2018-10-31T11:49:16+10:00 2018-10-31T11:49:16+10:00

Когда они наиграются?

или Как изменился рынок квестов

Окно возможностей на рынке квестов, неожиданно распахнувшееся три года назад во «владивостокских подвалах», вот-вот схлопнется. Развлечения вдруг перестали быть трендовым способом проведения досуга, перейдя в сегмент классических городских забав.

В 2015 г. в статье «Квест. Зачем люди играют в ЭТО» деловой еженедельник «Конкурент» отмечал, что «реальные квесты — головоломки в закрытом пространстве, ориентирование на местности или интеллектуальный марафон — из корпоративно-развлекательного тимбилдинга быстро превратились в отдельный сегмент отрасли». На новой нише навариться решили многие. Только три года назад в борьбу включилось 10 компаний. И дело «запахло» деньгами. Как признаются руководители квест-компаний, затраченные 1,5–2 млн руб. большинство предпринимателей окупали меньше, чем за два-три месяца.

«Когда три года назад мы построились, у нас в компании был переизбыток квестов. Но мы совершенно не знали о том, что синхронно и одновременно с нами строятся еще 8 квест-компаний. В то время каждый выживал, как мог. Кто-то сливался с другими, кто-то добавлял какие-то новые вещи в свои игры. Один из владельцев квест-компании и вовсе построил бар на месте бывших квест-площадок. Он банально понял, что с квестового бизнеса у него не будет дохода, и по этой причине спешно перепрофилировал бизнес. Кто-то просто закрылся. Сейчас главная политика жизненного квеста «Как выжить на рынке», — признается на анонимных условиях руководитель одной квест-компании.

Закрытие квестов — естественный отбор. Еще не так давно у потребителя не было претензий к продукту, поскольку он был новым. Однако с развитием индустрии люди стали более разборчивыми, поняли, чего можно ожидать от хорошо сделанной игры. Компании стали конкурировать за качество, поэтому дешевым проектам пришлось закрыться.

«Рентабельность интеллектуальных марафонов не самая высокая. Также во Владивостоке высокая арендная ставка, поэтому более 70% компаний, которые занимались квест-комнатами, закрылись, — рассказали в «Квесткафе». — За время существования квестов сильно выросли требования со стороны игроков. Современные квесты должны быть выполнены на высоком техническом уровне и быть максимально антуражными».

Рынок стал более зрелым, публика — более требовательной, появилось больше претензий к антуражу, декорациям, сложности загадок, техническому исполнению, жанрам, объясняют сложившуюся ситуацию создатели квестов. По их признанию, пока что очень хорошо воспринимаются публикой квесты-перфомансы с участием актеров. Однако и эта ниша страдает пресыщением со стороны посетителей. Не потеряли востребованность лишь некоторые. И как ни парадоксально — те, кто работает по франшизе. Ибо исключает фактор наличия конкуренции.

Виктор Хрипченко, квест-компания «Форт Боярд»: «Конкурентами считаются в нашем бизнесе те компании, которые формируют предложения для групп из 4–6 человек. Но они быстро открываются и быстро закрываются, и связано это с пресыщением людей данным жанром развлечений. Наша же франшиза работает в более чем 70 городах России, цену на услуги мы не меняем с самого открытия компании во Владивостоке, так как она привязана к общероссийской ценовой политике. Это стандарт компании, работающей сетевым методом. Если говорить о том, кто является разработчиком сценариев у остальных игроков бизнеса, то в первом варианте — это покупные модели проведения мероприятий. Второй вариант — это плагиат. Но, даже учитывая все подводные камни нашего бизнеса, потерять свою аудиторию очень легко, если люди сталкиваются с безграмотным сервисом. Сходив один раз на такую квест-площадку, люди больше никогда не вернутся туда. Да и других будут отговаривать. Я думаю, что те, кто остались «на плаву», банально имеют свою правильную целевую аудиторию».

Гонка за оригинальной подачей при этом не привела к значительному росту стоимости квестов. Как три-четыре года назад, цена входного билета составляет в среднем 3 тыс. руб. Большая часть стоимости сформирована из аренды и начальных инвестиций, также квест-комнаты требуют постоянных инвестиций на обновление, без которых приходят в негодность.

«Для эффективной работы должны существовать не только квесты, но и игры, кафе. Все, что сможет привлечь аудиторию. Сейчас от квестов прибыль недостаточно большая, чтобы содержать на нее целый штат сотрудников помимо работы на этих квестах, — рассказывает на анонимных условиях владелец квест-компании. — Если говорить о ценообразовании, то первоначальное строительство площади нам обошлось в 1,7 млн. Плюс аренда. Квесты не могут занимать очень маленькое помещение, так как в него никто банально не пойдет. Я знаю несколько компаний, чьи развлекательные площадки располагались в центре Владивостока. Так вот, они закрылись по той простой причине, что не потянули арендную плату: аренда помещения под квест доходила до 100 тыс. руб. Это неподъемная сумма».

По признанию одного из директоров компании, имеющей в наличии только два квеста, сейчас, чтобы предпринимателю остаться на рынке, ему необходимо иметь дополнительный доход, иначе с квест-бизнесом придется попрощаться. Еще один способ выжить только у тех, кто может предложить что-то принципиально новое.

«Мы предлагаем квест-симулятор, открытие обошлось в сумму более 500 тыс. руб. В эту сумму вошли закупка оборудования, строительство самой площадки, оформление, аренда помещения. То, что мы сейчас предлагаем нашим клиентам, пока не имеет аналогов во Владивостоке, — сообщили в квест-площадке «RescueMission». — В обыкновенных квестах дают задания, вы отвечаете на вопросы, получаете ключи и постепенно отыгрываете линейку. А квест-симулятор — это другое направление. В нашем квесте вы пробуете себя как работник пожарной службы. Получаете навык ориентирования в задымленных помещениях, то есть чувствуете себя пожарным. Все это проходит в игровой форме, к тому же дополнительно вы получаете массу новой информации, которая может пригодиться в реальной жизни».

По прогнозам опрошенных «К» экспертов, при условии, что экономическая ситуация в стране останется как минимум на том же уровне, вершины развития индустрия достигнет не скоро. Сейчас рынок еще далеко не на пике. Гигантское количество людей ни разу не посещали квесты. В этом смысле, говорят создатели квестов, у них те же проблемы, что у йоги: все знают об этом, но почему-то многие заведомо решили, что йога не для них. Тем не менее постепенно у людей складывается культура потребления квестов, констатируют предприниматели.

Виктор Хрипченко: «Если подводить итог за эти 3 года, пропал интерес к играм у людей, кто старше 30 лет. В свое время они попробовали новинку в лице пары-тройки квестов, и уже им это не интересно. Если говорить о группе от 20 до 30 лет — тут есть какие-то подвижки, но уже нет того ажиотажа. Что касается подростков — это люди, которые и составляют самый большой процент посещаемости».

У рынка квестов много ограничений: покупательная способность, трудности с вовлечением новой аудитории. Зато с фантазией пока все в порядке: комбинаторика и точность игровых механик делают этот жанр практически неисчерпаемым. Это, по мнению владельцев квестов, не даст рынку перегреться.