Алексей Макаренко: «Организация рабочего процесса в филармонии не очень отличается от организации работы транспорта на флоте»

Директор Приморской краевой филармонии об эстраде, управлении и кинотеатрах
Фото: Сергей ХЕГАЙ | «Организация рабочего процесса в филармонии не очень отличается от организации работы транспорта на флоте»
Фото: Сергей ХЕГАЙ
Анкета
МАКАРЕНКО Алексей Евгеньевич, 37 лет.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Владивосток.
ОБРАЗОВАНИЕ: Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства, специальность "инженер водного транспорта".
ТВОРЧЕСКАЯ КАРЬЕРА: с 1992 г. продюсерская работа в музыкальной студии, создание телевизионного музыкального конкурса "Пирамида", участие в проекте создания ККК "Иллюзион", с сентября 2001 г. по настоящее время - директор Приморской краевой филармонии.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, двое детей: Маше 4 года, Саше - 14.

Сложись лет десять назад все иначе, возможно, этот человек улыбался бы нам сейчас с экранов телевизоров, поклонницы дарили бы ему цветы и просили автограф, и вся его жизнь представляла бы собой вереницу гастролей, репетиций, записей и модных тусовок. Судьба Алексея Макаренко в то время давала ему реальный шанс воплотить этот звездный план. Однако то ли фортуна закапризничала, то ли он сам, но все сложилось с точностью до наоборот - теперь Макаренко сам занимается раскрытием творческих сил приморской молодежи. У самого же нынешнего директора краевой филармонии музыка в душе поселилась навечно.  

Две крайности

- Алексей Евгеньевич, расскажите, как так вышло, что человек с техническим складом ума сейчас является директором краевой филармонии?

- Должность директора - это прежде всего ответственность пред коллективом и вышестоящими организациями, которая требует от человека больше организаторских способностей нежели творческих. Что же касается технического склада ума, то еще со студенчества во мне живет эти, казалось бы, две крайности: любовь к музыке и технике, и более того - сочетание обеих. Для меня ценно все: и живое звучание музыкального инструмента, и интересная аранжировка, но особое удовольствие доставляет "живой" оркестр, в котором каждый участник профессионал, а вместе они представляют собой технично слаженную команду.

Должен признаться, что вся моя жизнь тесно связана с музыкой: с детства играл на гармошке, в школе познакомился с ударными инструментами, а в институте играл в духовом оркестре на трубе. И по сей день любимыми для меня остаются ударные, хотя освоил и многие другие инструменты. Однако, если говорить о настоящем профессионализме, то он, как известно, нарабатывается годами: я непрофессиональный музыкант, но за ударной установкой чувствую себя вполне уверенно.        

- Если коснуться вашей второй страсти - техники, как она проявляется в вашей жизни? Наверняка вы не ограничились традиционным пристрастием мужчин к автомобилям и пошли дальше?

- Я очень ценю хорошие мощные машины, но все же больше мне по душе некий экстрим. Может, это покажется кому-то странным, но у меня в гараже стоит несколько разных велосипедов - постоянно есть соблазн приобрести более новую модель. Стараюсь находить время на то, чтобы иногда ездить по своему любимому маршруту - по трассе на Шамору. Недавно меня увлекли водные лыжи. Не могу сказать, что все это дается мне легко, но, как я уже давно заметил, достичь чего-то во многом помогают амбиции, а я довольно амбициозный человек.

Ненаклеенные афиши 

- Расскажите о вашей несостоявшейся карьере певца.

- Действительно, возможность стать эстрадным певцом была вполне реальна, но все же верх взяло мое желание организовать что-то самому. Я не раз убеждался, что то, чем я занимаюсь сейчас, гораздо интереснее для меня и нужнее. А начиналось все в начале 80-х, когда я зарабатывал тем, что играл и пел на городских танцплощадках и свадьбах. В месяц у меня выходило по 15-20 4-часовых концертов - по сути дела, тогда я был певцом. Позднее в начале 90-х при поддержке моего хорошего друга Александра Косяченко, ныне президента компании "Косандра", я смог записать свой сольный альбом "Двоечница" в профессиональной студии звукозаписи в Твери. Далее последовал контракт с продюсерским центром, предполагающий переезд в столицу и сулящий "звездную" карьеру. В общем-то, все к этому и шло: спустя пару недель после записи альбома его песни уже вовсю крутились в Москве и в других городах, и контракт уже вот-вот был бы подписан. Меня насторожило то, что продюсеры настаивали на том, чтобы я переписал свои песни в другой студии, по их мнению, более качественной. Я же, напротив, был убежден, что именно эта студия самая лучшая во всей Московской области, причем у меня были все основания так считать. Позднее в тверской студии "Салам" записывались Леонид Агутин, Анжелика Варум, Лайма Вайкуле, Пугачева, что само по себе говорит о многом.Одним словом, я почувствовал, что мне навязывают чьи-то интересы и далее мне придется делать что-то более угодное кому-либо, только не мне. По сути, так оно и есть: ведь большинство звезд эстрады находятся в крепких тисках шоу-бизнеса, диктующего им свои условия.

- Наверняка вы увидели шоу-бизнес изнутри, постарались понять его механизмы и проследить технологический процесс раскрутки певца?

- Да, я приобрел очень ценный опыт - именно в тот период, в свои 25, понял, что могу заниматься подобной организаторской работой самостоятельно, причем в родном Владивостоке, и результат может быть более стоящим. Стоило ли тогда тратить силы и деньги на удовлетворение личных амбиций в столице, тем более что жить там мне совсем не хотелось?

Таким образом, вернувшись во Владивосток в 1992 году, мы с коллегой Юрием Мишиным создали свою музыкальную студию и развернули творческую деятельность, которая активно освещалась по местному телевидению. Альбом "Двоечница" стал раскручиваться, мы ездили с концертами по краю, записывали песни приморских исполнителей, писали свои фонограммы. В результате к нам потянулись мальчишки и девчонки, которые больше всего на свете мечтали петь на эстраде, но не знали, с чего начать.  

Замыслы, которые сбываются

- И так родилась идея создания телевизионного музыкального конкурса "Пирамида"?

- Эта идея в то время как бы витала в воздухе, и в 1993 году мы решили ее реализовать. Среди многих жаждущих петь были действительно талантливые ребята, которым надо было помочь. Каждую неделю мы проводили музыкальное прослушивание, причем весьма строгое, более 100 человек претендовали на одно место. Кстати, мой сын тоже принимал участие, но прослушивание не прошел. Главным принципом отбора было умение петь, - независимо от того, кто твои родители, которые порой готовы были заплатить деньги, лишь бы их чадо показали по телевизору.   

- Как сложилась дальнейшая творческая судьба ваших конкурсантов?

- Почти все участники "Пирамиды" учатся бесплатно в вузах, продолжая свою музыкальную стезю в студенческих коллективах. Некоторые ребята профессионально занялись музыкой, поступив в академию искусств и музучилище. Солистка хора "Рассвет" Ира Липавская заняла второе место на международном конкурсе в Москве и помимо этого побывала на гастролях в более чем 10 странах мира. Люда Мерекина, студентка ДВГУ, известна как талантливая эстрадная певица не только в стенах родного университета, но и в Японии, Корее и Франции. Олеся Яковлева, ныне студентка музыкального училища, побывала в зарубежных гастролях, записала несколько своих песен в тверской студии. Кроме того, театр песни "Пирамида", в состав которого входит множество участников, не раз выезжал на гастроли за границу. Совсем скоро многие наши конкурсанты заявят о себе в готовящемся музыкальном фестивале "Приморский берег".

- Еще одна творческая идея, которую вы беретесь реализовать на этот раз уже в рамках филармонии?

- "Приморский берег" откроется в начале сентября на Набережной. Уверен, это музыкальное событие будет интересно тем, кто любит свой край и сочиняет про это песни. По результатам конкурса мы планируем выпустить диск с лучшими песнями. В следующем году, думаю, сможем запустить во Владивостоке рок- и фолк-фестивали -это именно то, чего городу так не хватает.   

- Насколько известно, вы являлись непосредственным участником создания киноконцертного комплекса "Иллюзион" - сказалась ваша любовь к разного рода техническим изыскам? 

- Дело в том, что в начале 90-х в мире стали появляться кинотеатры со звуком формата dolby digital. Теоретически я вполне мог себе представить, что значит 6-канальный звук в условиях кинотеатра. Спустя определенное время удалось найти единомышленников под этот проект, и таким образом, фантастическая на первый взгляд идея была реализована, а ведь никто не верил, что людей можно снова заманить в кинотеатры. Так Владивосток стал вторым в России городом после Москвы, где появился подобный кинозал.  

Туда, где не ступала нога артиста

- Если говорить непосредственно о вашей работе в филармонии, то на своем рабочем месте вы ощущаете себя скорее организатором, продюсером или творческим человеком?

- Должность директора предполагает прежде всего организацию труда артистов, но никак не творческий процесс - это уже работа художественного руководителя. В мою компетенцию входит общий контроль за расходованием средств на транспорт, строительство, а также организация концертов и фестивалей - одним словом, задача администратора: чтобы у одних была возможность петь, а у других - слушать. Хочу заметить, что организация рабочего процесса в филармонии по своим принципам не очень-то отличается от организации работы, к примеру, транспорта на флоте.

- Как обстоит дело с ремонтом здания филармонии?

- Как видите, ремонт идет полным ходом: обновляется фасад здания, устанавливаются пластиковые окна, далее очередь за крышей и фундаментом. Кроме того, у нас намечается возможность получить помощь на ремонт из федерального бюджета, что позволит обновить здание полностью. Думаю, что примерно через год-полтора горожане уже смогут наслаждаться концертами в новом отремонтированном зале филармонии. Досадно, что нельзя существенно увеличить площадь зала, но все-таки даже в этих условиях можно будет проводить самые разные концерты, в том числе и эстрадные с непременным участием приморских исполнителей и коллективов.  

- Не перестанет ли тогда филармония быть оплотом классической музыки в нашем крае? 

- Считаю, что после ремонта зал филармонии должен быть открыт для любых музыкальных мероприятий, и при этом максимально работать, принося радость горожанам. Например, сегодня у нас проводится концерт классической музыки, завтра - эстрадной, послезавтра - народной и так далее. Музыкальные жанры будут определяться спросом зрителя, и если зал окажется постоянно востребованным для классики - пожалуйста! Главное ведь, чтобы люди разных возрастов охотно ходили на концерты в филармонию.   

- Где выступают ваши артисты, пока зал в нерабочем состоянии?

- Пока гастролируют по краю. На сегодняшний день мы стремимся охватить все Приморье. В этом месяце концерты проходят в Находке, Партизанске, Лесозаводске, Лучегорске, Дальнереченске и даже в Тернейском районе, в котором уже более 15 лет не слышали филармонической музыки. Одна из задач филармонии забраться в такие места в нашем крае, в которых десятилетиями не проводилось концертов классической музыки, люди не слышали старинных романсов и не видели детских представлений.

Помимо гастролей, мы начали заниматься так называемой продюсерской деятельностью: записали диски Ларисы Шалиной и Юрия Зубкова, а также видеокассету с программой "Новые имена Приморья". Собственный компакт-диск - отнюдь не роскошь для певца. Это необходимая "визитная карточка", с которой, по сегодняшним меркам, и начинается его восхождение к творческим вершинам.

БЛИЦ

- Ваш автомобиль?

- "Хонда".

- Любимый стиль в музыке?

- Джаз-рок.

- Как планируете провести последние деньки лета?

- Собираюсь с семьей на море. Покатаюсь на водных лыжах, поныряю в маске, но почти уверен, что мысли о работе все равно не дадут покоя.  

- Ваше заветное желание?

- Чтобы Владивосток в недалеком будущем стал культурным центром региона, ведь талантливых людей у нас много, и хочется, чтобы каждый исполнитель был востребован своим зрителем.  

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ