Анатолий Ермаков: «Власть от налогов не освободит»

Глава телефонной компании о репутации, клиентах и технологиях
"Конкурент" |  «Власть от налогов не освободит»
"Конкурент"
Анкета
Ермаков Анатолий Григорьевич, 49 лет.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Приморский край, Хорольский район.
ОБРАЗОВАНИЕ: Ленинградский институт связи (1979).
КАРЬЕРА: инженер-радиоэлектронщик на военных заводах края (1967-72), начальник лаборатории в «Ростелекоме» (1975-89), в такой же должности работал на Владивостокской междугородной станции (1989-94). Глава компании «Телеросс (1994-98). С сентября 1998 г. – генеральный директор компании «ПримТелефон».
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, дочь, два внука.
АВТОМОБИЛЬ: служебный «Тойота-Краун» 94 г.
СРЕДСТВО ОТ СТРЕССОВ: отдыхает на природе, любит возиться с внуками.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ: не курит, выпить в теплой компании не отказывается.

Нынешний гендиректор "ПримТелефона" не без гордости называет себя "технарем". Забываясь, он долго говорит о частотах, зонах охвата, преимуществах одного стандарта сотовой связи над другим... А спустившись на "грешную землю", становится умудренным жизнью человеком с усталым выражением лица.

А был ли "грех"?

- В июле прошлого года одна из газет обвинила вашу компанию ни много ни мало в подлоге. Якобы "ПримТелефон" подделал печати в документах, направленных в Главгоссвязьнадзор. Многие тогда ожидали санкций против "крупнейшего в Приморье оператора сотовой связи", однако они не последовали, как не было и официальной реакции со стороны "ПримТелефона". Чем же закончился скандал?

- К сожалению, мне не известны детали происшедшего, поскольку в то время еще не работал в компании. Однако я знаю, что ни тогда, ни сегодня никто не может сказать, на чем же основывались те критические статьи. Никаких документов, подтверждающих наши "грехи", не существовало. Поэтому логического конца той, по сути, выдуманной истории - крупного штрафа, отзыва лицензии, другого наказания - наши недоброжелатели так и не дождались.

- Насколько пострадала деловая репутация "ПримТелефона"?

- Любая негативная публикация бросает тень. Ведь в руках газетчиков очень сильное оружие. Можно написать что угодно, правду, полуправду... И даже если это откровенная ложь, потом хоть завали газету опровержениями, неприятный осадок все равно останется. Особенно у клиентов. Мы подумали тогда: стоит ли напрямую опровергать лживые статьи, ввязываться в дебаты с журналистами? И приняли решение этим не заниматься. Пусть написанное останется на совести его авторов.

- Приходилось слышать, что своим стабильным положением на рынке "ПримТелефон" обязан прежде всего краевой власти, с которой в свое время завязал тесный контакт.

- Чистой воды вымысел. Если ничего за душой нет и нечего предъявить на рынок услуг, то какую дружбу с властями не заводи - проку не будет...

Ладно, предположим, нам создали некий режим благоприятствования. И что, завтра власть освободит нас от налогов? Или от арендных платежей? Какая власть способна предоставить тепличные условия для нас или любого другого предприятия?.. Мы всего достигаем сами. Стабильно платим налоги, и очень большие. И никогда "не прятали" зарплату, как это было принято во многих фирмах и предприятиях.

- К слову, о зарплате. Ваши сотрудники получают больше тех, кто работает в "Акос" и НТК?

- Сравнивать не берусь, я не знаю, какие оклады в других компаниях.

- Даже представления не имеете?

- Пользоваться слухами - несерьезно. Спрашивать об этом прямо - неэтично... Мы имеем что имеем. Стараемся, конечно, платить нормально. А насколько меньше или больше, чем у других, могу только догадываться. Зачем? Как "технарь" я люблю четкие определения во всем.

- Согласны ли вы с таким мнением: руководители с техническим складом ума уступают тем, кто, может, и не разбираются в том, как действует тот или иной механизм, зато являются хорошими психологами и прекрасно ладят с подчиненными?

- Нельзя иметь багаж технических знаний и при этом не ладить с людьми, либо обладать навыками психолога и не знать производство. В человеке должно присутствовать и то и другое.

- А вы ощущаете в себе дефицит каких-либо качеств, необходимых руководителю?

- Естественно (глубоко вздыхает). В такие моменты стараюсь внутренне собраться, чтобы не допустить досадную ошибку...

Верная клиентура

- Сколько абонентов потерял "ПримТелефон", когда обрушился кризис? Много ли, по вашим расчетам, перешло в другие компании?

- Как и в остальных компаниях, потери клиентов, некоторое снижение дохода не миновали и нас. Кстати, я пришел в "ПримТелефон" в самом начале кризиса, и для того, чтобы сгладить его влияние на клиентов, пришлось сразу заниматься различными антикризисными программами. Фиксация курса доллара в ценовой политике, введение новых тарифов...

Думаю, говорить о наших потерях в абсолютных цифрах смысла нет. Что касается перехода наших клиентов в другие компании, то эта миграция существует постоянно. Как от нас к конкурентам, так и от них к нам. Однако основная наша клиентура по-прежнему с нами. Потому что "ПримТелефон" сегодня - это и лучшее качество связи, и самая большая зона охвата.

Обошлись мы и без сокращений. Несмотря на кризис, нашей целью было сохранить весь персонал. Причина проста: мы думали о внедрении на территории края нового стандарта GSM-1800.

GSM или NMT?

- Каким, по вашим прогнозам, будет местный рынок сотовой связи в 2000 году?

- Последние два-три года он бурно развивается. К двум "старым" операторам - "Акосу" и "ПримТелефону", добавилась Новая Телефонная Компания со своим стандартом GSM-900. АО "Электросвязь" активно строит и уже в этом месяце запустит самый современный стандарт CDMA. Недавно закончен тендер на поставку стандарта GSМ-1800. Это тоже самый последний "джи-эс-эмовский" стандарт.

Я думаю, что если бы не кризис, то сегодня Приморский край имел бы один из лучших в стране показателей по охвату сотовой связью. Во-первых, у нас есть все сегодняшние достижения в этой области. Во-вторых, предлагая стандарт NMT-450 (один из двух общероссийских стандартов), "ПримТелефон" является третьей компанией в России. Москва, Санкт-Петербург, Владивосток. Уверен, что и на рубеже тысячелетий мы останемся в числе лидеров.

- За счет чего?

- У стандарта NMT-450 очень хорошие перспективы. В специализированной прессе много публикаций о его модернизации, цифровизации. Так, в этом году Nokia и Erixon совместно запустят в Москве опытную сеть усовершенствованного NMT-450. После обкатки и сертификации в столице, она появится в регионах, в том числе и в Приморье. Второе, за счет чего мы останемся в лидерах, - обширная география компании. Кроме Приморья, наша лицензия на стандарт GSM-1800 распространяется на весь Дальний Восток.

- Как следует из ваших слов, "морально устаревший" NMT-450 в скором будущем модернизируют. Между тем, вовсю рекламируют стандарт новейший - GSM-1800. Он ненамного дороже "старого", однако во Владивостоке почему-то предпочитают покупать NMT-450...

- Если подходить объективно, то, действительно, NMT - самый старый из существующих ныне стандартов, разработанный в свое время в Европе. У "новичка" GSM существуют кое-какие преимущества. Но есть преимущества и у NMT-450. В первую очередь, это зона покрытия. Поясню: цифра рядом с аббревиатурой означает частоту; так вот, чем ниже частота - тем больше зона и лучше условия распространения стандарта.

К примеру, у "ПримТелефона" здесь, во Владивостоке, сплошное покрытие, плюс Славянка и прилегающие к находкинской трассе города. Сам проезжал, проверял. Лишь в районе Смоляниново есть "белое пятно": за горку занырнешь, связи нет метров 200-300...

К концу года мы хотим, чтобы, по крайней мере, 80% населения в крае пользовалось нашей связью. Используя другие, нежели NMT-450, стандарты, этой цели тоже можно достичь, но потребуется намного больше капиталовложений. Поэтому NMT-450 для Дальнего Востока, учитывая здешние расстояния и маленькую плотность населения, - наилучший стандарт. Именно поэтому ему пока отдают предпочтение.

Да, "джи-эс-эмовские" стандарты - будь то 900-й или 1800-й - хороши, имеют возможности дополнительные. Но NMT, по своим параметрам, постоянно к ним приближается. Вот этот аппарат (вертит в руках свой "эн-эм-тишный" телефон Nokiа. - Авт.) ничем не уступает "джи-эс-эмовскому"...

Сейчас мы хотим воплотить в жизнь свой внутрифирменный лозунг: "Сделаем "ПримТелефон" компанией для всего Приморья". Чтобы люди могли извлечь для себя максимум возможностей из стандарта NMT.

- С ростом курса доллара ваша "трубка" будет неизбежно дорожать?

- К сожалению. Хотя мы думаем над тем, как снизить хотя бы ее стартовую цену. Мы сейчас продаем "трубку" по себестоимости. Практически за что купили, за то и продаем. Тому виной состояние экономики. Если сейчас, к примеру, мы покупаем "трубку" за $500, а продаем ее за $400, значит $100 долларов должны взять из при-бы-ли. Таковы законы рынка. Если ниже себестоимости продаешь, то только из прибыли должен забрать "разницу".

В пятерке самых успешных

- Один из наших недавних собеседников сказал, что условия, в которых работают отечественные бизнесмены, можно сравнить с военными действиями. В том смысле что все время вынуждают за что-то бороться. Вы тоже воин?

- Я мирный человек. Просто приходится работать в тех условиях, которые есть. А воевать-то против чего? Против законов, согласно которым установили огромные налоги? Совершенно бессмысленное занятие. Я даже не сторонник войны с конкурентами. С ними надо поддерживать нормальные цивилизованные отношения. И бороться за клиента качеством своих услуг.

- А если конкуренты не хотят "поддерживать нормальные отношения"?

- Что ж, бывает и такое... Во всяком случае, я никогда не допускаю выпадов со своей стороны. Знаю, что это было свойственно и прежнему руководству компании.

- Вы бы записали "ПримТелефон" в пятерку самых стабильных компаний Приморья?

- Не раздумывая. Впрочем, если вы имеете в виду впечатление успешной компании, которое мы, наверняка, производим, то глупо считать, что мы жируем. Но и не жалуемся на нужду. Судите сами. Как говорится, не было бы счастья да несчастье помогло...

К тому времени, когда обрушился кризис, мы имели планы развития своей сети. Речь шла об увеличении числа клиентов, базовых станций во Владивостоке, каналов связи. Были произведены все расчеты, приобретено оборудование... И вот бабахнул кризис. От чего люди отказались в первую очередь? Правильно, от сотовых телефонов, хотя излишеством их не назовешь.

Так вот, в тот период у нас снизился трафик, упала нагрузка на сеть. Зато появились резервы сети во Владивостоке. А оборудование, как я уже сказал, было закуплено. Стали мы ломать голову: что и как делать дальше? И поняли, что приобретенное оборудование можно использовать (не продавать же его!) для развития своего бизнеса в крае. Начали строить...

Будем строить и дальше, хоть это требует дополнительных затрат. Одно дело поставить станцию во Владивостоке, другое - вытащить ее на другой конец края. Плюс линии связи, обслуживание, поездки и прочие эксплуатационные затраты. Но мы понимаем, что в конце концов таким образом осуществим сплошное покрытие Приморья сотовой связью. Поэтому отступать от планов и задумываться "а если завтра в стране все полетит кувырком..." совсем не хочется.

- Предлагаю все же задуматься... Сегодня многие опасаются, что в связи с обострением внешне-политической обстановки пострадает международный бизнес. Сотовая связь, как известно, пришла к нам с Запада. У вас нет тревожных мыслей по поводу ее будущего в России?

- Не думаю, что вновь опустится железный занавес, наступит полная изоляция от всего мира. Возврат к старому невозможен. Не исключаю, что в какой-то мере натянутость в отношениях между Россией и США может сказаться на контактах предпринимателей. Возьмем для примера "ПримТелефон": наш второй учредитель - американская компания GTS. Однако, сейчас, слава Богу, никаких перемен к худшему между нами и американцами не чувствуется...

Как бы ни бушевали политические бури, сегодня уже ничто не остановит технический прогресс. Связь нужна всегда, при любом государственном устройстве. Посмотрите на тот колоссальный прорыв в области связи, который мы сделали за последние 10 лет: обновление самой техники, появление самых передовых технологий. Сегодня мы отстаем от развитых стран максимум на год. Совсем недавно в это трудно было поверить. Но ведь у нас все получилось? Будет получаться и дальше...

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ