямым иностранным инвестициям на душу населения в России, отмечают в министерстве.

Безусловно, три предшествующих Восточных экономических форума сыграли роль драйверов дальневосточного развития. В 2015 г. на ВЭФ, который прошел под девизом «Презентация возможностей», были подписаны инвестиционные соглашения в объеме, превышающем 1 трлн руб. В 2016 г. форум носил название «Открывая Дальний Восток». В прошлом году объемы инвестиционных соглашений достигли уже 2,5 трлн руб. Такому росту объемов соответствовало и название третьего ВЭФ 2017 г. «Дальний Восток: создавая новую реальность». Тема четвертого Восточного экономического форума звучала как «Дальний Восток: расширяя границы возможностей».

Эксперты уверены: за последнее время Дальневосточный регион обрел серьезную инвестиционную привлекательность. «Мы сформировали территории опережающего развития со значительными преференциями для компаний, для запуска новых производств. Создали портовую зону с особым режимом таможенного и налогового регулирования – свободный порт Владивосток. Реализуем масштабные социальные, инфраструктурные, образовательные и научные программы; проекты, направленные на поддержку экспорта и технологическую модернизацию», – подтвердил и президент РФ Владимир Путин.

Примечательно, что первый ВЭФ стартовал в 2015 г., когда возникли первые санкции со стороны западных стран. Соответственно и рост инвестиционной активности со стороны зарубежных партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе пришелся на последующие годы, и можно отметить, что эскалация санкций со стороны США и ЕС как раз и совпала с ростом активности восточных партнеров России. Во всяком случае, сегодня вложения зарубежных инвесторов на Дальнем Востоке составляют 26% от общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику. При этом эксперты отмечают резкий рост частных инвестиций по сравнению с государственными.

Если оценивать инвестиционную активность по объемам соглашений, заключенных на всех трех ВЭФ, то с учетом перспектив четвертого форума общая сумма приблизится к 8 трлн руб. Это уже практически 8% ВВП России (по предварительным итогам текущего года). В своем выступлении перед иностранными и российскими инвесторами  Владимир Путин обозначил две ключевые задачи для федерального правительства и региональных властей: обеспечить рост экономики Дальнего Востока выше не общероссийских показателей, а уже экономик стран АТР, и достигнуть демографического роста населения ДФО, приблизившись к  показателям советского периода. То есть президент публично установил молодому главе Минвостокразвития Александру Козлову высокую планку и выбранный стратегический курс, обозначенный еще его предшественником Александром Галушкой. 

Здесь стоит напомнить, что на итоговой коллегии Минивостокразвития в марте этого года Галушка обозначил экономический показатель, который должен быть достигнут на Дальнем Востоке в ближайшие шесть лет, подробно подкрепив его расчетами. «Сегодня экономический рост в странах АТР составляет около 8% в год. На Дальнем Востоке рост в 2,7% дает портфель уже реализуемых в ТОРах и свободном порту Владивосток инвестиционных проектов. Около 1,5% роста способны дать реализуемые инфраструктурные проекты – модернизация БАМа и Транссиба, международные транспортные коридоры и трансграничные мосты, новые энергетические объекты. Еще около 3,8% должно обеспечить привлечение новых частных инвестиций. На этой работе и необходимо сосредоточиться», - обозначил тогда бывший глава Минвостокразвития.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, анализируя первые управленческие шаги нового министра Дальнего Востока Александра Козлова, скорей всего будет разворот от управленческой модели работы полпреда Юрия Трутнева и Александра Галушки к стилю управления регионом «ишаевского периода» руководства Минвостоком. Именно тогда один из авторитетнейших губернаторов Дальнего Востока (чего пока не скажешь про Александра Козлова в силу возраста и времени проработавшего на посту главы региона) явно стал собирать все проблемы регионов, суммировать их и доносить до правительства. Что само по себе предполагало выделение дополнительных денег на Дальний Восток.

Только вот даже в жирные для страны годы такой подход у президента не получил поддержки. Можно хотя бы вспомнить его острую реакцию на предложенную Ишаевым программу развития ДФО, где на все требовалось не много триллионы рублей. Не работает. Трутнев и Галушка предложили другое. Не просить триллионы, а дать региону самому заработать на себя. Время показало, что это сработало.

Государственная политика в области развития Дальнего Востока опирается на несколько основных факторов. Первый – это крупномасштабные инфраструктурные проекты, в частности, создание нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, газопровода «Сила Сибири», строительство космодрома Восточный. Особую роль эксперты отводят проектам по увеличению пропускной способности железнодорожных магистралей и созданию судоремонтного кластера для обеспечения тихоокеанских перево-зок. Его основу может составить верфь «Звезда», которую НК «Роснефть» обеспечила заказами.

Следующий фактор – это развитие системы льгот. Наиболее действенной считается создание свободного порта Владивосток (СПВ). Льготами также обладают территории опережающего развития (ТОР). Они сходны с теми, которыми обладает СПВ. Ставка страховых взносов составляет 7,6% в первые 10 лет. На первые 5 лет обнуляется ставка налога на имущество, земельного налога и налога на прибыль (за исключением отдельных случаев). Ставки последующих лет варьируются, так как зависят от региональной политики. Резиденты ТОР могут пользоваться имеющейся инфраструктурой и административными преференциями, в частности, особым режимом контрольных проверок. На сегодня, по данным Минвостокразвития, уже создано 18 ТОР, резидентами стали 251 компания, общий объем инвестиций исчисляется 2,2 трлн руб.

Некоторые специалисты отмечают, что льготы снижают налоговые поступления в бюджет дальневосточного региона. Но здесь следует подчеркнуть, что именно льготные режимы сегодня способны обеспечить производственное развитие в России. Причина этого, как известно, – высокие процентные ставки и сложность получения кредитов для промышленных предприятий. Поэтому, как считают многие бизнесмены, система льгот, преференций и субсидирования кредитных ставок – вынужденная мера.

Борис Титов, уполномоченный по правам предпринимателей России: «Главная задача, которая была в свое время поставлена, что Дальний Восток – это как раз наш не дальний Восток, и что важнее - то ли центральная часть страны, ее развитие, то ли развитие восточной, азиатской части страны, она, конечно, сегодня решается. Может, непросто, постепенно, но решается. Те инструменты, которые были выбраны, они, в принципе, показали себя.

Проблемы в налогах, проблемы в координации действий, обеспечении снижения административных процедур. Это все реализовывается в ТОРах и свободном порту Владивосток. Здесь другой режим. Здесь легче. Здесь не так дорого. То есть издержки ниже. И налоговые, и прочие. Здесь обеспечивается безопасность бизнеса на более высоком уровне, чем в других регионах. И пошло. И инвестиции пришли.

Цифры говорят сами за себя, триллионы рублей уже, вот какие цифры фигурируют. Когда создавалась эта программа, министерство Дальнего Востока во главе с Александром Галушкой являлось таким генератором идей всех ТОРов и свободного порта Владивосток. Работает. И должно работать и в других регионах Российской Федерации».

В первое время всех пугали заявления Трутнева и Галушки про миллиарды инвестиций и сотни тысяч рабочих мест. Но паровоз пошел. Вот уже открыто 100 предприятий, к концу года их будет около 200, инвесторами уже вложено 1,4 млрд долларов США.

На президиуме госсовета Владимир Путин заявил, что ждет прорыва, новых решений и подходов, а не плоской модели управления - взять и попросить денег. Нет денег в стране. Надо находить возможности. Просто просить денег у Москвы не получится. Хотя пока мы наблюдаем некоторые повторы. По итогам президиума госсовета по мнению команды Александра Козлова не хватает 2,8 трлн руб. Ишаеву надо было для полного дальневосточного счастья - 3,8. Ограничится ли Путин  только призывами работать эффективнее или некоторым членам Минвостокразвития пора начинать бояться?

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ