2003-01-14T15:30:00+10:00 2003-01-14T15:30:00+10:00

Топливное недомогание

В среднем на 1-1,5 руб. за 1 л подорожали моторные виды топлива на автозаправочных станциях Владивостока. Причем это произошло за несколько дней до наступления Нового года, тогда как нынешний рост цен на ГСМ, в первую очередь, связывался с введением в действие новой системы взимания акцизов на нефтепродукты с 1 января 2003 г.

В новом ценнике на ГСМ среди других регионов Сибири и Дальнего Востока Приморский край находится сейчас где-то посередине. Так, наиболее резкий рост (на 15-29%) на моторные топлива зафиксирован в Красноярском крае. Здесь Южно-Сибирское ТУ МАП РФ даже возбудило дело по признакам нарушения закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», обвинив 13 местных топливных компаний в преднамеренном ценовом сговоре...

В Приморье цены на автомобильное топливо возросли в среднем на 10-15% (например, самый ходовой бензин марки АИ-92 теперь стоит 11,8-12 руб. за 1 л), и это уже привело к подорожанию некоторых товаров, прежде всего продовольственных. Например, буханка «Подольского» производства ОАО «Владхлеб» стала стоить 12 руб., а представители автотранспортных компаний угрожают поднять плату за проезд во Владивостока в два раза (до 10 руб. за одну поездку), объясняя это опять же ростом стоимости ГСМ.

Незначительно, в среднем на 3-4% (рост на 50 коп.), повысилась розничная стоимость ГСМ на Сахалине, однако, как ожидается, к концу января рост цен здесь составит не менее 15-17%. И только в Якутии цены на бензин остались на уровне октября прошлого года, что в основном связано с большими запасами топлива в республике.

Как говорят, нововведение с акцизами сделано в угоду регионам, где нет собственных нефтеперерабатывающих предприятий и местным бюджетам недостает топливных налогов. Кроме того, по замыслу налоговиков, это позволит убрать с рынка мелких торговцев, поставляющих в продажу поддельный бензин. Как же работает новая схема?


Согласно новому порядку, НПЗ, оптовый перепродавец горючего и владелец АЗС засчитывают себе одинаковую ставку акциза. После того как следующий участник цепочки отправляет бензин дальше в розницу, он возвращает продавцу счета, подтверждающие факт отправки товара. На их основе продавец отчитывается перед налоговым органом, и акциз с него не взимается. Его платит лишь последний участник этой схемы, который продает горючее в розницу. По мнению специалистов, помимо сложности и громоздкости у данной схемы есть еще один большой недостаток — она допускает двойное налогообложение. Новая система работает нормально, если НПЗ, оптовый покупатель и бензоколонка принадлежат одному владельцу, т.е. все они входят в состав одной структуры. Во всех других случаях введение нового закона может приводить к двух- и даже трехкратному налогообложению.


Наверное, стоит согласиться с тем, что такое (и не только такое!) вполне возможно в нашей стране, однако насколько оправданы действия розничных продавцов горючего, поспешивших излишне задрать цены на ГСМ под предлогом изменения налогообложения? Попробуем в этом разобраться.

Во-первых, если говорить о прошлом годе, то по утверждению руководителя департамента налоговой политики МНС РФ Татьяны Карасевой, при неизменности ставок акцизов на нефтепродукты в течение всего 2002 г. розничные цены на бензин увеличились в стране на 25%. Выходит, цены на ГСМ продавцы повышали самопроизвольно? Во-вторых, налоговая служба уверена, что перенос бремени уплаты акцизов с производства на реализацию не увеличивает объемы налоговых изъятий в расчете на тонну нефтепродуктов, следовательно, не может существенно влиять на увеличение розничных цен на нефтепродукты. Это утверждение МНС строится на том, что при увеличении акциза на 45% с 1 января 2003 г., его доля в цене бензина возрастет очень незначительно — с 25 до 28,5%, согласно расчетам. Таким образом, делается вывод в пресс-релизе департамента налоговой политики МНС РФ, «введение с января 2003 г. увеличенных ставок акциза на нефтепродукты объективно не может повлечь существенного увеличения цен на нефтепродукты».

Что же случилось в Приморье? По данным УМНС по Приморскому краю, повышение акциза на дизельное топливо произошло на 40 коп., в действительности цены на автозаправках поднялись в среднем на 1 руб., акциз на бензин АИ-95 возрос на 1 руб. 15 коп., а на АЗС его цена возросла до 13 руб. (средняя стоимость до Нового года — 11-11,5 руб.) за 1 л. Иначе говоря, розничные цены на моторные топлива в Приморье сегодня, мягко говоря, не совсем адекватны повышению акцизов.

На этом фоне поведение монополиста на приморском рынке нефтепродуктов — ОАО «Приморнефтепродукт», которое владеет многими АЗС в крае — ничем не отличается от позиции более мелких топливных компаний. Мол, все цены подняли, а мы чем хуже? Хотя, по идее, этому предприятию легче было бы перенести налоговый удар, исходя из того, что «Приморнефтепродукт» располагает несравненно большими запасами ГСМ по сравнению со всеми остальными компаниями. Правда, в разговоре с корр. «К» начальник Приморского управления МАП РФ Владимир Таланцев заметил, что к нему приходят представители «Приморнефтепродукта» и чуть ли не плачут, что «НК Альянс», в структуру которой входит данное предприятие, буквально заставляют «Приморнефтепродукт» повышать цены...

Разумеется, мы обратились за разъяснениями к руководству «НК Альянс». К сожалению, ведущий эксперт пресс-службы «Альянса» Чеслав Шмигельский не нашел ничего лучшего как начать свое послание банальным «цены на нефтепродукты диктует рынок» и закончить тем, «что повышение цен на АЗС «Приморнефтепродукта» на 11,3-12,8% не компенсирует рост акциза и стоимости ж/д тарифа» (с последним утверждением, мы кажется, уже разобрались).

По словам Владимира Таланцева, каких-то признаков сговора, как в Красноярске, у приморских продавцов ГСМ сейчас не наблюдается. Видимо, причина этого состоит в том, что у нас в крае множество мелких продавцов, которые конфликтуют с крупными топливными компаниями, т. е. сговор между ними в принципе невозможен. Пока что его ведомство не получало никаких руководящих указаний из Москвы относительно неоправданного роста цен на моторные топлива, однако если рост цен на ГСМ в крае продолжится (по некоторым оценкам в начале февраля он может достигнуть 30-процентной отметки), то Приморское управление МАП РФ обязательно вмешается в ситуацию.

КОММЕНТАРИЙ

Олег Назаров, заместитель председателя правления Приморского топливного союза: «Цены на моторные виды топлива в скором будущем увеличатся еще больше, поскольку происшедшее повышение всего лишь первое в череде, которые ожидают Россию и Приморский край, в частности в конце января — начале февраля.

В принципе, рост цен вполне закономерен. Во-первых, изменился порядок взимания акцизов на топливо. Во-вторых, на внутреннем рынке наблюдается определенный дефицит — сейчас практически все отправляется на экспорт. Многие топливные компании в данный момент торгуют остатками и весьма скоро они закончатся. Пик срыва поставок нефтепродуктов на внутренний рынок прогнозируется как раз на конец января — начало февраля».