Проект постановления правительства, предусматривающий обязательства победителей крабовых аукционов инвестировать в строительство новых судов-краболовов по месту вылова квот, развязал новую битву среди рыбаков.
Новый закон (№ 86-ФЗ) «О рыболовстве», вступивший в силу с 1 мая 2019 г., создал правовой механизм перехода от «исторического принципа» распределения квот по вылову крабов к конкурентным честным аукционным процедурам. Первые торги на закрепление 50% крабовых квот по новой процедуре Росрыболовство планирует провести до 1 ноября текущего года.
В аукционную документацию внесены обязательства будущих победителей по инвестициям в строительство новых судов-краболовов на российских верфях. Срок исполнения обязательств — не более пяти лет со дня заключения договора по итогам аукциона. Регламент их исполнения предусмотрен в проекте постановления правительства, который подготовило Росрыболовство. Объектов инвестиций предлагается два: среднетоннажное рыбопромысловое судно для вылова крабов в Дальневосточном бассейне (тип «Т-1») и среднетоннажное рыбопромысловое судно для добычи крабов в Северном бассейне (тип «Т-2»). Требования по длине — свыше 50 м, по валовой вместимости — более 1000.
Сможет ли программа по распределению квот добычи крабов в инвестиционных целях при условии соблюдения принципа «где ловим, там и строим» стать беспрецедентным и высокорезультативным проектом, не предполагающим государственных инвестиций? Вопрос, казалось бы, уже решился во время встречи губернатора Приморского края Олега Кожемяко и премьер-министра Дмитрия Медведева, где глава кабмина дал понять, что поддерживает инициативу о развитии дальневосточных верфей. Однако руководитель Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что за пять лет одновременно построить весь флот на дальневосточных верфях невозможно, добавив, что аналогичного мнения и Минпромторг. Также глава агентства обратил внимание, что в числе противников такого требования и Федеральная антимонопольная служба. Поэтому Росрыболовство рассматривает возможность «выйти с компромиссом» и в рамках инвестиционных квот на вылов краба для Дальневосточного бассейна закрепить за верфями региона половину заказов.
ФАС действительно выступала против требования по строительству дальневосточных судов-краболовов исключительно на верфях ДФО. Однако затем антимонопольщики сменили позицию. ФАС сообщила коллегам из других ведомств, что не возражает против строительства судов для вылова крабов в Дальневосточном бассейне исключительно на верфях Дальнего Востока «при наличии оснований, предусмотренных законодательством РФ, поручениями президента, решениями правительства».
Олег Братухин, член Общественного совета Минвостокразвития, председатель совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании», отмечает, что дискуссия о необходимости и возможности постройки 30 краболовов на дальневосточных верфях крайне странная: «Для г-на Шестакова и тем более Минпромторга такая позиция просто недопустима в условиях поставленной руководством страны задачи о необходимости приоритетного развития Дальнего Востока и разработки национальной программы развития макрорегиона на период до 2025 г. и на перспективу до 2035 г., в которой именно судостроение указано одной из ключевых отраслей. Дальний Восток обладает уникальными по сравнению с другими нашими регионами возможностями для создания индустрии высокотехнологичного гражданского судостроения, которая бы обеспечивала строительство технически сложных судов — рыболовных, различного типа офшорных судов, научно-исследовательских. Эта уникальность состоит прежде всего в нахождении в шаговой доступности трех ведущих мировых судостроителей — Китая, Кореи и Японии, носителей современных судостроительных технологий, образцовой производительности в области судостроения, а также огромном внутреннем спросе, исчисляемом многими сотнями судов указанного типа, поскольку несколько десятилетий эти суда массово не строились. Но главное в наличии у нас почти трех десятков судоремонтных и судостроительных предприятий — практически готовых площадок для судостроения».
Еще в прошлом году участники Международного дальневосточного морского салона подчеркнули важность привлечения зарубежных технологических партнеров, поскольку они много лет вкладывали существенные средства в исследования и разработку новых технологий, организацию производства, повышение производительности труда, и, привлекая их на территорию Дальнего Востока, представляется возможность воспользоваться результатами этих исследований. Тем более что они производят полный спектр оборудования для морской техники и готовы размещать его производство на территории РФ. «С учетом того, что с технической точки зрения краболовы являются наименее сложными рыболовными судами, нет никаких сомнений, что существующие дальневосточные предприятия построят 30 судов за пять лет. Но если мы хотим выиграть конкуренцию у наших западных судостроительных верфей и серьезно говорить о создании современной судостроительной индустрии на Дальнем Востоке, то, безусловно, мы обязаны реализовать наши преимущества и распространенный в мире принцип «технологии в обмен на часть внутреннего рынка» путем привлечения на наши предприятия и площадки наших соседей», — считает Олег Братухин.
Генеральный директор Славянского судоремонтного завода Андрей Якимчук считает, что несколько оставшихся на Дальнем Востоке верфей при желании вполне смогут построить весь необходимый краболовный флот: «Мощности позволяют: у всех есть слипы, доки, кадры. А если людей нет, то все знают, где их брать: на всех заводах работают и крымчане, и украинцы — хорошие специалисты. А если надо — и корейцы подъедут, они просто осаждают наши верфи, предлагают услуги своих специалистов, технологии и так далее. Главное — наличие хорошего проекта, который обеспечивает 50% успеха. Но лоббисты нам так просто эти заказы не отдадут».
Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья: «Если мы говорим о развитии Дальнего Востока, то, конечно, строительство должно проходить там, где будем вылавливать крабов. Иначе можно будет с уверенностью сказать, что это не развитие ДФО, а передел собственности выделенных объемов квот».
Со слов Олега Братухина, 30 единиц 50-метровых краболовов, имеющих вес корпуса порожнем около 650 тонн, недостаточно для загрузки на пять лет даже одной очень компактной судоверфи. Но стоимость постройки в Приморье, как показали расчеты китайской государственной корпорации CSIC, будет ниже, чем на западных верфях, минимум на 35–38% при очень высокой маржинальности. И если в Китае такое судно строится за 9–10 месяцев, то в Приморье на совместном предприятии срок постройки составит около 14–15 месяцев. Но даже такой срок в два раза меньше, чем на западных верфях России.
Для опрошенных «К» экспертов очевидно, что предложенная редакция проекта постановления — далеко не окончательная. «Бой» за крабовые заказы вовсе не окончен.
Олег Братухин: «Заинтересованность наших соседей в создании совместных предприятий на Дальнем Востоке понятна, поскольку речь идет о строительстве самых удельно дорогих технически сложных судов гражданского назначения, то есть судов, строительство которых обеспечивает самую высокую маржинальность на тонну тоннажа в гражданском судостроении. Но чтобы это случилось в реальности и носители технологий пришли к нам, на Дальний Восток, нужен портфель заказов, который у нас теоретически есть, поскольку весь рыболовный флот старый.
Но для этого необходимо обеспечить защиту внутреннего рынка путем ограничения использования в российской экономической зоне вновь построенных рыболовных судов на зарубежных верфях. Прежде всего тем рыболовным компаниям, которым государство предоставило 12 лет назад 80-процентную льготу по оплате ставки сбора за пользование биоресурсами, в том числе для обновления флота, накопленный размер которой превышает 3 млрд долларов США.
До тех пор, пока этого не произойдет, пока наши рыболовные компании имеют возможность строить и краболовы, и траулеры-процессоры для промысла минтая на верфях Китая и Турции, фактически используя полученные от государства средства для развития экономики других стран, ни о какой конкурентоспособной технически сложной судостроительной индустрии на Дальнем Востоке не может быть и речи».
По мнению Георгия Мартынова, есть еще одна проблема. Предлагаемые к аукционам шесть лотов включают глубоководные виды крабов, а в проекте постановления правительства не предусмотрено соответствующих типов судов. «Это особый вид краболовства, дорогие суда с совершенно другими параметрами. И мы считаем, что их надо выделить в особый вид промысла. И это связано не с какими-то «хотелками», а с безопасностью мореплавания, — подчеркнул Георгий Мартынов. — Потому что и вес, и диаметр орудий лова, которые будут размещаться на палубах, изменяют метацентрическую высоту, от которой зависит остойчивость парохода. Это просто необходимо прописать в проектах НПА».