Тихо, безопасно, но без туристов — так хотели решить дилемму депутаты Государственной думы, приняв в третьем чтении закон о запрете использования жилых помещений в качестве гостиниц, хостелов и мини-отелей. Но Совет Федерации не дал грянуть грому раньше времени, от чего, впрочем, многочисленным игрокам рынка отнюдь не весело.
Первое чтение законопроекта прошло еще в 2016 г., однако из-за значительных разногласий с бизнесом и обязательств к чемпионату мира по футболу дальнейшее его рассмотрение затянулось аж до 2019 г. Теперь оказалось, что никаких изменений в первоначальную редакцию не внесено.
«Три года было дано на то, чтобы сознательные бизнесмены пересмотрели свои риски и сделали выводы: оставаться в жилом фонде и ждать грома среди ясного неба или все-таки переквалифицироваться», — сказал в одном из интервью президент Межрегиональной ассоциации хостелов и мини-отелей Алексей Мишин.
Ограничение положений Гражданского кодекса, по которым собственник волен распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению, депутаты объясняют заботой о жильцах. По словам первого зампреда комитета по ЖКХ Сергея Пахомова, основной причиной принятия закона стал «гигантский поток жалоб на то, что в соседних квартирах располагаются, по сути, гостиницы». Солидарен с этой позицией и член комитета от ЛДПР Игорь Торощин: «Нередко мы видим примеры, когда в одной квартире, где организован хостел, проживают одновременно по пятьдесят человек и больше, что обязательно сопровождается постоянным шумом, гуляньями, курением, кражами, и эти минусы можно продолжать бесконечно».
По законопроекту хостелы будут располагаться в отдельных зданиях, а также в зданиях смешанного назначения или в жилых домах, но на первых этажах. На новой локации владелец обязан будет установить пожарную и охранную системы, предусмотреть уборку помещений и сейфы, а также обеспечить звукоизоляцию.
Артем Ким, управляющий хостелом Hot Place: «Я не слышал, что говорят о законе владельцы бизнеса, но мои знакомые, которым приходилось соседствовать с гостями хостелов, жаловались. Это не очень комфортно — хостел в жилом доме».
Спрос на формат
Еще пять лет назад хостелы во Владивостоке были в новинку, люди опасались их и воспринимали как ночлежку. Перемены в этом сегменте гостиничного бизнеса начались, когда в Приморье вырос турпоток, а вместе с ним и спрос на демократичный формат временного размещения.
«Приморский край лидирует в туристской отрасли Дальнего Востока, принимая более 73% от объема туристских потоков всего Дальневосточного федерального округа. По итогам 2018 г. общий турпоток в край составил более 4,5 млн человек, из них российских туристов — 3,9 млн человек (прирост 11,2%) и иностранных туристов 651,8 тыс. человек (прирост 25,8%), — сообщили в департаменте туризма. — Топ рейтинга по динамике прироста потоков среди наших основных партнеров в 2018 г. возглавила Республика Корея: за год край посетило
222 тыс. человек (прирост 132,7%). Второе место занимает Япония. Въездной поток из этой страны увеличился на 14,4% (20,4 тыс. человек). Наш традиционный партнер Китайская Народная Республика продолжает занимать лидирующие позиции с объемом потока в 365,5 тыс. человек».
Тенденция последних лет в принципе такая, что люди сознательно выбирают необходимый, но достаточный уровень потребления и больше внимания уделяют новым впечатлениям и возможностям. Так что тема хостела в тренде, а все, что в тренде, превращается в индустрию. По этой причине ниша интересует предпринимателей, которые уже давно закрепились в гостиничном бизнесе, и тех, кто пока лишь собирается пробовать себя в нем.
Сегодня только в столице ДФО насчитывается 33 хостела, 46 мини-отелей и 20 КСР, предоставляющих номера экономкласса. По словам Ирины Гальченко, директора хостела Voyage, во Владивостоке за последние 3–4 года открылось много хостелов, отелей, мини-гостиниц, рассчитанных на гостей из стран АТР.
Динамика объемов туристского потока способствовала росту числа средств размещения и увеличению их вместимости в 1,9 раза (в 2017 г. — 75 тыс. койко-мест, в 2016 г. — 39 тыс. койко-мест), подсчитали в департаменте туризма. По результатам мониторинга в 2018 г. число коллективных средств размещения края достигло 1205 единиц, а их вместимость выросла до 78,5 тыс. койко-мест.
При этом оборот платных услуг средств размещения в 2018 г. составил 18,67 млрд руб., а туристских услуг — 6,69 млрд руб., что в совокупности составляет 2,9% от ВРП региона. На основании данных Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, поступления от предприятий туристской отрасли (туризм, гостиницы, деятельность по организации азартных игр) в 2018 г. составили 4,3 млрд руб., в том числе в виде налогов — 1,6 млрд руб., в виде поступлений по страховым взносам — 2,7 млрд руб. Суммарный прирост поступлений составил 6,9% (276,1 млн руб.), в том числе по налоговым поступлениям — 11,9%, по страховым взносам — 4,2%.
На плаву
Во всем мире можно найти как очень дешевый вариант подобного проживания, так и очень дорогой. Но не стоит думать, что «дешево» значит «плохо». Если раньше администраторы особо не заботились о чистоте и уюте хостелов, то сегодня на Booking.com можно найти место стоимостью примерно 500 руб., где вежливый персонал предложит чистое постельное белье, опрятное место для умывания, фен, кухню (иногда с бесплатным чаем). Но как получается, что при более или менее неплохом сервисе таким гостиницам удается оставаться на плаву?
«Получается уже с трудом. Все вокруг дорожает, но мы стараемся удерживать цену. Бизнес актуален, но его рентабельность не так высока, как этого ожидают новые предприниматели, — говорит Ирина Гальченко. — На примере нашего хостела: декабрь-2018, январь и февраль — 2019 были убыточными. Если в июле — августе у нас может быть хороший процент заполняемости, то в другие месяцы на весь год надо рассчитать то, что мы зарабатываем за летний период работы. По итогу года смотрим доходность: если хостел заполнен на 70%, значит, его рентабельность достаточно высокая. Летом большую часть туристов составляют китайцы. Разговоры о большом потоке туристов из Южной Кореи не означают то, что они увеличат доход владельцам приморских хостелов. Корейцы обычно приезжают группами, останавливаются они чаще не в хостелах, а в гостиницах».
Совершенно другой вид проживания — это капсульные отели. На этот вариант, стоит сказать, не все готовы решиться, а тем, кто страдает клаустрофобией, туда вообще вход запрещен. Представьте себе небольшое закрытое пространство с вентиляцией… Сон в таком месте — на любителя. Но такие люди есть, и их достаточно много. Особенно на родине капсульных отелей, в Японии. Игорь Радин, директор капсульного отеля «Зодиак»: «Люди разные: кто-то готов платить за номер в гостинице, кто-то живет в хостеле, кому-то проще остановиться у друзей».
Динамика объемов туристского потока способствовала росту числа средств размещения и увеличению их вместимости в 1,9 раза (в 2017 г. — 75 тыс. койко-мест, в 2016 г. — 39 тыс. койко-мест), подсчитали в департаменте туризма. По результатам мониторинга в 2018 г. число коллективных средств размещения края достигло 1205 единиц, а их вместимость выросла до 78,5 тыс. койко-мест
Эксперты говорят, что между бюджетными, дорогими и не очень вариантами размещения особого соперничества нет. Конкуренцию могут составить лишь места, расположенные поблизости друг от друга, с учетом того, что цены там будут примерно одинаковы. Ирина Гальченко: «Цены на проживание в хостеле низкие. Для сравнения: в хостелах Европы цена за суточное проживание составляет в среднем 10–12 долларов. 10 долларов — это уже 650 рублей, во Владивостоке средняя цена за суточное пребывание в хостеле — 500 рублей, можно найти и за 350. У нас 500 рублей — самая низкая цена за койко-место в восьмиместном номере. Сайту Booking.com мы платим 18%, то есть 90 рублей. Нам остается от пятисот — 400. Выше мы поставить не можем даже на сто рублей — нет соответствующей наполняемости. Турист, как правило, сравнивает цены. Часто бывает так: есть просторная комната за 500 рублей, рассчитанная на 1–2 человека, а он выберет номер за 400 — на 6–8 человек».
Окупится, если…
Опрошенные «К» игроки рынка уверены, что сейчас основной спрос на хостелы будут формировать корейские туристы. По некоторой информации, ради них предприниматели готовы броситься в новые проекты. Стоимость входа в бизнес — 1,5–3 млн руб.
Ирина Гальченко: «1,5 млн, если брать помещение офисное и обустраивать комнаты для гостей. Например, компания с офиса съехала, осталась комната. В ней нужно сделать ремонт, по ГОСТу оформить туалет, душевые, кухню. Для того чтобы открыть качественный хостел, предполагающий пребывание в нем, с комнатой отдыха, а не только возможность помыться и лечь спать, то для его открытия потребуется 3 млн рублей. Окупятся эти три миллиона не раньше чем через три года, возможно, четыре».
Татьяна Пустовая, директор «LightHouse — Маяк»: «Почему с каждым годом хостелов во Владивостоке будет становиться больше? Хостел — прибыльный бизнес, имеющий стабильный спрос. Например, к нам летом приезжает большое количество туристов из России, Франции, Австралии. Многие из них — постоянные гости. Что касается вопроса окупаемости: когда открываешь хостел в административном здании, где нужно платить за аренду, это одни деньги. Вариант затратный, так как цена на аренду помещений во Владивостоке высокая. Другое дело дом в собственности — достаточно один раз вложиться. «LightHouse — Маяк» работает с 2017 г. в доме, где квартир нет. Мы открывали хостел через франшизу. Вложения окупились довольно быстро — в течение года».
Кому выгодно?
Хостелы не подлежат отдельному лицензированию: их владельцы имеют дело с пожарными инспекторами, санэпиднадзором, участковыми и налоговой службой. Относительно невысокие бюрократические препоны при открытии хостела объясняются их нечетким юридическим статусом — понятия «хостел» в законодательстве нет. И чиновники до сих пор просто не замечали хостелы.
Сколько хостелов во Владивостоке открыто в многоквартирных домах, сказать точно никто не сможет. Но, уверены эксперты, если депутатам Госдумы удастся пройти вето Совета Федерации, то это скажется на рынке.
Роман Морозов, управляющий Tiger Hostel: «Большая часть хостелов во Владивостоке имеет хорошую репутацию, и так как они расположены в нежилых домах, на их работу не сможет повлиять принятие данного закона. Но запрет на хостелы в многоквартирных домах скажется на доступности проживания во Владивостоке: приехать в наш город станет дорого».
«Если запретят хостелы в жилых домах, то увеличится доход тех, которые находятся в нежилых, — считает Татьяна Пустовая. — Мы поддерживаем постоянство выбора туристов в отношении хостела Lighthouse своим вниманием к ним. Чтобы хостел успешно работал, необходимы баланс доброго отношения к своим гостям и бескомпромиссность в отношении порядка, атмосфера дома».
Ирина Гальченко: «У меня был хостел в жилом доме, в квартире, которая была выведена из жилого фонда в нежилой. Он просуществовал год: жильцов дома соседство с туристами раздражало, хотя у нас их было не так много, практически не было иностранцев. Хостел находился в жилом доме на Светланской, 86. Я оставила то помещение и нашла новое, на Алеутской. «Вояж» работает уже четыре года. На мой взгляд, законопроект выгоден только жителям многоквартирных домов, в особенности тем, кто соседствует с гостями хостелов на 2–3 этаже».
Хостельеры единогласно сходятся во мнении, что рынку придется в ближайшем будущем думать более креативно и искать концептуальные места. «Не хватает креатива, потому что предприниматели открывают хостелы, используя свободные помещения только с целью заработать деньги, — сдают комнату или койко-место», — поясняет Игорь Радин.
Роман Морозов: «Доступные хостелы больше ориентированы не на иностранных туристов, а самостоятельных путешественников из России, многие из них — автостопщики, не представляют интереса для тех, кто планирует зарабатывать на этом бизнесе. Такие гости будут останавливаться в городе, недорогие хостелы не исчезнут совсем. Для жителей Владивостока более высокая стоимость — вопрос не столь актуальный, если они хотят временно пожить в атмосфере выбранного места».