Владивосток переживает ренессанс книготорговли. Сразу три магазина «Читай-город» (принадлежит группе «ЭКСМО») открыли в новоиспеченной столице ДФО в последнее время. Продолжают существовать и старые приморские точки по продаже «кораблей мысли». Охота за интересными печатными словами идет по нарастающей, но не слишком активно. Книготорговля в Приморье живет по своим неписаным законам.
В последние несколько лет книжный рынок достиг пика насыщения по количеству наименований и по тиражам и рос только в денежном выражении. Некоторый рост обусловлен как инфляционными составляющими, так и увеличением стоимости книг.
«Стоимость печати 500 книг обходится в не менее чем 75,5 тыс. рублей, то есть один экземпляр оценивается примерно в 151 рубль. Накрутка автора при продаже составит от 5 до 10%. Чтобы выйти в минимальную маржу, в конечную цену продукта книжный магазин закладывает все сопутствующие расходы: транспортировка, зарплата сотрудникам, ЖКХ и так далее. В результате цена книги увеличивается многократно», — сообщили в одном издательстве.
«Высокая ценовая политика связана с зарплатой продавца (15–19 тыс. рублей в месяц), арендой площадей, логистикой и прочими расходами. Наценка составляет от 50 до 60% на стоимость, установленную издательством», — приводит расчеты Татьяна Байкова, коммерческий директор ОАО «Приморский торговый дом книги».
Для того чтобы держаться на уровне рентабельности, местные магазины работают практически по одной и той же схеме. Исходя из целевой аудитории делается акцент на каком-то из направлений литературы. Наиболее перспективной клиентурой являются школьники и их родители, а также студенты. Соответственно, наиболее популярное и прибыльное направление — это учебники. В периоды, когда спрос на обучающую литературу в силу объективных причин снижается, книготорговцев выручает канцелярия и не только.
«Небольшой магазин площадью 30 кв. метров я открыл в спальном районе Владивостока, рядом жилые дома, школа. Мои потенциальные покупатели — это дети, подростки и даже их родители, проживающие в ближайших домах и обучающиеся в школе по соседству, — рассказал Алексей П., владелец небольшого книжного магазина во Владивостоке. — Я ориентируюсь на клиентов, которые покупают преимущественно развлекательную литературу, в том числе и комиксы, на которые я сделал ставку. В выбранном районе конкурентов у меня нет. И даже при таком раскладе мой бизнес суперпривлекательным назвать не могу. Судите сами. Средняя заработная плата продавца составляет 15 тыс. рублей, нанять уборщицу — еще десятка. Поэтому сам стою за прилавком и убираю помещение, экономия — 25 тыс. рублей. Постоянные мои затраты (налоговые отчисления, коммунальные платежи, закупка товара, расходный материал, аренда) — около 150 тыс. рублей ежемесячно. При этом чистый доход составляет в разное время от 30 до 50 тыс. рублей в месяц. Это, конечно, не много, но зато ни от кого не завишу».
Бич книжной торговли — аренда торговых помещений и уход покупателей в Интернет. «Аренда площадей во Владивостоке стоит от 1,5 до 3,5 тыс. рублей за 1 кв. м, — говорит Татьяна Байкова. — Кроме аренды приходится платить дополнительные взносы. Так, один из наших книжных магазинов расположен на 3-м этаже «Малого ГУМа», но многие покупатели, приходящие в торговый центр, об этом не знают. Чтобы разместить на входе вывеску с четырьмя словами: «Книги на третьем этаже», арендодатель запросил к аренде дополнительные 10 тыс. рублей ежемесячно. Установить штендер еще дороже — 24 тыс. в месяц. Если мы это сделаем, то такие дополнительные расходы будут компенсироваться за счет повышения цены на книги. При этом нашей прибыли не хватает даже на ремонт торговых точек. В этой связи без сопутствующих товаров магазин не выживет».
Фактически на местном рынке отсутствует конкуренция. Магазины не рискуют заказывать художественную литературу в большом ассортименте, опасаясь, что дальнейшая реализация может надолго затянуться, а вложенные деньги зависнут в воздухе. Хотя для продажи классики или современной литературы пытаются искать особые подходы.
«Маркетинг — важная составляющая в успешном ведении бизнеса, — говорит Татьяна Байкова. — Возьмем филиал магазина в пгт Ярославском Хорольского района. Несмотря на то, что это единственный магазин такого формата в поселке с почти 9-тысячным населением, планы по продажам не выполняются. Так, в августе (а это самый лучший месяц для продаж) продавец сделала выручку вместо запланированных 300 тыс. в 260 тыс. рублей. В другие месяцы магазин приносит не более 150–160 тыс. рублей ежемесячно. Из этих денег «Приморский торговый дом книги» забирает 40%, остальное отдаем издательствам. Теперь посчитаем. Из оставшихся условных 46 тыс. рублей мы должны заплатить зарплату продавцу, водителю, грузчику, товароведам, оплатить доставку книг из Владивостока и аренду. Что остается в итоге? Как видите, речь явно не идет о высокой рентабельности. Своим продавцам, торгующим в небольших населенных пунктах, мы рекомендуем проявлять инициативу, самостоятельно поднимая уровни продаж. В частности, приводить встречи со школьниками, рассказывать им о книгах, пожилым людям предлагать издания о садоводстве, огороде, вязании, кулинарии, молодым мамам — о детях. Именно в таком понимании книжный магазин должен быть просветительским центром, чтобы не выпасть из коммерческого поля. Со своей стороны мы организуем встречи детей с нашими приморскими писателями, создавая книжному магазину имидж и прививая интерес к книге у юного поколения».
«Чтобы возродить интерес молодежи к книге, нужно возрождать культуру чтения, в частности вводить библиотечные уроки в школах, — считает Анжела Шамрай, директор муниципального казенного учреждения «Центр по культуре, работе с детьми и молодежью Ярославского городского поселения». — Чтобы привлечь ребенка к книге, объяснить, в чем ее конкурентоспособность Интернету, необходимо учить его работать с книгой, а ведь это гораздо сложнее, чем пользоваться Всемирной сетью. Молодежь не читает потому, что когда-то мы сами отучили читать их родителей. А все начинается с семьи».
Пока старожилам книжного рынка удается держаться на плаву. Однако понятно, что времена меняются, а спрос на книги в стационарных торговых точках не столь высок. Многие заказывают литературу через Интернет, иные и вовсе отдают предпочтение электронным книгам. Эти тенденции в последние годы вели к закономерным процессам — закрытию целого ряда известных сетей. Для Владивостока, города, где книжные магазины — чуть больше, чем просто торговые точки, а скорее хранители духа, такое всегда болезненно. Значит, книготорговле надо искать новые пути поддержания покупательского интереса.
КОММЕНТАРИЙ
Михаил Иванцов, генеральный директор объединенной розничной сети «Читай-город» — «Новый книжный» — «Буквоед» (из интервью «Новому проспекту»): «У книжных магазинов как у отрасли есть фундаментальная роль — точка входа в категорию. Например, люди вспоминают о том, что любят есть, по три раза в день, а вот о том, что любят читать, — не так часто. Книжный магазин сам по себе является рекламой. Люди идут, видят книжный: «О! Мы же читать любим, надо зайти!» Поэтому процент импульсных покупок в книжном магазине очень высок. В этом главное отличие от онлайн-покупок. Офлайн вообще хорошо работает там, где высок процент импульсных покупок. Я часто говорю об этом тем, кто меня спрашивает: «Когда же умрет бумажная книга?» И многие припоминают, что, действительно, зашли как-то в книжный с семьей, а вышли с кучей книг. Так это и работает.
Что касается электронной книги и онлайн-магазинов, то Интернет позволяет делать что-то удобнее и дешевле, но он не является точкой входа. Поэтому одна из задач, которую, в частности, мы ставим себе в процессе обновления концепции сети «Буквоед», — сделать хорошее пространство, куда людям захочется прийти, комфортно провести время и в результате уйти с покупкой. Вторая задача, над которой работаем постоянно, — создавать хороший ассортимент и продвижение. У нас есть отдел, который очень внимательно изучает большое поле литературы. В онлайне и офлайне мы работаем с рекомендациями, ищем что-то интересное и доносим это до читателя. В итоге та или иная книга начинает продаваться существенно лучше. Еще в доинтернетовские времена мы находили никому не известных авторов, знакомили с ними аудиторию, после чего тиражи их книг увеличивались в разы. Это важно — что мы можем выполнять экспертную функцию и доносить эту компетенцию до людей».