1999-07-29T13:13:06+11:00 1999-07-29T13:13:06+11:00

Елена Богданова: «Сначала отец меня воспитывал по-мужски, потом – жизнь»

Директор частной школы о разнице в школьных подходах и о воспитании

"Конкурент" |  «Сначала отец меня воспитывал по-мужски, потом – жизнь»
"Конкурент"

Она удивляет многих. Тем, что может без посторонней помощи за 15 минут поменять пробитое колесо, починить выключатель и розетку. Свой микроавтобус она водит легко и невозмутимо, на зависть многим мужчинам. А в свободное от работы время предпочитает передвигаться на велосипеде или роликовых коньках. Но больше всего, пожалуй, изумляет окружающих ее профессия. Елена Богданова – директор частной школы "Атланта".

"В детстве я была мальчишкой"

С детства маленькую Лену разрывали противоречия. Ее, единственного ребенка в семье, папа воспитывал, как мальчишку, а мама мечтала сделать из нее пай-девочку. Так она и росла. С одной стороны все, как у настоящих девчонок: скрипка, фигурное катание, художественная гимнастика, банты величиной с глобус. С другой - брюки, велосипед, плавание, гребля, путешествия по крышам и разбитые стекла в школе. Среди мальчишек она всегда была "своим парнем". Еще бы - в шахматы играет, грести на веслах может, и неболтлива. С такой можно и в разведку! Учеба давалась Лене легко, но заниматься только этим было скучно, хотелось приключений. Когда родителей вызывали к директору, мама вздыхала и говорила, что ее дочь троих пацанов стоит. Наверно, она была права.

- Так вот, оказывается, откуда такие женщины берутся...

- Ну да, сначала отец меня воспитывал по-мужски, потом - жизнь. Мама у меня тоже достаточно сильный человек. Когда они разошлись с отцом, мне было лет девять. И с тех пор все проблемы в жизни она решала сама. Если нужно было в доме что-то починить, прибить, мать всегда объясняла мне, как это делается. Так что проявлять женскую слабость у меня не было необходимости.

- И все-таки, что же в тебе перевешивает: мужское или женское начало?

- Знаешь, несмотря на многие мои замашки, мужчиной себя никогда не считала. Просто привыкла, как это делает сильная половина, принимать решения и за них отвечать. Тем не менее, все женские обязанности, дома, по хозяйству тоже никуда не делись. К тому же рядом со мной муж, который мне периодически напоминает: "Это ты у себя на работе начальник".

Приходится делать вид, что я слабенькая, маленькая, ничего не умею (смеется). Конечно женская хитрость, чутье - это пришло ко мне поздновато. Но всем арсеналом маленьких дамских уловок я пользоваться научилась.

Первый брак, как первый блин...

- Ты заканчивала филфак ДВГУ. Учитель русского и литературы – не слишком ли скучная профессия для девушки с таким характером?

- Во-первых, к 10 классу я уже получила свою порцию острых ощущений и немного успокоилась. Во-вторых, уехать в Москву, Ленинград, оставив маму, я не могла. Пришлось выбирать из того, что есть дома. Я взвесила свои возможности и решила: русская филология - это то, чем я могу заниматься с удовольствием. И не ошиблась.

В студенчестве вела этакий полубогемный образ жизни. У меня не было увлечения ресторанами, увеселительными заведениями. Зато весь репертуар местных театров я знала наизусть. Часто бывала на концертах, с интересом посещала спектакли приезжих театральных коллективов. А еще в то время я "глотала" книги. Прочла практически всю классику: русскую, зарубежную, Оруэлла, Джойса, Набокова. Может, где-нибудь ближе к пенсии вернусь к Достоевскому и Толстому. Сейчас это все еще свежо в памяти. Любимый мой автор - Эрих Мария Ремарк. А настольная книга - "12 стульев". Здесь на все случаи жизни можно найти остроумную цитату.

- Семьей ты тоже в студенчестве обзавелась?

- Да, это был третий курс, стройотряд. Все вышло очень романтично и довольно скоропалительно. У нас на факультете было такое поветрие: в 19-20 лет девчонки выскакивали замуж.

- А потом в том же порядке разводились...

- В общем, так оно и получилось. С первым мужем лет пять я осилила. Хотя, по большому счету, это была не жизнь, а существование на грани развода. Мы оба были молоды, упрямы...Каждый отстаивал свои интересы, и закончилось это плачевно. Сейчас, конечно, пытаюсь использовать свой негативный опыт "во благо". Иногда говорю себе: "Стоп! Кажется, что-то подобное со мной уже было. Я поступила так, как считала нужным, и потерпела поражение. Значит, сейчас надо действовать иначе". Не случайно же в развитых странах в брак вступают поздно, когда уже сформировался характер, привычки, с людьми умеешь ладить. Это искусство не помешает ни на работе, ни в семье.

"Ученики звали меня обратно в школу"

Окончив университет в 1987 году, Елена Богданова пришла в обыкновенную общеобразовательную школу. Мечтая сразу о больших высотах, начала работать со старшеклассниками, но потерпела сокрушительное фиаско.

- Старшеньких мне дали с большим удовольствием. Вскоре я поняла, почему. Дети мне достались самые "отпетые", никто из учителей работать с ними не хотел. По наивности я полагала, что скоро мы подружимся, но... Ученики, привыкшие, что им все сходит с рук, мои требования игнорировали. Меня воспринимали, как учительницу из фильма "Весна на Заречной улице": "Карету мне, карету, а сама села в поезд и укатила".

Долго я с ними билась. К концу года с некоторыми удалось найти общий язык, с остальными была договоренность, чтобы не мешали. В общем, поражение было полное, на всех фронтах сразу.

- И как ты завоевывала утраченные позиции?

- Я поступила, как мне советовала одна моя более опытная коллега: начала работать с четвероклассниками. Дела пошли на лад. Правда, мы были вместе всего два года. Когда я ушла из системы государственного образования, они часто приходили ко мне в гости, звали обратно...

- Многие молодые преподаватели часто сталкиваются с проблемой: "Как, все время объясняя детям какие-то прописные истины, не стать занудой?"

- С точки зрения детей мы все время от времени бываем занудами. Особенно если в данный момент у ребенка интерес лежит совершенно в другой области, а тут ты к нему со своими союзами или междометиями...

Школа без дневников

Трудности, с которыми Богданова столкнулась в общеобразовательной школе, были и иного характера. Уже тогда ей хотелось самостоятельности. Молодая учительница считала, что школьную программу необходимо перестроить, скорректировать количество часов, отведенных для знакомства с творчеством того или иного автора. Больше уделять времени произведениям, которые действительно запомнятся детям. Тогда, в конце 80-х, о подобной "самодеятельности" не могло быть и речи. Движение организации частных школ началось лишь в 1991 - 1992 г.г.

- Помню, с каким интересом следили мы, учителя, за развитием "Вайс-колледжа". Мне казалось, что в такой школе, где не будет жесткого диктата сверху, я смогу воплотить свои замыслы.

- В систему негосударственных образовательных учреждений ты попала случайно?

- И да, и нет. Внутренне я была к этому готова. Мне повезло - знакомые рекомендовали меня директору частной школы-гимназии Владимиру Федоровичу Дуванскому. Этот человек, обладающий незаурядными финансовыми и организаторскими способностями, достоин уважения хотя бы за то, что сумел начать новое дело. Тогда ведь к подобным начинаниям относились с подозрением.

- Чем же привлекало это учебное заведение?

- Сам Дуванский был музыкальным педагогом. В свое время руководил детским оркестром народных инструментов. И в школе акцент делался именно на эстетическое воспитание. Сложился довольно интересный учительский коллектив. Работала у нас Галина Потопяк, которая сейчас руководит камерным хором. Ее муж Александр, архитектор по образованию, вел изобразительное искусство. Под его началом дети знакомились с различной техникой рисования. Классическую хореографию преподавал педагог из школы Васютина...

Кроме того, наблюдалась в те годы одна любопытная тенденция: внезапно разбогатевшие родители ударялись во все радости жизни. А собственные отпрыски становились им обузой. Для таких пап и мам частные учебные заведения были как нельзя кстати. Обычно нам привозили ребенка со словами: "Вот вам мое чадо, вот деньги. Делайте, что хотите!"

При таком отношении к детям не было смысла проводить родительские собрания, дневников в школе тоже не было. Да и многие другие негосударственные образовательные учреждения пошли этим же путем. Не хотят богатенькие папы и мамы видеть двойки, тройки и читать замечания - пожалуйста!

- Насколько мне известно, школа Дуванского оказалась нежизнеспособной?

- В середине учебного года здесь внезапно сменилось руководство, а вместе с ним и образовательная политика. Школа-гимназия была преобразована в НОУ "Конкордия". Я поработала здесь еще пару лет завучем, а затем, в 1995 году, решила, что пришла пора отделяться. Когда все идет гладко, мне скучно.

Вслед за Еленой Богдановой из "Конкордии", не оглядываясь, ушел почти весь преподавательский коллектив. И это несмотря на тот факт, что предложить взамен ей было пока нечего. К слову, и сегодня примерно 80% учителей в "Атланте" знакомы с директором еще с тех времен.

- Мне очень повезло с коллективом. Каждый из моих учителей по-своему интересен. Например, преподаватель английского Вера Владимировна Караман, переводчик по образованию, - довольно известная поэтесса. Первоначально занималась с детьми стихосложением. Сейчас учит английскому малышей. Светлана Владимировна Суслова - прекрасный биолог. Как человек, много лет проживший в заповеднике, знает тайгу, как свои пять пальцев. Теперь у нас вся школа биологию знает и любит. Гордость "Атланты" - наши мужчины - физик Михаил Юрьевич Кузьмин и преподаватель истории Сергей Владимирович Клименко.

- "Атланте" уже четыре года. Часто ли за это время вы оказывались на грани закрытия?

- Самым трудным, конечно, был первый год. Мы снимали детский садик с гнилой крышей в районе Сахарного ключа. В помещении завелся грибок, поэтому с получением лицензии были большие сложности...Через год переселились в центр отдыха "Ритм". Тут нас транспортные проблемы одолели. Один из школьных автобусов постоянно ломался. У меня каждое утро начиналось с молитвы: "Господи, пусть только он заведется." В последнее время все у нас идет довольно гладко, без взлетов и падений. Мне даже немножко скучно стало. Большие надежды мы возлагали на минувший учебный год. "Атланта" получила аккредитацию, готовилась к выпуску первых 11-классников... Прошлой осенью мы собирались модернизировать компьютерный класс, получив доступ к Интернету. Вот было бы здорово! Тут доллар полез вверх... Даже парты новые купить не успели, пришлось старые чинить.

- Бытует мнение, что частные школы пока не могут дать детям хороших знаний...

- Думаю, что дело все-таки не в школах. Здесь работают педагоги той же квалификации, что и в государственных учебных заведениях. Просто если ребенок нормально занимается, родителям нет смысла отдавать его в частную школу. А к нам приводят именно тех, кто не привык учиться. С ними, нет слов, труднее. И потом, не надо забывать, что ни одно негосударственное учебное заведение еще не прошло путь "от А до Я", с первого по 11-й класс. Вот когда этот этап останется позади, можно будет делать выводы. Мешает и большая миграция детей (в зависимости от возможностей родителей). У нас есть мальчик, который за 4 года учебы сменил 3 частных школы. Хотя как приятно, когда родители, уходя, благодарят. Услышишь несколько добрых слов - на душе сразу светлее. Значит, не зря мы работаем.

Семья и школа

- Не тяжела ли директору "Атланты" шапка Мономаха?

- А я ее не ощущаю. Ну при детях, конечно, дистанция, субординация... Все как полагается. А с учителями обходимся без этих формальностей. С другой стороны, я отвечаю за свой коллектив. Я увлекла их за собой, я должна их обеспечить работой и зарплатой. Это, пожалуй, самое сложное. Да, мне тут в связи с этим один забавный эпизод вспомнился...

С моим вторым мужем мы познакомились тоже благодаря "Атланте". Я хотела купить автобус для школы. Стала искать подходящий вариант.  Так и оказалась в фирме "Автотрио", где мой будущий муж работал. Единственное, что запомнилось мне от первой встречи, это его рост. Я еще подумала: "Вам бы, молодой человек, не водителем работать, а где-нибудь в гвардии служить". Автобус мы тогда купили, да вот незадача - что ни день, то какая-нибудь поломка. Я в "Автотрио", к бывшему хозяину: "Помогайте чинить!" Механики в машине ковыряются, а я над ними стою. Так мы с Алексеем и познакомились. И как только решили начать совместную жизнь, необходимость в автобусе отпала. Можно сказать, эта железяка свою функцию выполнила.

- Так это муж тебя учил водить машину?

- Ну, что ты!  Он до сих пор никак смириться не может! Сначала у меня вообще шальная мысль возникла: запишусь потихоньку на курсы, получу права, а уж потом и карты раскрою. Но поскольку частые отлучки из дома нужно было как-то объяснять, пришлось рассказать все гораздо раньше.

- Интересно, а как директор частной школы воспитывает собственных своих детей?

- Да никаких особенных педагогических секретов у меня нет. Данил с Максимом проходят в жизни те же этапы, что и я когда-то. Растут, как все нормальные мальчишки. Любят мужские развлечения: ножики перочинные, солдатики... В чем-то мои сыновья повторяют друг друга, в чем-то нет. Данил по натуре этакий созерцатель-философ. А у младшего, Максима, более активный подход к жизни: ему все нужно потрогать руками.

- Ты считаешь себя женщиной с сильным характером?

- Да. Я в жизни не пропаду. Если настанут тяжелые времена, и придется искать какое-то другое занятие, я справлюсь.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ