2019-12-23T10:20:40+10:00 2019-12-23T10:20:40+10:00

Олег Кожемяко: «Обеспечение стабильности – сложная задача»

primorsky.ru |  «Обеспечение стабильности – сложная задача»
primorsky.ru

Глава Приморья Олег Кожемяко провел встречу с руководителями СМИ Приморья, где подвел итоги года своей работы. Основной акцент — краевая власть создает условия для устойчивого развития, дает целеполагание муниципалитетам, бизнесу и обществу, куда двигаться и как расти. Какие-то задачи уже удалось решить, немало предстоит сделать.   

 Олег Николаевич, как известно, вы единственный губернатор, имеющий опыт управления четырьмя регионами. Все они дальневосточные, но все-таки они разные. В моем представлении Корякия — это совершенно дикое место, Амурская область вызвала у меня тоску своей равнинностью уже при первом взгляде из иллюминатора, Сахалин – остров со своей историей. В родном Приморском крае, который мы считаем жемчужиной Дальнего Востока, вы проработали губернатором год. В чем сильнее всего проявляются различия регионов между собой, допустим, с точки зрения уклада жизни людей, их психологии, и в чем Приморье безусловный лидер, территория будущего? А что, как вы видите опытным взглядом, в нашем крае хуже развито, чем у соседей по округу?

— На Дальнем Востоке люди одного склада, чьи деды, прадеды пришли осваивать новые земли. Все мы генетически не боимся трудностей, живем в непростых условиях, отдаленно от центра. Если говорить принципиально…  

В 2004 г. я оказался в Корякии в должности вице-губернатора. Территория в два раза больше Приморского края, нет дорог между 30 населенными пунктами, в каждый осуществляется северный завоз. Потом было поручение возглавить этот округ. Причем в то время, когда произошло землетрясение, несколько тысяч человек оказались без крова при температуре минус 23. Всего лишь за год мы справились, сдали в эксплуатацию 30 тыс. кв. м жилья с пожарным депо, больницей, социальной инфраструктурой.

Амурская область - житница Дальнего Востока. Там я почерпнул богатейший опыт в развитии сельского хозяйства: именно там формировались крупные комплексы, где выработана система агротехнологии, качественного получения продуктов, высоких урожаев, подбора кадров.

Сахалинская область – один из высокообеспеченных регионов страны, но так было не всегда. Там мы взялись за проблему благоустройства городов и поселков. Каждый год по 15% дворовых территорий приводили в порядок, ставили площадки.

Я о чем? Мы живем, казалось бы, в одном макрорегионе, но проблемы везде свои. Поэтому сравнивать их нецелесообразно и неправильно. Но полученный опыт я, конечно, применяю в Приморье.

 Когда вы пришли в Приморский край, была тяжелая выборная кампания. Лично для вас какой «человеческий итог» прошедшего года? Что было самым важным?

— Прежде всего, в Приморье целые социальные группы не видели перспектив решения своих вопросов. Например, обманутые дольщики. Что сейчас? Долгострои сдаются в эксплуатацию. А дети-сироты, у которых появилась надежда спустя многие годы? На сегодняшний день мы уже обеспечили жильем около 700 сирот.

Далее. Структурировали работу по ликвидации угольной пыли в Находке, которая гремела на всю страну. Занимаемся «Бором», взялись за Михайловскую птицефабрику, которая уже приняла 150 человек на работу. Это градообразующие предприятия. Проблема в том, что путь восстановления сложен с точки зрения юридической составляющей. Но мы ищем выходы и не говорим людям: «Это ваши проблемы».

Что было раньше? Вопросы не решались годами, более того – они накаляли обстановку в обществе. Различные политические деятели использовали ситуацию в своих интересах. И никто не предлагал решения. Очень удобно.

Обеспечение стабильности – сложная задача. Легче всего с позиции обывателя критиковать власть, но именно стабильность дает уверенность в будущем. Давайте приведем аналогию: все были недовольны Леонидом Брежневым, хотели перемен. Пришли к перестройке, затем – к потере государства. До начала 2000-х годов отсутствовали пенсия, соцгарантии, зато задолженность по зарплате – многомесячная. А во Владивостоке? К власти пришли организованные преступные группировки. Началась точечная застройка, каждый мэр начал выписывать столько земли, сколько хотел. Фактически были ликвидированы районные администрации. Мы изменили ситуацию, система управления восстановлена. Более того, городу делегированы столичные полномочия, выделяются средства по различным госпрограммам. В итоге Владивосток постепенно меняется и в социальном, и в инфраструктурном, и в экономическом плане.

 Но проблема в том, что не каждый, кто присмотрел «лакомый кусочек» в городе и вознамерился возвести небоскреб рядом с домами, готов упустить эту возможность.

— Совершенно верно. Одно дело, если участок оформлен законным образом, не мешает городу  в архитектурном и градостроительном плане. Стройте ради бога. Но точечные застройки, которые сегодня появляются, не решают вопросы обеспечения жильем приморцев. И заверю: мы решим эти проблемы.

Однако особенно катастрофичная ситуация во Владивостоке складывается  с резидентами свободного порта. Льготные условия породили мошенников. Пишешь заявление, готовишь бизнес-план, и все. Но город вместо налогов получает забор. А потом резидент продает «компанию». Таких «предпринимателей» - около тысячи. А это, задумайтесь, около 8 млрд рублей, которые могли бы пойти в казну города! Сейчас нами инициируются специальные поправки в федеральное законодательство  по этому поводу. Что касается уже розданных гектаров земли, то часть территории узаконена. Думаю, мы шаг за шагом разберемся с тем, кто что там строит.

 Какие основные направления вы видите для развития экономики края?

— Есть договоренность с Газпромом, что позволит 2021 г. выпускать СПГ для отдаленных районов. Надеюсь, заработает Находкинский завод минеральных удобрений и газ туда придет.

Хорошая перспектива – туризм. Как сфера, которая дает возможность заработать точкам общественного питания, транспорту. Это мультипликативный эффект. Многое предстоит сделать в этом направлении, как то — сохранить старинную архитектуру. Сложная работа, потому что все площадки, которые активно посещают, находятся в чьей-то собственности.

Но главное — нужно расширять свои возможности. Чтобы иностранным туристам было что посмотреть, куда возвращаться. Мариинка – большой плюс туристам из Японии, Кореи. Мы подписали соглашение, чтобы открыть во Владивостоке постоянно действующий филиал Эрмитажа. Уже в этом году по распоряжению президента у нас проведут Первый Международный Тихоокеанский театральный фестиваль. Приедут Пекинский национальный театр, Корейский национальный театр. Должно быть больше событийных мероприятий, доступных для людей. Это помимо важнейших инфраструктурных, социальных и высокорентабельных проектов, о которых и так всем известно.

Что касается свободного порта, территорий опережающего развития, то в Надеждинском, Михайловском районах идет строительство. Надеюсь, уже 2020-2021 гг. увидим проекты с реально вложенными инвестициями, рабочими местами. Рассчитываю, что и сельское хозяйство выйдет на более высокую степень переработки продукции, тем более что приняли соответствующие льготные законы на уровне региона. Мы должны создавать условия для развития экономики за счет инженерной инфраструктуры, создания комфортной среды для жизни, социальных объектов, современного образования, хорошего здравоохранения. Все это мы делаем в рамках субъекта Федерации.

На мой взгляд, прежде всего необходимо решить вопросы, связанные с демографией. Например? На сегодняшний день именно вопрос нехватки жилья является для Владивостока «тормозом», который приводит к оттоку населения. Город будет развиваться в направлении Надеждинского района, Артема. Это понятно. Наша задача за 2020 г. — подготовить проектно-сметную документацию, инженерные сети. Договориться с теми владельцами, у которых есть большие участки, где можно заниматься комплексной застройкой. Далее – создаем условия, чтобы люди могли взять ипотеку, купить жилье напрямую. Ну и, конечно, не забудем решать социальные вопросы.

 На днях Никита Анисимов, ректор ДВФУ, рассказал, что впервые за несколько лет 70 выпускников, у которых не педагогическое образование, пошли в школы. Вы считаете, заработали те меры, которые в течение года внедрялись по вашей инициативе?

— То, что они заработали, видно по цифрам, – 360 педагогов пришли в школы. Есть меры поддержки молодых специалистов, подъемные, доплаты к зарплате. Плоды эта работа уже приносит, но пока недостаточные. Будем создавать фонд оплаты труда, гарантированные ставки в системах образования и здравоохранения.

Важно следить и за тем, как реализуются принятые законы. К примеру, мы повысили расходы на питание школьников. Муниципалитеты провели аукционы, закупили продукцию подешевле, сэкономили деньги, которые, к слову, дал край. Но целесообразна ли экономия? Сейчас приводим чиновников в «трезвое» чувство. Приводим конкурсную процедуру к нормальному техническому восприятию. Например, кто на сумму предложит больше качественной продукции, в соответствии с нормами СанПиНа, Роспотребнадзора, тот и выигрывает. Разве это неправильно? Вообще разве можно экономить на детях?

 Один из минусов, которые многие отмечают, – отмена прямых выборов глав муниципальных образований. Мол, неуважение к жителям Приморского края…

— Когда самолет начинает набирать высоту и в это время еще делает вираж, то заваливается. Мне кажется, сегодня общество в Приморье, раскаленное предыдущими выборами, политической ситуацией, будет болезненно реагировать на неустоявшуюся систему координат власти. А на данном этапе нужен полноценный контроль на муниципальном уровне.

После Нового года я начну ездить по краю, смотреть, как население реагирует на местную власть, на поселковый уровень. Давайте двигаться шаг за шагом. Пока большинство мунобразований глубоко дотационные, и все денежные средства уходят не на решение задач благоустройства поселка и местного значения, а на содержание органов власти. Когда муниципальные власти заработают как следует, мы достигнем доверия людей, единого понимания целей и задач, вернемся к вопросу о прямых выборах. Нужно время. Не снимать же за каждую проблему мэра?! Так невозможно.

 Каким вы видите Владивосток и в целом Приморский край через 5, 10 лет?

— Владивосток – столица нашего края и всего Дальнего Востока, он должен быть комфортным для жителей. Хотелось бы, чтобы остался тот город, который мы помним с юности, чтобы сохранялся его исторический облик, но в то же время чтобы он выглядел современным. Чтобы ездил нормальный общественный транспорт, а в поликлинике можно было прийти и сразу получить помощь специалиста. Чтобы каждый получал образование, которое соответствует уровню развития нашей страны и близлежащих государств. Чтобы людям пожилого возраста было где отдохнуть, молодежи - где заниматься спортом. Туда мы и двигаемся.

 Частые жалобы из мунрайонов – состояние районных больниц. Как вы смотрите на решение данной проблемы? 

— Нет ни одного района, где я бы не посетил соцобъекты. Обязательно бываю в учреждениях здравоохранения и смотрю, что там нужно еще сделать. Сегодня качество здравоохранения в регионе и в целом по стране не на должном уровне, это всем известно. Но хорошо, что в случае с Приморьем и вообще Дальним Востоком помогает вице-премьер - полпред в ДФО Юрий Трутнев. В результате своих нормативных действий, соответствующих поручений со стороны полпредства проведена закупка медицинского оборудования, готовы предновогодние подарки учреждениям здравоохранения. Уже потрачены  на эти цели миллиарды рублей. Это важно и для населения, и для специалистов, которые работают в медицине. И скажу, что мы не бросим это, поскольку здравоохранение является той частью развития любого региона, которая определяет его состояние. То есть человек должен чувствовать себя защищенным.

 Трамвайное движение во Владивостоке, как известно, переживает не лучшие времена. Первый трамвай вышел на линию в 1912 г., пережил множество изменений и перестановок. Сегодня из созданных за годы советской власти трамвайных путей осталась только одна ветка – Минный городок – Сахалинская. И недавно в журналистских кругах родилась идея установить памятник владивостокскому трамваю. Вы поддерживаете данную инициативу? Тем более что есть даже экспонат, его только надо покрасить.

— Мэр Владивостока Олег Гуменюк уже интересовался моим мнением по этому поводу. Я поддерживаю проект. Вопрос только в том, как его реализовать. Ведь любая идея имеет свои технические и правовые тонкости. С юридической точки зрения здесь проблем не должно возникнуть, но меня волнует техническая сторона. На мой взгляд, на данном этапе можно запустить пока что экскурсионный маршрут.

Тем более что вы правы: трамваи - это не просто удобное средство передвижения, это часть истории и визитная карточка Владивостока. Они курсируют по приморской столице вот уже 107-й год. Долгие годы трамвай являлся главным общественным транспортом Владивостока, обеспечивая бесперебойную связь между районами. Об этом важно помнить.

 Будем ли работать 31 декабря?

— Я буду работать точно, как и те структуры, которые отвечают за жизнеобеспечение края. Главы муниципальных образований также. Важно, чтобы праздники прошли безопасно. Но считаю, что работодатели должны посоветоваться с коллективами и предоставить людям возможность выбора – отдыхать 28 декабря или 31 декабря. Особенно это важно для женщин. Им нужно сделать прическу, подобрать наряд, приготовить что-то – это целое мероприятие. Сотрудницы администрации Приморского края смогут уйти домой раньше по согласованию с курирующими вице-губернаторами и директорами департаментов.

 

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ