2002-06-11T15:32:48+11:00 2002-06-11T15:32:48+11:00

Алексей Максименко: «Все начинается с пишущей журналистики»

Приморский федеральный тележурналист о столичности, мэтрах и долге

из личного архива героя публикации |  «Все начинается с пишущей журналистики»
из личного архива героя публикации
Анкета
МАКСИМЕНКО Алексей Борисович, 26 лет.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: г. Владивосток.
ОБРАЗОВАНИЕ: факультет журналистики ДВГУ (1993-99 гг.).
КАРЬЕРА: с 3-го курса университета - оператор на Приморском ТВ, в 2000 г. работал в предвыборном штабе губернатора Сахалина, с 1 мая 2001 г. - директор-корреспондент Дальневосточного бюро телекомпании НТВ.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: холост.
АВТОМОБИЛЬ: "Ниссан-Террано", 93 г., служебный.
ЛЮБИМАЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧА: "Намедни" (НТВ).

Отечественное телевидение стремительно молодеет. Законодателем моды на юные лица выступило НТВ, чьи румяные репортеры в хрустящих рубашках и фактурных галстуках начали льстить одетому в шлепанцы и тренировочные штаны телезрителю. Сегодня позаимствованный у CNN стиль впитал в себя комсомольский задор ведущих и стал привычным. Правда, чем дальше от Садового кольца, тем реже корреспондент НТВ облачается в дорогой костюм. Вести репортаж из уссурийской тайги сподручнее в бушлате, подаренном спасателями, - например в таком, как у директора Дальневосточного бюро НТВ Алексея Максименко.

Охотник за новостями

- Бытует мнение, что собкорами центральных СМИ становятся в основном те, кто ушел из региональной прессы, устав от ее ангажированности. Ты из таких?

- Нет, потому что до прихода на НТВ я не работал серьезно и долгое время в местной прессе. В случае со мной причина самая банальная - работа на федеральном канале престижна.

- Престижнее, чем в газете?

- Абсолютно нет. По моему убеждению, все начинается с пишущей журналистики... Когда приходишь на ТВ, не важно, знаешь ли ты телевизионные технологии. Этому можно научиться в течение двух недель. Важно иметь опыт работы в газете или, на худой конец, репортером на радио, знать, например, как закольцевать материал. Если человек это умеет, телевидению его можно научить довольно быстро.

- Не возражаешь, если кто-то из выпускников журфака ДВГУ попросится к тебе попробовать свои силы?

- НТВ - не площадка для экспериментов. Однако если человек отлично зарекомендует себя на одном из приморских каналов, то определенные шансы попасть к нам у него есть.

Честный и циничный

- Что отличает столичного журналиста от его провинциального коллеги?

- Во-первых, ничего московского во мне нет. Я живу во Владивостоке и являюсь сотрудником ФЕДЕРАЛЬНОГО телеканала. А отличия, безусловно, есть. Они - в тематических предпочтениях. К примеру, на НТВ существует несколько приоритетных тем. Первые три - это энергетические проблемы, общественно-политическая жизнь и особое географическое положение Приморья. Конечно, это все занимает и местные СМИ, но те же амбициозные чиновники привлекают нас не только разборками на местном уровне, но и собственной речью, которая интересна сама по себе. 

Часто бывает так, что после выхода материалов о представителях власти последние на нас обижаются, поскольку, как им кажется, мы выставляем их дураками. Пользуясь случаем, обращаюсь к господам чиновникам: если вы желаете выглядеть на телеэкране пристойно и потом не краснеть за себя, то хотя бы научитесь владеть русским языком, выражать свои мысли ясно и грамотно.

- Позвони тебе сейчас Толстошеин - один из колоритных персонажей телевизионных хроник, отзовешься на просьбу о скорой встрече?

- Поеду к нему обязательно. Хотя бы потому, что Константин Борисович наверняка что-нибудь отчебучит.

- Сказанное им непременно попадет в эфир?

- Гарантия почти стопроцентная. И корпеть над сюжетом не надо: дал полностью речь и все. КВН отдыхает.

- Подобно моему соседу, ты не видишь ощутимую разницу между "журналистом" и "журналюгой"?

- Я не оперирую этими понятиями. Хотя, хотелось бы, чтобы меня считали журналистом. Я человек очень корпоративный, поэтому, если ты ждешь от меня рассуждений на эту тему, извини - никого из коллег обижать не буду.

- И обывательское мнение о продажности нашего брата также не разделяешь?

- Даже в узком кругу, за кружкой пива, предпочитаю не обсуждать грехопадения коллег. У меня есть работа, которую я должен делать, а как это получается у остальных, заботит меня меньше всего. Вообще, разубеждать того, кто не переносит журналистов на дух, - занятие неблагодарное. Пускай лучше он потом, после выхода в эфир моего материала, сам решит, честен ли я. А доказывать кому-то, что сотрудник НТВ "не продается", - дешевая во всех значениях этого слова самореклама.

- Тебе не приходится долго объяснять респонденту, с кем он имеет дело?

- Обычно, узнав откуда мы, нам говорят: "А-а, НТВ. Знаем, уважаем". Как правило, это простые люди. Реакция чиновников бывает недоброжелательной - порой и ненависть в глазах читаем. Видимо, сказывается тот положительный задел, который сделало НТВ своим семилетним существованием на Дальнем Востоке. Народу мы нравимся, смотрят нас с интересом и, невзирая на все передряги, в которые попадал канал, преданная аудитория осталась.

- Поэтому к своей работе ты относишься с пиететом?

- Скорее, иначе - с известным цинизмом. Цинизм этот, конечно, не такой здоровый, как в армии, но тоже своего рода диэлектрик. Возьмем реальный пример: под Хабаровском случилась авиакатастрофа Ил-96, есть человеческие жертвы. Оперативно выезжаем туда, чтобы сделать новость - что, где, почему. Помимо спасателей, застаем там убитых горем родственников. Общаться с ними невыносимо тяжело, да и не хотят они этого. В итоге берешь себя в кулаки и идешь на контакт, не обращая внимания на то, что тебя могут попросту послать подальше... Здесь очень сложно рассуждать о каких-то внутренних барьерах, через которые нельзя переступать. Есть работа, и ею нельзя пренебрегать. Что касается объективных трудностей, то существует множество телевизионных уловок, как их обойти: скажем, снимая, оператор становится в некотором отдалении от меня и моего собеседника - таким образом раздражающий фактор камеры сводится к нулю.

Дерзающий и наркозависимый

- Что для тебя сложнее - подача информации или ее поиск?

- И то, и другое. Сложно добывать нужные сведения, особенно во властных институтах. Подавать информацию тоже непросто: иной раз напишешь неплохой текст, но он не "звучит" в визуальном сопровождении. Поэтому всегда очень важно найти, как мы их называем, "фишки" - интересные кадры, деталь или целую историю из жизни, способные привлечь зрителя. Кстати, непревзойденным мастером в этом вопросе был Илья Зимин, первый энтэвэшник на Дальнем Востоке, ныне снискавший славу и успех на ТВ-6. Нынешнему бюро НТВ до его уровня еще расти и расти. Илья - словно глыба, возвышающаяся над нами...

- Не придавила?

- Нисколько. Достижения Зимина во многом показательны, тем не менее они не мешают нам дерзать. Хорошие материалы удаются, но не так часто, как хотелось бы. Поэтому, выражаясь поэтично, Илья Зимин, Евгений Маслов и другие пионеры НТВ на Дальнем Востоке - те путеводные звезды, в свете которых приятнее всего находиться в минуты творческой слабости.

- Уйти с телевидения не хотелось? В бизнес, например?

- Чтобы там состояться, надо как бы переключиться с одного канала на другой - можно, но особого резона нет. Личный рейтинг, который дает телевидение, встречи с людьми, командировки, погружение в разные жизненные ситуации - такого больше нигде не найдешь. К тому же у меня наблюдаются явные признаки наркотической зависимости от работы на ТВ. Если говорить о ее внешних проявлениях, то это покрасневшие от недосыпания глаза, а внутри себя ощущаешь стойкое желание, находясь даже вне работы, "снять удачный кадр". Со мной такое происходит, например, в кофейне: хочется взять камеру и запечатлеть, как девушка за соседним столиком красивым движением отправляет в рот кусочек пирожного. (Смеется)

- Ты считаешь себя завидным женихом?

- Ни в коем случае. Даже если ты имеешь в виду размер моего заработка. С таким мужем, как я, любая жена почувствует себя брошенной сиротой. Постоянные чрезвычайные ситуации, когда приходится уезжать из дома на несколько дней, офисные бдения... Но мне такая жизнь нравится, я нахожу в ней удовольствие. Конечно, бывало, подумаешь, монтируя сюжет в два часа ночи: "Как это все достало! Проснуться бы сегодня в приятной домашней обстановке, не торопясь позавтракать..." Хорошо, что подобные мысли редки и кратковременны.

- Значит, сюжет о тихой семейной заводи тобой пока не придуман?

- Пока об этом и не мечтаю. На первом месте - карьера. Для начала надо стать специальным корреспондентом.

- Следующая карьерная ступень?

- На ней больше творчества. Репортажи спецкоров НТВ - это штучная работа, которую замечают и по достоинству оценивают. Авторы имеют возможности проявить себя во многих аспектах тележурналистики. Кстати, тема моего первого репортажа зреет в голове уже давно. Никому не рассказываю, боюсь сглазить.     

БЛИЦ

- Ваш любимый афоризм, девиз жизни?

- Живу без девиза, подчиняюсь правилам, которые в детстве услышал от родителей: быть честным, трудолюбивым, не делать зла людям.

- Если бы вам предложили миллион, как бы вы его потратили?

- Открыл бы во Владивостоке собственный ресторан.

- Что должно случиться, чтобы вы сказали: все, в России я больше жить не могу и уезжаю отсюда на все четыре стороны?

- Ни в одной стране мира нет такого поля для моей профессиональной деятельности. И без друзей я себя не представляю. Так что, если не депортируют, уеду вряд ли.

- Говорят, каждый человек ассоциирует себя с каким-то животным. С кем бы вы себя сравнили?

- С Винни-Пухом - такой же неунывающий, всегда найду повод повеселиться.

- В Китае говорят: "Хочешь полноценно прожить жизнь - семь раз ее круто измени". Вы бы хотели, чтобы у вас вышло по-китайски?

- Я люблю перемены, но семь раз начинать жизнь с чистого листа - на мой взгляд, многовато. 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ