Окно возможностей на рынке квестов, неожиданно распахнувшееся три года назад во «владивостокских подвалах», вот-вот схлопнется. Развлечения вдруг перестали быть трендовым способом проведения досуга, перейдя в сегмент классических городских забав.
В 2015 г. в статье «Квест. Зачем люди играют в ЭТО» деловой еженедельник «Конкурент» отмечал, что «реальные квесты — головоломки в закрытом пространстве, ориентирование на местности или интеллектуальный марафон — из корпоративно-развлекательного тимбилдинга быстро превратились в отдельный сегмент отрасли». На новой нише навариться решили многие. Только три года назад в борьбу включилось 10 компаний. И дело «запахло» деньгами. Как признаются руководители квест-компаний, затраченные 1,5–2 млн руб. большинство предпринимателей окупали меньше, чем за два-три месяца.
«Когда три года назад мы построились, у нас в компании был переизбыток квестов. Но мы совершенно не знали о том, что синхронно и одновременно с нами строятся еще 8 квест-компаний. В то время каждый выживал, как мог. Кто-то сливался с другими, кто-то добавлял какие-то новые вещи в свои игры. Один из владельцев квест-компании и вовсе построил бар на месте бывших квест-площадок. Он банально понял, что с квестового бизнеса у него не будет дохода, и по этой причине спешно перепрофилировал бизнес. Кто-то просто закрылся. Сейчас главная политика жизненного квеста «Как выжить на рынке», — признается на анонимных условиях руководитель одной квест-компании.
Закрытие квестов — естественный отбор. Еще не так давно у потребителя не было претензий к продукту, поскольку он был новым. Однако с развитием индустрии люди стали более разборчивыми, поняли, чего можно ожидать от хорошо сделанной игры. Компании стали конкурировать за качество, поэтому дешевым проектам пришлось закрыться.
Читайте также:
«Рентабельность интеллектуальных марафонов не самая высокая. Также во Владивостоке высокая арендная ставка, поэтому более 70% компаний, которые занимались квест-комнатами, закрылись, — рассказали в «Квесткафе». — За время существования квестов сильно выросли требования со стороны игроков. Современные квесты должны быть выполнены на высоком техническом уровне и быть максимально антуражными».
Рынок стал более зрелым, публика — более требовательной, появилось больше претензий к антуражу, декорациям, сложности загадок, техническому исполнению, жанрам, объясняют сложившуюся ситуацию создатели квестов. По их признанию, пока что очень хорошо воспринимаются публикой квесты-перфомансы с участием актеров. Однако и эта ниша страдает пресыщением со стороны посетителей. Не потеряли востребованность лишь некоторые. И как ни парадоксально — те, кто работает по франшизе. Ибо исключает фактор наличия конкуренции.
Виктор Хрипченко, квест-компания «Форт Боярд»: «Конкурентами считаются в нашем бизнесе те компании, которые формируют предложения для групп из 4–6 человек. Но они быстро открываются и быстро закрываются, и связано это с пресыщением людей данным жанром развлечений. Наша же франшиза работает в более чем 70 городах России, цену на услуги мы не меняем с самого открытия компании во Владивостоке, так как она привязана к общероссийской ценовой политике. Это стандарт компании, работающей сетевым методом. Если говорить о том, кто является разработчиком сценариев у остальных игроков бизнеса, то в первом варианте — это покупные модели проведения мероприятий. Второй вариант — это плагиат. Но, даже учитывая все подводные камни нашего бизнеса, потерять свою аудиторию очень легко, если люди сталкиваются с безграмотным сервисом. Сходив один раз на такую квест-площадку, люди больше никогда не вернутся туда. Да и других будут отговаривать. Я думаю, что те, кто остались «на плаву», банально имеют свою правильную целевую аудиторию».
Гонка за оригинальной подачей при этом не привела к значительному росту стоимости квестов. Как три-четыре года назад, цена входного билета составляет в среднем 3 тыс. руб. Большая часть стоимости сформирована из аренды и начальных инвестиций, также квест-комнаты требуют постоянных инвестиций на обновление, без которых приходят в негодность.

«Для эффективной работы должны существовать не только квесты, но и игры, кафе. Все, что сможет привлечь аудиторию. Сейчас от квестов прибыль недостаточно большая, чтобы содержать на нее целый штат сотрудников помимо работы на этих квестах, — рассказывает на анонимных условиях владелец квест-компании. — Если говорить о ценообразовании, то первоначальное строительство площади нам обошлось в 1,7 млн. Плюс аренда. Квесты не могут занимать очень маленькое помещение, так как в него никто банально не пойдет. Я знаю несколько компаний, чьи развлекательные площадки располагались в центре Владивостока. Так вот, они закрылись по той простой причине, что не потянули арендную плату: аренда помещения под квест доходила до 100 тыс. руб. Это неподъемная сумма».
По признанию одного из директоров компании, имеющей в наличии только два квеста, сейчас, чтобы предпринимателю остаться на рынке, ему необходимо иметь дополнительный доход, иначе с квест-бизнесом придется попрощаться. Еще один способ выжить только у тех, кто может предложить что-то принципиально новое.
«Мы предлагаем квест-симулятор, открытие обошлось в сумму более 500 тыс. руб. В эту сумму вошли закупка оборудования, строительство самой площадки, оформление, аренда помещения. То, что мы сейчас предлагаем нашим клиентам, пока не имеет аналогов во Владивостоке, — сообщили в квест-площадке «RescueMission». — В обыкновенных квестах дают задания, вы отвечаете на вопросы, получаете ключи и постепенно отыгрываете линейку. А квест-симулятор — это другое направление. В нашем квесте вы пробуете себя как работник пожарной службы. Получаете навык ориентирования в задымленных помещениях, то есть чувствуете себя пожарным. Все это проходит в игровой форме, к тому же дополнительно вы получаете массу новой информации, которая может пригодиться в реальной жизни».
Читайте также:
По прогнозам опрошенных «К» экспертов, при условии, что экономическая ситуация в стране останется как минимум на том же уровне, вершины развития индустрия достигнет не скоро. Сейчас рынок еще далеко не на пике. Гигантское количество людей ни разу не посещали квесты. В этом смысле, говорят создатели квестов, у них те же проблемы, что у йоги: все знают об этом, но почему-то многие заведомо решили, что йога не для них. Тем не менее постепенно у людей складывается культура потребления квестов, констатируют предприниматели.
Виктор Хрипченко: «Если подводить итог за эти 3 года, пропал интерес к играм у людей, кто старше 30 лет. В свое время они попробовали новинку в лице пары-тройки квестов, и уже им это не интересно. Если говорить о группе от 20 до 30 лет — тут есть какие-то подвижки, но уже нет того ажиотажа. Что касается подростков — это люди, которые и составляют самый большой процент посещаемости».
У рынка квестов много ограничений: покупательная способность, трудности с вовлечением новой аудитории. Зато с фантазией пока все в порядке: комбинаторика и точность игровых механик делают этот жанр практически неисчерпаемым. Это, по мнению владельцев квестов, не даст рынку перегреться.