Владимир Путин подписал указ «О внесении изменения в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849», согласно которому центром Дальневосточного федерального округа назначен Владивосток. За последние годы льготы и преференции сыпались на краевой центр и так, но подъема экономики и жизненного уровня они не вызвали. С одной стороны, простор для инвесторов, свободный порт, льготы для новых предприятий, с другой — нищающий бюджет Владивостока, банкротства малых бизнесов. Что дальше?
«Какого рывка вы ожидали? Изменения не одномоментные, — говорит президент Приморской ТПП Борис Ступницкий. — Даже если мы берем инструменты развития — свободный порт, ТОРы, — они рассчитаны на 70 лет. Это не киоск поставить. Чтобы в городе произошли существенные изменения, нужны перемены в структуре экономики. Думаю, в стратегии развития Владивостока новый статус центра ДФО должен занимать одну из центральных ролей. Поскольку способен запустить новую модель развития города. Как это может выглядеть концептуально? Вырастает валовой муниципальный продукт, приоритетными становятся иные сектора экономики (допустим, финансовый). Меняется степень оборачиваемости основных фондов, уровень бюджетной обеспеченности. В перспективе мы получаем крупные инвестиционные проекты, которые реализуются на территории города Владивостока. Вырастает доля инвестиционных проектов, курируемых городом, ежегодный туристический поток должен увеличиваться. 6–7 лет назад мы очень скептически относились к разговорам о 10 миллионах туристов. Сегодня Приморье вышло уже почти на 4 миллиона.
Турпоток однозначно вырастет, а он несет высокий мультипликативный эффект. Плюс, реализуя все эти вещи, мы попадаем в международные экономические рейтинги. Что служит мобилизации экономических ресурсов наших соседей. Рейтингов таких несколько: наиболее притягательных мировых городов, по уровню глобализации, по развитию, по строительно-инновационный, туристской привлекательности. Владивосток пока ни в одном не находится. Одно другое будет дополнять. Еще раз напоминаю: речь идет о серьезной перспективе, мы не проснемся завтра в другом городе».
Алексей Тимченко, председатель приморского отделения «Деловой России»: «Существует большое количество законов в интересах Приморья и Владивостока: о свободном порте, о территориях опережающего развития, сюда можно отнести и «дальневосточный гектар». Да, привлекаются инвестиции, но не в тех объемах, которые все ожидали. Законы — это еще не все. Нужно вести системную работу, связанную с улучшением инвестиционного климата на уровне региона. В частности, у нас много вопросов с системными монополиями, которые выдают согласования, разрешения на подключение к сетям.
В связи с наделением столичного статуса во Владивосток переедет не только полпредство — вполне вероятно, и ГУ Генеральной прокуратуры по ДФО. А это определенный механизм для предпринимателя: можно прийти на прием, пожаловаться. Возможно, переедут и некоторые суды. В общем, во Владивостоке станет больше центров принятия решений. Быстрее подписать документ, пройти согласования — опять-таки плюс с точки зрения инвестклимата. Очевидно, что Владивосток имеет преимущества с точки зрения логистики: крупные порты, незамерзающие бухты, крупный железнодорожный узел, новый аэропорт. Город перспективнее с точки зрения внешнеэкономической деятельности. Думаю, Владивосток и Приморье будут производить высококонкурентную продукцию, которая потом будет уходить на экспорт. Для того ведь и задумывался свободный порт? Пока дело за тем, чтобы расширять линейку товаров, которые мы могли бы экспортировать, также надо заниматься защитой прав и интересов наших предпринимателей, их продукции за рубежом».
«Приобретение статуса столицы ДФО привлечет дополнительные инвестиции в Приморский край, — указывает депутат Думы города Владивостока, генеральный директор ООО «ФБК Логистика» Сергей Бочин. — Крупные предприятия будут стремиться в центр федерального округа, сюда переедут офисы компаний, банковских организаций. Вырастет привлекательность Владивостока для инвесторов из Центральной России. Многие проблемы бизнеса были связаны с тем, что деловая активность протекала в Приморье, а половину согласований необходимо было получать в Хабаровске. Оптимизация этих движений положительно скажется на бизнес-составляющей. Новые игроки на рынке — дополнительные рабочие места, улучшение финансового климата, поступления в бюджеты края и Владивостока. Пока же городской бюджет тяжелый, постоянно не хватает денег».
Экс-глава Владивостока Юрий Копылов отмечает, что преемственности в городской власти не наблюдается. Самого себя бывший градоначальник позиционирует как инициатора всех последующих полезных мероприятий: от саммита АТЭС до принятия генерального плана города. Между тем, сетует Юрий Копылов, многие ресурсы, вложенные во Владивосток, оказались потраченными зря.
«Инфраструктурные изменения, произошедшие при подготовке к саммиту АТЭС, сформировали новую политическую реальность, — считает политолог Петр Ханас. — Население в ответ на стройки саммита поддерживало даже ту власть, которая откровенно ничего не делала. Статус административного центра Дальнего Востока дает большие преференции и возможности для органов власти. Деньги инвесторов, брендирование территории, включение в различные государственные программы. А самое главное — мироощущение жителей Владивостока. Город давно уже выше по динамике и укладу жизни, возможностям».
Впрочем, возможности — это не гарантии успешного развития. Многое зависит от власти в городе. Кто будет главой, как он будет взаимодействовать с губернатором?
Петр Ханас: «Низкий уровень социальной напряженности позволяет органам местного самоуправления работать эффективно. Сделать без поддержки населения во Владивостоке что-то просто невозможно. Пока же неизвестно даже, как будет избираться глава».