Виктор Хмелик: «Народ в России истерзан заботой о бритых ногах»

Известный дизайнер-рекламщик о вреде и секретах рекламы
из архива газеты «Конкурент» |  «Народ в России истерзан заботой о бритых ногах»
из архива газеты «Конкурент»
Анкета
ХМЕЛИК Виктор Алексеевич, 43 года, дизайнер, фотограф.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Владивосток.
ОБРАЗОВАНИЕ: Владивостокское художественное училище.
КАРЬЕРА: С 1996 г. - дизайнер рекламного агентства "Делко". В 1998 г. организовал собственное агентство "Поднять Титаник!". В настоящее время - дизайнер полиграфической компании "Поликон".
ДОСТИЖЕНИЯ: Победитель конкурса "Приморская реклама-98" в номинации "Фирменный стиль". Первое место в конкурсе "Приморская реклама-99" в номинациях "Знаки и логотипы", "Дизайн календарей". Гран-при в номинации "Компьютерная фотография" на Международном фотосалоне "Сибирь-2000" (Новосибирск). Призер конкурса "Приморская реклама-2000" в номинациях "Знаки и логотипы", "Дизайн этикеток и упаковок".
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, воспитывает сына.

Есть вещи, к которым привыкаешь. Например, реклама. Есть общечеловеческие ценности, существование которых стыдно ставить под сомнение. Допустим, талант. И есть люди, которые делают наш Владивосток более привлекательным - и своей деятельностью, и тем, что представляют собой величину. Таковым является Виктор Хмелик.

Два варианта из тысячи

- Практически все владивостокские мастера рекламы не имеют профессионального образования. Значит ли это, что их уровень любительский?

- Некоторые делают отличную рекламу, не имея за плечами дизайнерского образования. Просто в детстве мама водила таких на море и рассказывала чудесные истории о пиратах и сокровищах. Мой одиннадцатилетний сын очень любит рекламу, уже сам придумывает ролики. Я его постоянно беру на фотосъемки, даю Canon, и он снимает то, что ему нравится. Когда ребенок будет чувствовать вокруг себя атмосферу, он способен делать хорошие вещи без школы искусств. Но таких вариантов - два на тысячу.

Я закончил художественное училище. Учился хорошо, но в общественных делах не участвовал, поэтому получил диплом с тройками. Хотя рисунок и композиция всегда были на "отлично". Важно почувствовать форму и линию, без этого в дизайне делать нечего.

- Вы занимаетесь полиграфией с 1996 года. Почему не "наружкой", не модным нынче веб-дизайном?

- Чтобы делать сайты, к примеру, нужно быть больше математиком, а я оперирую не цифрами или кнопками, а эмоцией. По мне бы еще столько же кнопок нужно придумать на клавиатуре, которые бы добавляли больше краски. Вычислять пиксели - это не мое, да простят меня коллеги.

- Рекламный бизнес, судя по количеству агентств и студентов, поднимающих копейку на изготовлении вывесок, - неплохой способ обеспечить себя и свою семью. Вот и вы пытались заработать, организовав собственное агентство...

- К сожалению, те деньги не дали мне больше свободного времени. Управленец крупной рекламной компании действительно может позволить себе больше, чем рядовой дизайнер, но последняя позиция мне все же ближе.

Рекламный образ из мусорного бака

- Хмелик - один из корифеев владивостокского дизайна и рекламы. Как быстро люди привыкли к капиталистическому двигателю торговли?

- В 1997 году мы с товарищем Ильей Зубовым решили создать собственное рекламное агентство на базе распавшегося крупного "Максимум" (там работали очень талантливые люди, в том числе Сергей Нившупов, тот самый, что рисовал графику для кинофильма "Властелин колец"). С Зубовым мы назвались "Поднять Титаник!" и начали заниматься классным в то время дизайном. Кстати, о том, что снимался фильм "Титаник", мы тогда и не слыхивали, но нам хотелось делать что-то необычное. Нам нравился образ корабля, красивого, стильного, но затонувшего, который нужно было поднять из глубин. Все было очень концептуально.

Помнится, я пошел на помойку, нашел старый, засаленный пеньковый канат, он даже еще морем пах, портом. Сложил его улиткой и зафиксировал на куске фанеры. Повесил на дверь нашего агентства - а мы тогда в "Приморгражданпроекте" арендовали - и подписал: "Канат был поднят с "Титаника" и подарен такой-то компании лично сыном Жака Ив Кусто Мишелем, когда он пролетал на лекцию в Японию". В общем, байку сочинил. И что вы думаете? Все здание, с первого по десятый этаж, приходило посмотреть на наш канат. Люди в то время искренне верили сказке, и только редкие исключения понимали, что это розыгрыш.

Я эту историю к тому рассказал, что в рекламе самое главное - образ, легенда, пусть и выуженная в ближайшем мусорном контейнере.

- Есть другой взгляд на рекламу - она одурачивает. Вам не хочется сменить профессию после таких "лестных" отзывов?

- С точки зрения моральной и человеческой этики, делать из мухи слона - занятие, конечно, вредное. С другой стороны, народ в России истерзан заботой о бритых ногах; телерекламные герои становятся ему ближе родственников, потому что тетя Ася улыбается шире, чем собственная жена. С третьей колокольни, дизайнер не берет на себя ответственность вылепить новых героев времени, поскольку это не его задачи, но отсутствие современных че гевар и володь ульяновых толкает "поддающихся гипнозу" на подражание рекламным образам.

Я склонен к мнению, что реклама способна сделать человека несчастным. Как убедить женщину, которая чуть-чуть полна, в том, что она красива? Она чувствует себя глубоко несчастной оттого, что не пользуется электромассажером для устранения целюллита. А если вмешательство касается твоих интимных отношений? Везде реклама ставит барьеры, которые ты должен перепрыгнуть, иначе тебе якобы конец.

- В чем секрет рекламы?

- В настроении, эмоции. Их, как на базаре, нужно вычислять на самых точных весах, до миллиграмма. Чуть перетянул одну чашу - эмоция ушла. Все эти ритмы, эмоциональные крючки нужно выстраивать очень тщательно - тогда реклама "цепляет". Добрая половина того, что висит сейчас во Владивостоке, сделано вхолостую, хвастливо, серо.

- Как вы убедите домохозяйку купить ракетную установку?

- Хорошую, умную рекламу придумать чрезвычайно сложно. В нашем городе редко встретишь примеры, когда реклама интригует. Сплошные штампы. Я понимаю, что народ лучше "съедает", когда ему говорят: "Вот этот пирожок вкусный" - и на плакате изображено огромное кондитерское изделие. Может, это правильный путь – самый простой. Но мне хочется иносказания, парадокса. Чтобы люди взглянули на предмет с другой точки зрения. К примеру, человек всегда привык видеть подводную лодку сбоку. А покажи ее с хвоста - и она представится головой собаки с раздутыми щеками. Мне интересно открывать новый взгляд на явление.

- Поэтому реклама, сделанная Хмеликом, имеет успех. Ваш стиль узнаваем.

- Моя реклама имеет некоторую ступень успеха. Я знаю себе цену. Допустим, если у меня фирменный знак стоит 300 долларов, я не буду делать его за меньшую сумму. Но есть люди во Владивостоке, которые сделают его за 1500 долларов. Про таких я думаю: "Ну, наверное, они умело ведут беседу о погоде". Конечно, каждый заказ индивидуален. Если я вижу, что работа потребует больших усилий, значит и стоить она будет соответственно.

- И все-таки, возможно ли хорошему специалисту сделать себе имя во Владивостоке?

- Здесь ситуация такая. Если человек пришел к Хмелику, который, по слухам, крутой спец, это еще не значит, что он родит что-то супер. Хмелик не может постоянно рожать что-то высокого качества. Потому что все зависит от темы и ее реализации. Это как в поэзии: кому-то превосходно удается писать гекзаметром, а кто-то гений в танку. Над тем же фирменным знаком я могу биться месяц, а могу и полчаса - как сложится. Но даже если ты сделал быстро, потом нужно оттачивать, пересматривать. Поэтому я не очень продуктивен по сравнению с другими.

Вообще, в дизайне, как и в любом деле, если хочешь добиться успеха, нужно забыть про то, что есть ночи. Другого рецепта я не знаю.

Святой вдвойне

- Как часто дизайнеру приходится объяснять свое вИдение? Допускаете ли вы компромиссы с самим собой?

- Мне всегда хочется видеть заказчика с развитым воображением, нестандартным мышлением. Иногда клиент хочет что-то очень оригинальное. Ты ему показываешь предварительный макет, а он: "Это о-очень оригинально, меня не поймут. Сделайте, как у моего соседа". Ты производишь самую банальную вещь, и он говорит: "Во! То, что надо". Я никому не вправляю мозги, доказывая, что мое видение - верное. С рекламной продукцией - и с посредственной, и с хорошей - сталкивается каждый. Возможность выбрать "свою" есть всегда.

- Оказывается ли потребитель готовым к дизайнерским изыскам?

- Иногда очень тонкую идею откладываешь до лучших времен. Те, у кого не хватает терпения ждать, находят применение своему таланту в Москве. К сожалению, наш город пустеет, уезжают дизайнеры и просто творческие люди. За последние 5-7 лет Владивосток покинула масса народу. А мы остаемся с теми, которые бранятся в маршрутках, гуляют со своими детьми рядом с огромными, переполненными мусором баками. Может быть, меня назовут эстетом, но я не могу спокойно смотреть на эти вещи. Когда общество начнет понимать это, тогда и реклама станет лучше, и нюансы в ней будут ухватываться с легкостью.

- Почему вы остались на Дальнем Востоке?

- Меня тоже зовут в столицы, но мне очень трудно оторваться. Я, видимо, старый уже или не вижу смысла искать что-то лучшее. Подозреваю, что в Москве или Питере может быть то же самое - разница лишь в музеях, которые, как и здесь, ты будешь проезжать мимо, когда едешь на работу. Согласен, что на западе страны есть культурное пространство, которое создают гениальные люди, высокий уровень культуры и так далее. Но, как сказал один мой знакомый, тот, кто уехал, свят. А кто остался - свят вдвойне. Здесь нужно делать то, за чем все едут в первопрестольную.

- Ваш последний вклад в развитие этого города?

- Компании "ДЭК" сделал рекламные календари. Сейчас закончил фирменный стиль "Ювелирному на Торговой".

- "Скромно", но со вкусом. Скажите, к дизайнерским работам применимо понятие художников "нетленка" - те вещи, которые действительно можно назвать искусством?

- Такими вещами я считаю свое увлечение фотографией. Отдаю ей все свободное время. Я хочу сделать так, чтобы во Владивостоке авторский - не заказной - снимок стоил очень дорого. Были беспрецедентные случаи, когда за мой кадр давали 200 долларов. Но люди к этому еще не готовы. О чем говорить, когда по мировым стандартам во Владивостоке работает только одна галерея искусства? Сегодня я не могу выехать в Италию с персональной фотовыставкой, хотя кроме Венеции мои работы хотели бы видеть в Милане и Турине. У нас нет арт-бизнеса. Вот и всё.

- Ежегодно конкурс дизайнеров называет вашу фамилию в списках лучших. Сердце греют награды и дипломы?

- Хорошо, что они есть. Конкурсы будоражат дизайнеров. Я не Кафка, который в порыве отчаянья хотел сжечь свои работы. Спокойно отношусь к тому, что вижу рекламу, которую я разрабатывал, на улицах города. Но гораздо приятней видеть авторский календарь у кого-то в офисе. Я хочу чувствовать, что работаю для человека.

БЛИЦ

- Ваш авторитет в фотографии?

- Хельмут Ньютон.

- Самые приятные воспоминания?

- О детстве и доме номер 9 на улице Фокина, где я жил.

- Что вы делаете, когда заедает быт?

- Играю на губной гармошке.

- Лучшие средства от стрессов?

- Смотреть кино Джармуша и Кустурицы, слушать тувинское горловое пение и чаще видеть открытое пространство.

- Предпочтения в еде?

- Хорошее вино, азиатская кухня.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ