2018-10-08T11:55:24+10:00 2018-10-08T11:55:24+10:00

Медведев не хочет повторения бензинового кризиса на Дальнем Востоке

Для Дальнего Востока будут установлены компенсационные механизмы для недопущения ухудшения нефтепродуктообеспечения региона. Такое решение принято по итогам прошедшего в правительстве совещания о развитии нефтяной отрасли и стимулировании добычи нефти.

«Весной этого года у нас уже складывалась непростая ситуация с ценами на топливо. Ее пришлось исправлять буквально в ручном режиме. Понятно, что в этом году лимит повышения цен уже выбран и повторения таких событий допустить нельзя. Поэтому необходимо контролировать ситуацию на топливном рынке, причем очень жестко. В случае если динамика цен станет неконтролируемой, появится угроза их галопирующего роста, нам придется повысить вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты. Такая возможность законодательством предусмотрена, но рассчитываю, что к этому инструменту правительству прибегать не потребуется», - заявил Медведев.

Премьер поручил профильным ведомствам до 10 октября внести в правительство большой пакет поправок в налоговый маневр, которые предусматривают увеличение субсидий для НПЗ в рамках налогового маневра. Так, поправки должны предусматривать корректировку базовой цены нефтепродуктов, используемой при расчете демпфирующей компоненты обратного акциза, с 56 тыс. руб. за тонну до 50,4 тыс. руб. за тонну для автомобильных бензинов и с 50 тыс. руб. за тонну до 45 тыс. руб. за тонну для дизельного топлива.

Базовая цена на нефтепродукты используется в формуле для расчета демпфирующего механизма. Чем меньше ее значение, там выше субсидия. По подсчетам, данная мера позволит увеличить компенсацию нефтяникам примерно на 230 млрд руб. в год. Как отмечается в документе, 50% допрасходов бюджета, связанных с изменением параметров базовой цены нефтепродуктов, должны быть компенсированы за счет НДПИ в отношении нефти сырой, привязанного к нефтяной котировке (без изменения ставки указанного налога). То есть ставка налога не повышается, но формула расчета цены теперь будет учитывать нефтяные котировки так, чтобы при любой стоимости нефти компании сохраняли до 110 млрд руб. в год. Ранее планировалось, что в 2019 г. демпфирующая надбавка для нефтяников составит 400 млрд руб. Соответственно, теперь она может составить 630 млрд руб.

Документ поручает установить логистический коэффициент, используемый при исчислении обратного акциза, в отношении производственных мощностей. Коэффициент является частью демпфирующего механизма, он применяется к обратному акцизу, то есть компенсации, которую получат нефтяники. Размер коэффициента варьируется от 1 до 1,5 и делится на шесть региональных групп. Так, самый большой - 1,5 - применяется в отношении НПЗ, расположенных в Хакасии и Красноярском крае, там находится Ачинский НПЗ «Роснефти». Коэффициент 1,4 будет действовать для заводов в Туве и Иркутской области (Ангарский НПЗ, также «Роснефть»). В отношении перерабатывающих мощностей в ЯНАО, Коми, НАО, Якутии и Бурятии будет применяться коэффициент 1,3 (Ухтинский НПЗ «Лукойла»). Коэффициент 1,1 применим к мощностям в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, Забайкальском крае (Антипинский НПЗ группы «Новый поток»), 1,05 - для заводов Омской области, Алтайского края и Республики Алтай (Омский НПЗ «Газпром нефти»). В отношении мощностей, расположенных в иных регионах, будет применяться коэффициент 1.

В документе также поручается установить для Дальневосточного федерального округа компенсационные механизмы для недопущения ухудшения нефтепродуктообеспечения региона, однако суть механизма не раскрывается.

Увеличив субсидии нефтяникам, правительство также обязало их поставлять на внутренний рынок не менее 17,5% добытой нефти. Так, поправки должны предусматривать обязательства по поставкам нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы, производящие моторные топлива, соответствующие техническому регламенту, для всех производителей нефти не ниже 17,5%.

Медведев также поручил Минэнерго и ФАС в срок до 10 октября принять исчерпывающие меры, чтобы «Роснефть», «Лукойл», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» и «Татнефть» в 2018-2019 гг. обеспечили реализацию топлива на внутреннем рынке в объемах не менее объемов реализации указанной продукции в соответствующий период 2017 г. В документе упоминаются и компании «ТАИФ-НК», «Новый поток» и «Нефтегазхолдинг» (ННК), которые должны обеспечить реализацию на биржевых торгах автомобильного бензина и дизельного топлива в действующих нормативах продаж моторных топлив на бирже.

Напомним, в апреле – мае 2018 г. из-за резкого роста экспортного паритета (стоимости поставок топлива в Европу за вычетом экспортной пошлины и затрат на транспортировку) и падения курса рубля оптовые цены на бензин превысили розничные. Это привело к убыткам для владельцев АЗС как среди крупных нефтяных компаний, так и в независимом секторе. Эксперты из Независимого топливного союза (объединяет владельцев АЗС и трейдеров) оценивали их в 12 млрд руб. только по итогам мая. В критической ситуации оказались АЗС и в Приморье.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ