Пересекая границу. Как не терять деньги, торгуя с АТР

Любой может наделать ошибок
фото: primpress.ru |  Пересекая границу. Как не терять деньги, торгуя с АТР
фото: primpress.ru

Внешнеэкономическая деятельность, в том числе международная торговля, стала одним из основных видов бизнеса в Приморском крае, и ее объемы уверенно растут: по данным департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края, в 2018 г. внешнеторговый оборот края в денежном выражении составил 7732,6 млн долларов США, что почти на 9% больше показателя 2017 г. В настоящее время без китайских, корейских и японских комплектующих, материалов, оборудования не обходится ни один строительный или производственный проект.

Ключевую роль в обеспечении бесперебойных экспортных и импортных операций играет таможенная служба. Условия и требования при перемещении товаров через границу часто меняются. Столкнувшись с незнакомыми таможенными правилами, компания — новичок во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — может наделать ошибок и рискует потерять прибыль или ввозимый товар.

В сфере ВЭД действуют компании, специализирующиеся на услугах по обеспечению и сопровождению таможенных процедур — таможенные представители, которые помогают импортерам оптимизировать расходы и улучшать логистику. Более того: зная специфику рынка иностранных поставщиков, они часто выступают в роли посредников при продажах и закупках.

Одна из таких эффективно работающих в сфере ВЭД приморских компаний — «СДМ-Групп», генерального директора которой Дмитрия Мельникова KONKURENT.RU попросил рассказать о деталях и подводных камнях внешней торговли.

— Дмитрий Петрович, расскажите, чем занимается ваша компания?

— Сфера деятельности ООО «СДМ-Групп» достаточно обширна — международные грузоперевозки, закупка товаров и доставка клиенту по договорам поставки, консультации по вопросам таможенного, налогового, административного и уголовного законодательства.

Одной из основных услуг, оказываемых нашей компанией, является таможенное оформление товаров. В группу компаний входит ООО «СДМ-БРОКЕР», которое является официальным таможенным представителем — специализированным участником ВЭД, который совершает любые таможенные операции в интересах клиента, и внесено Федеральной таможенной службой в соответствующий реестр.

Основной таможенной процедурой является выпуск товаров для внутреннего потребления. Но кроме нее есть множество других — экспорт, реимпорт, реэкспорт, временный ввоз, временный вывоз, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, свободной таможенной зоны, уничтожения, отказа в пользу государства. У каждой своя специфика.

— Что конкретно делает таможенный представитель?

— Получив от клиента информацию о товаре, таможенный представитель классифицирует товар. В зависимости от кода товара определяется ставка таможенной пошлины и НДС, а также наличие антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин. Определяется, какие запреты и ограничения на ввоз (или вывоз) действуют в отношении товаров.

Далее таможенный представитель сообщает, какой перечень документов необходим для выпуска товаров. К ним относятся транспортные документы (морской коносамент, транспортная накладная, авианакладная), коммерческие документы (внешнеторговый контракт, спецификация, приложение к контракту, инвойс, упаковочный лист), сертификаты и ряд других.

После подачи таможенной декларации он готовит специфические таможенные документы (КДТ, ДТС и др.), участвует в проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра, работает с досмотровым подразделением таможенного поста, с тальманами склада, экспедиторами, грузчиками. Работа с таможенными органами включает в себя и процедуры обжалования их действий и решений.

— Чем ваша компания отличается от других таможенных представителей?

— Ни для кого не секрет, что в сфере ВЭД значительную нишу занимают «серые брокеры». Их деятельность узко специализирована, обычно они оказывают услуги по одной таможенной процедуре (выпуске в свободное обращение), охватывают небольшую номенклатуру товаров, но не могут помочь в преодолении запретов и ограничений — например, сертификации продукции и мер таможенно-тарифного регулирования, лицензирования.

— Каковы современные требования, предъявляемые таможенной службой к операциям импорта товаров на территорию России?

— В соответствии с таможенным законодательством при ввозе и вывозе товаров применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения.

Перечень импортируемых видов продукции, которые необходимо сертифицировать, включает автотранспорт, запчасти, детские товары, продукцию легкой промышленности, продукты питания, машины и оборудование и многое другое — в целом, эти товары составляют больше половины всего объема импорта. Наша компания следит за тем, какие товары подлежат сертификации, и оказывает услуги по её организации.

— Что такое сертификация и кто ее проводит?

— Сертификация — это подтверждение соблюдения требований безопасности к продукции. Она бывает двух видов: получение сертификата соответствия и декларации соответствия, в зависимости от вида товара. Для этого проводятся лабораторные исследования, на основании заключения которых делается декларация или сертификат. Для исследований ввозятся пробы и образцы продукции. Таможенному органу нужно представить копию договора с аккредитованным органом по сертификации (лабораторией) и (или) письмо такого аккредитованного органа, подтверждающее необходимое для этих целей количество (вес, объем) ввозимых проб и образцов.

До последнего времени таких лабораторий было много, часть из них существовала только на бумаге, часть работала без оборудования, сертификаты делались «на коленке», что дискредитировало эту работу. Сейчас Росаккредитация проводит проверку этих лабораторий, многие из них закрываются, а полученные в них сертификаты аннулируются. Мы работаем с теми, кто прошел проверку, и помогаем нашим клиентам найти надежную лабораторию, сертификация которой не будет оспорена. Ввоз проб и образцов осуществляет сам импортер, но «СДМ-Групп» оказывает услуги по ввозу таких товаров, их таможенному декларированию, самому процессу сертификации и использования полученных результатов для ввоза коммерческой партии товаров.

— Что происходит дальше?

— После получения разрешительных документов изготовитель или импортер должен нанести на свой товар маркировку, а также единый знак обращения продукции на рынке Евразийского экономического сообщества (знак «ЕАС»). Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или на товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Если ее нет, импортеру отказывают в выпуске продукции. Но он может поместить товары под так называемый «условный выпуск» на склад на срок до 45 суток, в течение которых его нельзя использовать и перепродавать. За это время нужно получить сертификат и представить его в таможню, после чего товар может быть выпущен в продажу. В таком случае импортер должен одновременно с таможенной декларацией представить договор со складом и заявление в таможенный орган с изложением мотивированных причин.

Многие компании не успевают за это время провести сертификацию. При хранении товара под условным выпуском свыше 45 дней он или должен быть перемещен на таможенный склад, который есть далеко не везде, или реэкспортирован. Это плохой сценарий для импортера. СДМ помогает своим клиентам избежать таких сценариев: мы разъясняем, как и на какие элементы товаров и упаковки наносится маркировка, какие сведения она должна содержать.

В целом наша компания предоставляет клиенту весь пакет услуг по сертификации, ему не нужно бегать по лабораториям и складам, достаточно только заключить договор на сопровождение по получению сертификата.

— Вы говорили, что ваша компания оказывает широкий спектр услуг. Что еще вы можете предложить потенциальным клиентам?

— Я бы еще отдельно отметил, что мы осуществляем международные грузоперевозки всеми видами транспорта. Для Владивостока наиболее востребована перевозка грузов морскими судами, преимущественно из портов Китая. В дальнейшем большая доля грузов отправляется заказчикам по железной дороге и автомобильным транспортом в любую часть России. На втором месте по объемам — автоперевозки через пункты пропуска в Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях. И некоторая доля наших доставок осуществляется авиа- и железнодорожным транспортом.

Конкуренция между перевозчиками высокая. Зная их сильные и слабые стороны, мы можем предложить для клиента наиболее выгодные для него условия. Вообще, мы не ограничиваемся международными грузоперевозками только из КНР через Дальний Восток России, а доставляем грузы из различных стран, через порты Новороссийска, Санкт-Петербурга, а также автомобильным транспортом из стран Европы.

— Насколько нам известно, не так давно ваша компания вышла на китайский рынок — расскажите, чем вы будете заниматься?

— Уже более двух лет мы работаем с рядом иностранных партнеров в Китае. Знание специфики работы китайских компаний в сфере ВЭД дало нам возможность развивать дополнительные услуги, результатом явилось открытие в июле 2019 г. офиса в Шанхае. Мы осуществляем в Китае сюрвейерский надзор, поиск товаров и оборудования под потребности клиентов, посредничество в проведении переговоров, развиваем экспортное направление, наши китайские партнеры помогают разобраться с обычаями делового оборота и с законодательством КНР. Такие отношения позволяют согласовывать с китайскими заводами более низкие цены и иметь другие преимущества.

— Поясните, что означает «сюрвейерский надзор»?

— Это инспекция грузов при погрузке, взятие проб для лабораторных исследований, инспекция грузов перед отгрузкой, проверка состояния упаковки и маркировки, инспекция и контроль условий складирования, хранения груза. У производителя обычно есть рекомендации для клиентов по упаковке груза, его хранению, креплению, перевозке и есть стандарты допустимых потерь при этих операциях.

— Чем ваши услуги по поиску товаров в Китае для российских покупателей привлекательнее, чем у других исполнителей?

— Мы проводим как поиск в КНР товаров для российских компаний, так и в России для китайских. Для нас это расширение пакета услуг, мы хотим, чтобы наши клиенты не искали исполнителей в разных местах, а могли обращаться сразу к нам. Это уже не таможенная, а чисто закупочная деятельность. Мы можем искать товары как на агрегаторах типа «Алибабы», так и через наших китайских партнеров, у которых есть наработанная репутация и связи.

— Что означает посредничество в проведении переговоров?

— Очень часто клиенты сами не в состоянии договориться с китайскими производителями по причине незнания языка или менталитета. Часто бывает, что русские покупатели не могут получить инвойс от китайского производителя и детальное описание продукции, которое выходит за рамки стандартной информации на сайте производителя, а также более выгодную цену на продукцию.

Важно учитывать китайский деловой этикет: поскольку мы находимся с китайскими партнерами в постоянных переговорах, у нас сложились с ними доверительные отношения. На сугубо деловом уровне общения ты получишь от них только стандартные условия. Если начинаешь общаться лично, установишь дружеские отношения, — тебе уже дают другую цену, готовы идти на уступки, проще вести бизнес. Китайцы позитивно реагируют на внимание, на помощь, это все окупается.

Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...