Галина Артеменко: «Мой вкус и стиль немножечко опережают время»

Владелица модного бутика о совковости в одежде, брендах и женщинах
Из личного архива героя публикации |  «Мой вкус и стиль немножечко опережают время»
Из личного архива героя публикации

Она говорит, что ее знает весь Владивосток. В особенности та его часть, что одевается модно, стильно и дорого. Известность к Галине Артеменко пришла в те времена, когда барахолка на станции Геологической была меккой местных "фарцовщиков", а порог валютного магазина "Альбатрос" переступали несказанно счастливые люди. Артеменко тоже бывала на Геологической, знала, что и почем продается в "Альбатросе", но больше предпочитала "одевать людей" (ее любимое выражение) у себя дома. Одежду возила из Венгрии, Польши, затем открыла для себя Турцию... С тех пор прошло 10 лет, и сегодня Галина хозяйка "Белла Форте" - одного из дорогих магазинов, именуемых бутиками...

"Бутичок, а приятно" - скаламбурил однажды тонко знающий дело "Коммерсантъ". До недавних пор бутики действительно были приятными пустячками в жизни состоятельных граждан. Сегодня клиенты "бутичков" склонны торговаться и считать каждый доллар. По словам Артеменко, в этом трудном занятии наметился творческий тандем: Он, мужчина (нетранжира, но весьма платежеспособный) и Она, его женщина (по природе неравнодушна к красивым вещам).

- Раньше Он покупал для себя одежду каким образом? Полностью полагался на нее, давая определенные суммы, с которыми Она к нам и приходила. Теперь тоже приходит, но уже не сразу что-то покупает, а выбирает и с озабоченным лицом уходит. За деньгами и, вроде как, за разрешением. Если Он хочет на покупку посмотреть - "чтоб деньги не ушли просто так", то приходит вместе с ней, садится в кресло, Она вещи на него примеривает, а Он, не торопясь, оценивает... Прошли времена, когда в магазины ходили порознь, сейчас приходят вдвоем, поскольку платит-то Он.

- Это не относится к финансово независимым женщинам...

- Согласна, но они, как правило, несчастные. Каждая по-своему. Мужчинам, может быть, и нравятся независимые женщины, но обычно они не хотят с ними жить, поскольку привыкли чувствовать себя во всем лидерами. Бывают, конечно, исключения - Он и Она единомышленники, у каждого свое дело, Он помогает ей, Она - ему, и все у них идет в унисон. Но такие браки очень редки.

- Почему у вас нет компаньона?

- Я очень общительная и с людьми схожусь быстро, а вот найти близкого по духу человека тяжело... Чтоб у него были такие же взгляды на моду, как у меня. Чтоб испытывал такое же удовольствие от работы. Компаньон, он ведь тоже должен привезти свой товар, заработать на его продаже. И все бы хорошо, да только в выборе вещей я доверяю себе самой и больше никому... Наверное, это сказывается на том, что моим продавцам иногда нелегко продавать одежду, выставленную в магазине.

- Не умеют?

- Нет, они очень способные. Просто порой эти вещи легче продать мне самой, потому что я выбирала их по своему вкусу, они соответствуют моему внутреннему миру. Я не вожу одежду для масс и поэтому каждую привезенную вещь нужно объяснить, понять, прочувствовать.

- Что значит "прочувствовать"?

- Знать, как эта вещь будет сидеть на тебе, на других. Насколько долго она не выйдет из моды. Классика это или нечто временное. Если второе - тогда на один сезон...

- Где вы научились продавать модную одежду?

- А разве этому где-то учат? Я ведь даже не заканчивала торговый институт. Училась в технологическом. Потом начинала, как и все, кто занят сегодня этим делом во Владивостоке - на Геологической.

- Торгуя на барахолке, сколотили первоначальный капитал?

- Я никогда не думала о больших деньгах. У меня была хорошо оплачиваемая работа - кадровик в строительном тресте "Дальстальконструкция". Будучи комсомольским работником, по путевкам "Спутника" объездила все соцстраны. Подруги доверяли моему вкусу, и всегда просили привезти что-нибудь. Я не отказывала, мне нравилось менять имидж друзей и знакомых. При этом я часто настаивала на своем, что выглядело, как мне теперь кажется, идеологическим моментом - отучала от совковости в одежде: унылых расцветок и однотипных тканей.

- Сколько вы вложили в этот магазин?

- В помещение - ничего. Взяла его в аренду. Кстати, в центре города арендная плата просто бешеная, на мой взгляд, ничем не оправданная. И при этом я умудряюсь торговать. Когда на общую массу работаешь, то есть привозишь товар не для узкой группы населения, то выжить, конечно, легче. Но я-то продаю вещи не для всякого кармана...

Во Владивостоке любят экстравагантную и добротную одежду, европейский стиль в одежде, которая с виду очень проста, но стоит немалых денег, еще не прижился. Простота всегда была дорогой, а ведь ее еще понять надо. У нас не каждый понимает...

Да, за границей люди привыкли выбирать - поделка стоит столько-то, именная вещь - гораздо дороже. Платят за то, что нравится. В том числе и за "имя", которое носит модная одежда. Хотя там, если у тебя нет денег, ты все равно стараешься выбрать одежду на свой вкус. В России, чего говорить, легкая промышленность в упадке, поэтому почти вся одежда - модная, не модная - привозная. Поэтому у нас очень сложно заниматься бизнесом, связанным с качественной одеждой - с одной стороны, есть огромная ниша, с другой – это сегодня малоприбыльно.

- Почему же бутики появляются один за другим?

- Не совсем верно. Торгующих фирменными вещами очень мало. Как мало и самих фирменных вещей.

- Интересно, а какова дальнейшая судьба вещей, которые не находят своего покупателя? Они же, как я понимаю, в конце концов выходят из моды...

- Знаете, когда у меня вещи продаются? Я привожу новую коллекцию, которая прежде всего мне самой нравится, и вещи из нее покупают через два года.

Все дело в том, что мой вкус и стиль немножечко опережают время. То есть люди во Владивостоке еще не доходят до этого, не привыкли, считают, что я продаю что-то авангардное. Я быстро схватываю моду и все стильное, а у нас многие не схватывают. Юбки по колено стали носить сейчас, а я начала их привозить два года назад... Так вот, я привожу то, что мне нравится. И если мне нравится, значит я смогу эту вещь продать. Без сомнений. Даже спустя несколько лет.

- Получается, вернуть в короткие сроки деньги, потраченные за границей на какую-нибудь остромодную блузочку, довольно проблематично?

- Когда как. Бывает, что висит она год-два, потом продается. "Блузочка" должна выждать время и найти своего покупателя. Обязательно.

- Как же тогда ваш бизнес остается до сих пор рентабельным? Подпитывается инвестициями?

- Когда иногда прогораю, помогают друзья. Крупные потери случались не раз. Поэтому я сейчас не рискую покупать одежду на крупные суммы. Беру очень мало. Если ты берешься, допустим, продавать вещи одного кутюрье, то, согласно требований тех, кто имеет эксклюзивное право на распространение продукции с его "именем", надо покупать сезонные коллекции на 30-40 тысяч долларов. И обычно просят предоплату. В наших экономических условиях идти на такой шаг очень рискованно и, вообщем-то, нереально. Даже в Москве, где можно продать хоть всю коллекцию за неделю...

- До кризиса во Владивостоке поговаривали о скором открытии "именных" бутиков - Hugo Boss, Donna Karan. Дальше слов дело не пошло...

- А это просто невозможно. Не дадут открыть головные представительства этих марок: у них жесткие условия, зачем рисковать репутацией. Почему они открылись в Москве? Их же там не частные лица пооткрывали. Почти все бутики столицы – собственность корпорации "Русское золото", финансового монстра.

- А сколько нужно средств, чтобы открыть бутик во Владивостоке, где нет "Русского золота"? И есть ли вообще смысл это предпринимать?

- Есть деньги - открывай что угодно. Неважно, какой ты по счету в этом деле - десятый, двадцатый. Самое главное - иметь рядом единомышленников и творческих людей, которые бы раскрутили этот специфический бизнес.

Сколько нужно средств... Не могу сейчас ответить на этот вопрос. Не знаю, насколько велики будут налоги с 1 июля. Будет ли выгодно заниматься этим бизнесом, не закроются ли вообще частные предприятия. Я говорю, в частности, о вмененном налоге. Кто знает, насколько, в совокупности с другими сборами, это повлияет на жизнеспособность бизнеса.

Уже сейчас в бутиках не позволяют себе "накручивать" на привозимый товар сверх 50-70 процентов. До кризиса этот показатель составлял 100 процентов и более. Сегодня чем дороже и качественнее вещь, тем меньше на нее "накручивают". Со временем - если ее не покупают месяц-другой - применяются определенные скидки. Бывает, снижают цену даже до 200 процентов.

- Кто у вас одевается?

- Предприниматели, студенты престижных факультетов, врачи... Высокопоставленные чиновники? Нет, они ходят в "Европу-стиль".

- А их жены?

- Туда же. Потому что у них существуют определенные табу в одежде, стиль, обусловленный их образом жизни. У меня одеваются люди более раскованные что ли. Они любят оригинальные вещи. А оригинальность как раз в простоте.

- А что любите носить вы?

- Моя страсть - вечерние платья. У меня есть такие, что висят и по пять лет в шкафу, но через некоторое время я их надеваю. То есть, они не выходят из моды, которой я придерживаюсь. Классика. Я никогда не жалею денег на такую одежду.

- Где покупаете?

- Не только за границей. Могу и в городе у знакомых, если что-то понравится. Кстати, при случае выручаю подруг - когда им нужно показаться где-нибудь в вечернем туалете.

- Какая вещь в вашем гардеробе самая дорогая?

- Ой, даже не знаю. Хотя шубок из меха шиншиллы не ношу, не подумайте... Мне всегда было легко расставаться с вещами. Я их легко покупаю и легко продаю. И так же легко могу подарить. Я не жадный человек...

Ах да, у меня есть одно платье, которое мне дорого по-своему, я люблю его безумно и ношу уже семь лет. Что самое удивительное, купила его не в Италии, а в Турции. Хотя оно итальянское, фирмы Dolce Vita. Серый трикотаж, в обтяжечку, сверху - кофточка, очень скромное.

- Одно из многих?

- Никогда не считала свои платья. В этом отношении мне иногда бывает трудно: встаю утром и не знаю, что же надеть.

- Будь гардероб победнее - выбрать было бы легче...

- Зато не болит голова, как у многих женщин, если их пригласили на прием, званый ужин - в чем же пойти? У меня никогда не бывает подобных проблем, потому что могу прийти в свой магазин и выбрать то, что нужно. То есть, в этом смысле я нахожусь в наилучшем положении. (смеется)

- Неужели берете вещь "напрокат" у себя в магазине и, немного поносив, ее продаете?

- Зачем же? Оставляю ее себе. Она же моя. Если мне надоели какие-то наряды, и мне нужно что-то новое, я же не могу, извините, каждый раз тратиться... А ведь необходимость возникает обычно неожиданно: а вдруг я в этом уже была, вдруг меня в этом уже видели и если я приду в "старом", то буду себя чувствовать дискомфортно... А все вещи в моем магазине - на мой вкус.

- Можно ли следовать моде и при этом не покупать дорогую одежду?

- Конечно. Необязательно одеваться дорого. Очень дорого стоит "имя". Можно не выкладывать за него кучу долларов и тем менее одеваться по своему стилю. Найди своего портного и воплощай свои идеи, культивируй свой стиль. Самое главное – способность объяснить себе, что ты хочешь в одежде, как в ней выразить свой внутренний мир. Начать надо хотя бы с того, что мыслить в этом направлении.

- Я заметил, у вас автомобиль красного цвета. Психологи говорят, что женщина, предпочитающая такой цвет, стремится обратить на себя внимание...

- Понимаете, я давно хотела иметь спортивную машину, а она, как правило, бывает красной. Мою мечту осуществил дорогой мне человек, который подарил мне ее на 8-е Марта.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ