Стремление придать образованию рыночный вектор и ориентировать его на требования бизнеса — это веление времени и непреложное правило системы отношений «деньги–товар»: никто не будет платить за то, что ему не нужно, да и производить то, что не находит спроса, — бессмысленно.
В новых реалиях задачи и ответственность власти — вовремя обнаружить, осознать и оценить актуальность, размах и остроту проблемы в ее исторической данности, создать необходимую законодательную базу. Это делается. Следующая ступень — от государства нужна обоснованная оценка тенденций спроса, перспектив развития науки и развития производства, предельно объективная, непременно критическая оценка состояния образования в стране и каждом регионе, его реальных возможностей, в т. ч. и научно-педагогического потенциала.
Задачи и обязанности бизнеса — предельно грамотно и объективно определиться со своими потребностями, сформулировать запрос, понять степень его устойчивости «в пространстве и во времени», обозначить параметры финансово-экономических и социальных условий его приобретения и взять на себя обязательства «выкупа» данного заказа. Выпускники вузов должны не только ощущать возможность, но и иметь гарантии трудоустройства.
Задачи и обязанности системы как высшего, так и среднего профессионального образования — быть в состоянии подготовить выпускников с квалификацией, соответствующей заказу бизнеса и времени, реагируя на динамику изменений запроса во временных рамках процесса подготовки; гарантировать качество подготовки выпускников в соответствии со спросом, в установленные сроки.
Необходимо априори оговорить все «правила игры», обеспечить устойчивые связи и взаимодействие трех основных сторон с гарантированной обратной связью и оперативным коррелирующим реагированием на изменяющиеся обстоятельства. Словом, должна быть живая, динамичная и управляемая система.
В контексте этой системы становится важным и развитие дополнительного образования. Каждое учреждение дополнительного образования считает важным быть востребованным, быть полезным для экономики региона в целом и каждого отдельно взятого человека в частности. При этом я считаю принципиально важным то обстоятельство, что оно не может противоречить дошкольному, общему или профессиональному образованию, превалировать над ними или, напротив, преуменьшать собственную значимость. Все виды образования должны быть одинаково качественными и доступными.
Дополнительное образование — это не самостоятельная система, а один из элементов обучения, цель которого — дальнейшее практическое применение полученных навыков и компетенций.
Принципиально важным в этой парадигме является совместный поиск членами профессионального сообщества новых инструментов построения системы дополнительного образования, механизмов ее гибкой интеграции в общую цепочку получения знаний и навыков. Чем раньше поймут это участники образовательного рынка, тем быстрее они смогут встроиться в новые экономические и образовательные отношения и определить собственные конкурентные преимущества.
На мой взгляд, главная цель современного образования должна заключаться в увеличении вклада самой системы в рост конкурентоспособности страны в целом и Приморского края в частности. Она может быть реализована лишь в том случае, когда будут созданы все условия для развития способностей каждого в Приморье, а также в обществе будет сохранена консолидирующая роль системы образования.
В настоящее время в регионе многое делается для этого. Спектр компетенций, в которых нуждается регион, с каждым годом расширяется. Появляются новые требования и стандарты, и, чтобы остаться на рынке, нужно им соответствовать. На сегодняшний день только у нас обучилось более 100 тыс. человек по более чем 150 образовательным программам. Их количество растет с каждым годом. В том числе и по запросу бизнес-сообщества. Мы заинтересованы в том, чтобы те знания, которые мы даем, помогали приморским предприятиям успешно функционировать на рынке.
Но стремиться к получению новых компетенций — значит стремиться быть в тренде, отвечать на вызовы времени. Поэтому перед образовательными учреждениями встают актуальные запросы по новым образовательным программам. Им также придется быть готовыми повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Впрочем, этому предстоит учиться их нынешним и потенциальным клиентам.