Этот человек вошел в политическую элиту Приморского края постепенно. Свойственная Щербакову основательность и напористость хорошо вписалась в политическую жизнь Приморья — на фоне необходимости в «свежих силах».
— Александр Владимирович, вы совсем недавно стали депутатом Законодательного собрания края. Как вам работается в новом статусе, после Думы Владивостока?
— В ЗС ПК другой объем и более масштабные задачи. Они связаны не только с решением конкретных, точечного характера проблем, волнующих приморцев, но и с серьезной законотворческой деятельностью. Нужно очень внимательно изучать существующую нормотворческую базу, погружаться в законопроекты, которые готовит Законодательное собрание. Это требует много времени, концентрации, профессионализма.
— Приходится ли браться за книги, чтобы получить новые знания?
— Пока мне хватает опыта. Я достаточно долго работаю руководителем компании, что обязывает меня разбираться во всех сторонах бизнеса — от финансовой до юридической. Управленческая работа очень сложная. Здесь необходимы многие навыки, поскольку приходится управлять не то что бизнесом, а по большому счету огромным пластом жизни. Нужно уметь принимать решения и всегда быть в ответе за коллектив, за людей.
Если говорить о книгах, то я всегда что-то читаю. Жизнь показывает, если ты не будешь постоянно подпитывать свой разум новой информацией, анализировать ее, размышлять, то это — деградация.
— Вы работаете на освобожденной основе. То есть без зарплаты, буквально даром…
— Никогда не было цели — зарабатывать за счет депутатства. В политику я пришел состоявшимся человеком — в личностном, профессиональном, финансовом плане. Может быть, кому-то покажется пафосным, но мне хочется быть полезным людям. Это из семьи идет, родители учили: поддержи, кому труднее. Я всю жизнь следую этому правилу. Депутатская работа дает возможность помогать людям на более серьезном уровне, в масштабах города, края.
— Поэтому, решив однажды начать свой путь в политике, вы сразу замахнулись на Госдуму, где масштаб еще больше (в 2016 год Щербаков участвовал в праймериз ЕР по баллотированию в Госдуму)?
— Здесь немного другая история. Просто на каком-то этапе ты понимаешь, что можешь сделать больше, что нужны новые смыслы в жизни и пора ставить перед собой новые, амбициозные цели. Именно в этот момент началась избирательная кампания по выборам в Государственную Думу. Я подумал, а почему бы не попробовать себя на парламентском поприще?
— Вы переживали, что попытка не получилась, выборы проиграли? Это же удар по амбициям.
— Обиды не было, да и не должно быть. Человеку нужно быть готовым к поражениям и нужно уметь извлекать из них уроки, что я тогда и сделал. До сих пор изучаю, анализирую ситуацию.
Участие в избирательной кампании — это хороший опыт, это борьба, мощная конкуренция, проверка на прочность, мобилизация всех сил. Но, на мой взгляд, все-таки лучше подобный опыт получать постепенно, начиная со статуса поселкового или муниципального депутата. Шаг за шагом подниматься по определенным ступеням развития, наращивать политический вес. Это нормальная практика выращивания кадров, эффективная и на производстве, и в управлении, и в политике.
— Вот где эта практика, позволяющая Владивостоку вырастить сильного мэра?
— У нас уже сейчас есть много достойных людей, которые могут занять этот ответственный пост: работоспособных, порядочных, способных работать в команде и брать на себя персональную ответственность. К сожалению, нам пока не очень везет с «начальниками Владивостока».
— Сейчас и вовсе без мэра остались. Взял и ушел в одночасье. Мотивации, сказал, больше никакой нет. А люди столько надежд на него возлагали, многие прямо-таки авансом полюбили — за обещанные ровные дороги, чистоту, красоту, порядок в городе.
— Мне трудно судить его, но я абсолютно убежден, ни одно дело нельзя бросать на полпути. Никогда не надо сдаваться. Позволю процитировать великого Черчилля: «Сказать, что мы сделали все, что могли, недостаточно. Мы должны добиться того, что нужно, и лишь тогда можно обрести настоящий успех».
Так что мне непонятно, как можно так легко, ничтоже сумняшеся бросить свое дело, свой город и горожан. Да еще в столь сложный период, накануне зимы, на фоне массы проблем, которые накопились во Владивостоке.
— Врио губернатора края Олег Кожемяко внес на рассмотрение Законодательного собрания законопроект о возвращении прямых выборов глав муниципальных образований. Как вы считаете, всенародные выборы — это лучший вариант поиска подходящего градоначальника?
— Прямые выборы, безусловно, необходимы. Это возвращение демократии, повышение гражданской активности и ответственности избирателей. Люди должны иметь законную возможность самим выбирать главу города или района. В этом я солидарен с врио губернатора. Что касается сегодняшней, очень непростой ситуации с Владивостоком, то здесь, на мой взгляд, есть смысл повременить с прямыми выборами. Скажем, обозначить некий переходный этап, на время которого городом будет управлять человек, прошедший действующую сейчас процедуру жесткого конкурсного отбора.
По моему убеждению, Владивостоку сейчас нужен не мэр, а скорее, кризисный управляющий, который нацелится вытащить город из болота, погрузится в ворох всех наших проблем, идентифицирует их, изучит, поставит задачи и будет решать — упрямо, монотонно, планомерно.
— Александр Владимирович, а губернатор нам какой нужен?
— На этот вопрос точнее всего ответят жители края. 16 декабря, в день выборов губернатора. А мне лично внушает уважение Олег Кожемяко. Он сейчас проходит испытание боем за Приморский край, и у него хорошие и, самое главное, видимые всем результаты.
Взять, к примеру, законопроект о «детях войны». Сколько лет о нем говорили, но, выходит, нужно было дождаться Кожемяко, чтобы он внес законопроект, который был единогласно принят в первом чтении на заседании Законодательного собрания. Это по-настоящему нужный, полезный и давно ожидаемый законопроект. Моя мама и еще более 110 тысяч приморцев — «детей войны» заслужили внимательное отношение к себе всей своей жизнью — и украденным войной детством, и самоотверженным трудом на благо Родины.
— На недавнем заседании Законодательного собрания речь шла о корректировке бюджета на 2018?г. и последующие два года. На что будут потрачены дополнительные средства?
— Деньги пойдут на социально значимые нужды — покупку 39 школьных автобусов, 10 пожарных автомобилей, музыкальных инструментов и оборудования для краевых учреждений культуры. 21,7 млн рублей добавили на оздоровление и отдых юных приморцев. На 1,7 млн рублей увеличили расходы бюджета на бесплатное питание младших школьников (с первого по четвертый класс). Представьте, норматив на питание — всего-то 21 рубль 20 копеек в день! — не менялся несколько лет. Уже с первого декабря этого года норматив вырастет вдвое — до 42 рублей 40 копеек. Конечно, сумма тоже довольно скромная, но, по крайней мере, шаг вперед сделали, начали решать проблему.
Кроме того, в бюджете предусмотрены хорошие деньги на строительство и ремонт дорог по всему краю. Владивосток получит субсидию на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий и проездов к многоквартирным домам.
— Приморье на днях отметило свой 80-летний юбилей. Что значит для вас край?
— Для меня Приморье — это история нашей семьи, ее прошлое, настоящее и будущее.
В середине прошлого века мой отец приехал во Владивосток. Окончил ДВВИМУ, стал капитаном дальнего плавания. Отца давно уже нет с нами, но в честь него мы назвали одно из судов нашей компании, и сегодня «Капитан Щербаков» все так же уходит в рейсы и возвращается домой. Порт приписки судна — Владивосток, ходит под флагом России и работает на благо Приморского края и нашей Родины.
Моему сыну 17 лет, он еще не определился с будущей профессией. Возможно, продолжит нашу морскую династию. Очень хочу, чтобы сын и его сверстники оставались учиться, работать и жить в Приморье и могли с гордостью говорить — «Мы из Приморья». У края очень большие перспективы, и уже сейчас молодежи есть где приложить свои силы.