За очистку Владивостока от некачественной наружной рекламы взялся полпред в ДФО Юрий Трутнев. Во время своего последнего громкого проезда по улицам и дорогам столицы Дальнего Востока вице-премьер дал эпохальное поручение — сделать город красивым, как в Москве. Что теперь будет со всеми этими билбордами, брендмауэрами, суперсайтами, пилонами, растяжками и прочими сооружениями, замусоривающими информационную среду Владивостока? Этот и другие вопросы KONKURENT.RU задал Татьяне Шаховой, начальнику управления наружной рекламы и информации мэрии.
— Татьяна Дмитриевна, на одном из заседаний Думы Владивостока было принято решение и повышении тарифов за размещение рекламных конструкций. Большие суммы теперь будете требовать?
— В городе действует муниципальный правовой акт, которым определены условия использования имущества для размещения рекламных конструкций, в том числе тарифы оплаты. Их размер зависит от формата рекламной конструкции, ее площади и зоны размещения. Согласно МПА, размер оплаты по заключенным договорам может быть изменен не более чем на величину индекса потребительских цен. При этом расценки подлежат ежегодной индексации.
— Всего-то? Ну а доля «наружки» в бюджете городского округа хоть повышается?
— Если в 2013-м доходы в бюджете Владивостока от размещения рекламных конструкций составляли 28 млн рублей, то в 2019 году городская казна уже получила чуть более 35 млн рублей.
— От 1051 рекламной конструкции, которые вписаны в официальную схему размещения, не слишком уж и много. Или места не все заняты?
— Что касается мест для установки рекламных конструкций на территории города, то в отношении большей части предусмотренных в схеме уже прошли определенные процедуры, а именно проведены торги и с победителями заключены договоры сроком в основном на 10 лет. К слову, схема размещения конструкций разработана и утверждена правовым актом администрации Приморского края. Что касается тарифов, то они утверждены Думой Владивостока.
— Вопрос, который волнует уже всех. Будет ли сокращаться количество мест в схеме размещения? Ведь именно такое поручение дал Юрий Трутнев. Более того, даже привел в пример Москву. Как теперь будете выходить из положения?
— В Москве есть нормативно-правовой акт, и он в большей степени касается информационных конструкций (вывесок). Это важно понимать, потому что в зависимости от того, какая это конструкция, к ней предъявляются те или иные требования. Главное — меры ответственности за нарушение этих требований.
Так вот: есть рекламные конструкции и есть вывески. Чем они отличаются между собой: вывеска размещается там же, где сама организация, — на фасаде здания, над окнами, над входом в занимаемое помещение. И на этой конструкции, на вывеске, размещается наименование организации, перечень услуг, оказываемых в данной организации, или товаров, часы работы — и не более того. А рекламная конструкция содержит информацию, которая направлена на продвижение объекта, рекламирование, формирование к нему интереса, продвижение его на рынке. В соответствии с этим абсолютно разные требования, даже разные нормативно-правовые акты и уровень регулирования.
— Однако в Москве, если верить Трутневу, полный порядок с наружной рекламой. Чего не скажешь о Владивостоке…
— Возможно, впечатление и эстетику портит изобилие ярких вывесок, афиш.
— Но если верить часто просачивающейся официальной информации, их становится меньше.
— Их и правда становится меньше, город стал чище. Всего с начала 2019 года во Владивостоке демонтировано более 6 тыс. рекламных объектов, установленных самовольно. Среди них афиши, рекламные баннеры и растяжки. А если сравнивать с 2016 годом, среда обитания конструкций в городе изменилась кардинальным образом. К слову, жители Владивостока нам очень помогают в этом вопросе. Они нам все чаще звонят и спрашивают о законности той или иной конструкции, сообщают о фактах установки рекламной конструкции, вывески. Специалисты нашего управления оперативно выезжают на место и в случае установления факта размещения незаконной конструкции, в зависимости от того, какое предназначение у объекта — для размещения рекламы или информации — уже принимают соответствующие меры.
С 2015 г. полномочия в сфере наружной рекламы на территории города осуществляются администрацией Приморского края. Сейчас ситуация изменилась, и с 1 января 2020 года полномочия перешли на уровень органа местного самоуправления, то есть в администрацию Владивостока. Считаю, что это правильное решение, оно поможет нам наиболее эффективно и в короткие сроки выявлять незаконные рекламные конструкции и принимать к ним соответствующие меры, в том числе осуществлять их демонтаж.
— Сколько в среднем в месяц вы демонтируете незаконных рекламных конструкций?
— Все зависит от сложности проведения работ, на которые влияет размер рекламной конструкции и ее месторасположение, а также количества автотранспорта, препятствующего подъезду спецтехники. Кроме того, очень часто в момент демонтажа владельцы конструкций сопротивляются, и нам приходится вызывать органы правопорядка. Если беспрепятственно можно подойти к конструкции, нет припаркованных машин и въезд не ограничен, то за один выезд можем демонтировать порядка 20 рекламных конструкций.
Нужно понимать, что демонтаж — это весьма громоздкая процедура. Владельцу незаконной конструкции дается время, чтобы он самостоятельно убрал объект. Если он никак не реагирует, то действуем своими силами, вернее, силами муниципального бюджетного учреждения «Содержание городских территорий» за счет средств местного бюджета с последующим взысканием с владельца рекламной конструкции расходов, понесенных в связи с демонтажом и хранением рекламной конструкции. Сначала проводим досудебное урегулирование спора: направляем владельцу требование о возмещении расходов и в случае неисполнения обращаемся в суд.
— А что вы делаете с демонтированными конструкциями?
— Конструкцию отвозят на склад временного хранения, где она хранится не более полугода. Любой владелец вправе забрать объект, оплатив все расходы. Через шесть месяцев объект утилизируется.
— Кто же осмелится приехать, зная, что ему грозит?
— Мне кажется, что владелец сам должен быть заинтересован в том, чтобы быстрее забрать свою конструкцию со склада, оплатив необходимые расходы. За каждый день хранения начисляется определенная сумма, то есть чем больше по времени она хранится на складе, тем большую стоимость владельцу придется заплатить. В конечном итоге оплата за демонтаж и хранение может превысить цену самой рекламной конструкции.
— Согласно городским Правилам благоустройства, рекламные конструкции и вывески должны соответствовать архитектурному облику сложившейся застройки и не портить внешний вид Владивостока. Как вы определяете гармоничность места для «вписывания» наружной рекламы?
— Управление наружной рекламы и информации рассматривает дизайн-проект с точки зрения соответствия Правилам благоустройства: размер, количество вывесок, их место размещения на фасаде здания. С архитектурной составляющей разбирается управление градостроительства и архитектуры. Именно специалисты указанного управления определяют, насколько гармонично вписывается вывеска в архитектурный облик, рассматривают ее на соответствие стилистике здания, на котором она размещается. Потом по результатам двух управлений принимается решение. Из основных рекомендаций: предпочтительнее, чтобы вывеска была выполнена из отдельных объемных элементов с подсветкой, без использования подложек. Это смотрится современно, легко и «не перегружает» фасад здания, не закрывает его архитектурные элементы.
Возвращаясь к вопросу о Москве. Огромное количество вывесок во Владивостоке приведены в соответствие с требованиями, многие теперь размещаются на основании согласованных дизайн-проектов. И, на мой взгляд, все это уже смотрится аккуратно и органично. По крайней мере, по сравнению с 10-летней давностью.
— Но все-таки поручение Трутнева есть. Существует ли в администрации Владивостока в связи с этим план по корректировке стратегии рынка наружной рекламы?
— Безусловно, сейчас прорабатываются различные варианты, направленные на улучшение внешнего облика города, что не может не затронуть размещение вывесок и рекламных конструкций, в том числе законно установленных.
Кроме того, по поручению главы Владивостока Гуменюка О. В. при администрации города создана рабочая группа, основной целью которой является выработка совместных решений по вопросам, связанным с размещением рекламных конструкций и вывесок, оформлением внешнего вида фасадов зданий, в том числе определением единой концепции, разработанной с учетом архитектурного облика сложившейся застройки. В рабочую группу вошли как представители администрации города Владивостока, Приморского края, Думы г. Владивостока, так и представители Общественной палаты Приморского края и бизнес-сообщества. Только совместно можно решить этот вопрос. Если говорить о каких-то планах, есть уже общее понимание о сокращении количества рекламных конструкций. Так что визуально вид Владивостока должен меняться, и мы будем к этому подходить комплексно.