В апреле – июне этого года «Роснефть» поставила рекорд по поставке нефти в Азию. По сравнению с январем – мартом отгрузки сюда выросли на треть – с 15,9 млн тонн до 21,2 млн тонн нефти, говорится в отчете «Роснефти» по МСФО.
Поставки в Европу, наоборот, упали на 9,4% – с 16 млн тонн до 14,5 млн тонн. Если же сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то рост экспорта в азиатском направлении будет еще более впечатляющим – в 1,5 раза, а поставки в Европу выросли на 1,5%.
До середины 2014 г. Азия не была для «Роснефти» приоритетным регионом: поставки туда составляли лишь 30–40% от отгрузок в Европу. Но затем компания пересмотрела приоритеты и к началу 2018 г. сравняла загрузку по обоим направлениям. А в октябре прошлого года «Роснефть» сообщила, что впервые в своей истории начала поставлять и зарабатывать в Азии больше, чем на традиционном рынке.
В итоге за II квартал этого года выручка «Роснефти» от поставки сырья в Азию составила 596 млрд руб., тогда как в Европу – 451 млрд руб.
Общая выручка «Роснефти» за минувший квартал в сравнении с январем – мартом выросла на 2,7% до 2,1 трлн руб., а чистая прибыль – на 41% до 220 млрд руб. При этом добыча жидких углеводородов снизилась на 2,7% до 56,7 млн т из-за временного ограничения «Транснефтью» приема нефти в систему магистральных трубопроводов, пишет «Роснефть».
До этого нефтяного маневра азиатская ставка «Роснефти» зиждилась на Восточном нефтехимическом комплексе (ВНХК). Проект, как известно, был «якорным» для ТОР «Нефтехимический». Завод, который «Роснефть» первоначально собиралась начать строить в 2009 г., был рассчитан на производство преимущественно нефтепродуктов. Предполагалось, что первая очередь предприятия будет перерабатывать 12 млн тонн нефти в год для производства бензина и дизельного топлива (ее планировалось запустить в 2020 г.), далее должно было последовать производство 3,4 млн тонн нефтехимической продукции, а с конца 2028 г. — третья очередь, еще на 12 млн тонн переработки нефти и 3,4 млн тонн нефтехимии. Инвестиции в этот проект должны были составить 1,5 трлн руб. (по оценке на 2016 г.).
Однако в прошлом году Игорь Сечин заявил, проект ВНХК может быть переориентирован на производство нефтехимической продукции более чем из 5 млн тонн нафты. Общий объем инвестиций упал до 800 млрд руб. Планировалось и сокращение выпуска нефтепродуктов более чем до 1 млн тонн (бензина «Евро-5»).
Постоянный перенос строительства ВНХК возмутил однажды Юрия Трутнева. На вопрос корреспондента KONKURENT.RU о судьбе проекта на одной из пресс-конференций во Владивостоке полпред назвал ТОР «Нефтехимический» просто «пустышкой», имея в виду, что территорию создали под не существующий еще проект. «До сих пор непонятно, будет ли ВНХК строить комплекс нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств. Периодически мы с ними («Роснефтью». — Прим. ред.) разговариваем. Позиция Игоря Сечина (глава НК «Роснефть». — Прим. ред.) в этом вопросе утвердительная, то есть проект, по его мнению, должен быть реализован. Но пока что ВНХК прошла стадию проектирования», — отмечал Юрий Трутнев.
И на этом процесс как-то затормозился. До той степени, что в мае текущего года в «Роснефти» заявили, что планируют отказаться от реализации ВНХК. Первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров объяснил это налоговым маневром в нефтяной отрасли, поставившим строительство нефтеперерабатывающего завода на грань рентабельности. Кроме того, Федоров пожаловался на ручное управление правительством ценами на бензин, которые также значительно бы испортили экономику предприятия. После, правда, на сторону «Роснефти» встал Трутнев. «Если компания в результате расчета проекта получает отрицательный результат и не планирует реализацию проекта в данных налоговых условиях, значит, Минфину надо менять позицию», — пояснил полпред, добавив, что компания не совсем отказалась от реализации ВНХК. Все будет зависеть от того, кто возьмет вверх в «битве» между «Роснефтью», Минфином и Минэнерго в вопросе налогового маневра.