2004-07-20T15:30:00+11:00 2004-07-20T15:30:00+11:00

Лесная модернизация

В первом полугодии лесная отрасль Приморья продолжала наращивать объемы производства. По словам начальника управления лесным комплексом края Павла Корчагина, заготовка древесины увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5%, на 15% выросли объемы выпуска товарной продукции.

Вместе с тем значительная часть леса вывозится за рубеж пока в круглом виде, не перерабатывается в Приморье. Так, в прошлом году из заготовленных в крае более 4 млн куб. м древесины на экспорт ушло 2,3 млн куб. м. А переработано на месте из общего объема заготовки было всего чуть более 800 тыс. куб. м.

«Мы предпринимаем все меры для того, чтобы глубокая переработка более активно развивалась на территории Приморского края, — утверждает Павел Корчагин. — В начале июля администрация организовала региональную конференцию по проблемам и перспективам развития деревообработки. В ней принимали участие ведущие поставщики оборудования из России и зарубежных стран, руководители предприятий отрасли, члены ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса. Там мы еще раз четко определились, что экспорт леса в необработанном виде не имеет перспектив».

По мнению властей края, сегодня удачно складываются обстоятельства для развития лесоперерабатывающих мощностей. Наконец-то заработали лизинговые схемы, позволяющие приобретать самое современное оборудование. В последнее время помимо гигантов — ОАО «Тернейлес» и ОАО «Приморсклеспром» и входящих в их структуру компаний — деревообработкой начали активно заниматься приморские компании среднего уровня. В первую очередь это ЗАО «Чугуевские лесопромышленники», ЗАО «Лесэкспорт», даже на «Приморском ГОКе» — предприятии горнодобывающей отрасли — появился цех переработки леса. А в Спасске-Дальнем компания «Аралия» и вовсе занялась выстраиванием вертикально интегрированной структуры, в которую войдут несколько предприятий лесной отрасли.

Однако объемы переработки растут все же медленными темпами. Одна из причин этого, по мнению заместителя начальника управления лесным комплексом края Вячеслава Баландина, в том, что в России слабо развит внутренний рынок. Из-за высоких железнодорожных тарифов приморский лес не может конкурировать с продукцией западных регионов на московском, или, допустим, санкт-петербургском рынках. А ведь именно в Москве и Санкт-Петербурге потребность в лесе самая высокая. В этих городах расположены основные мебельные производства России, здесь более высокими темпами, по сравнению с остальной Россией, развивается строительство.

«Наши ближайшие соседи, прежде всего Китай, тоже не заинтересованы в том, чтобы инвестировать большие средства в лесоперерабатывающие мощности в Приморском крае, — уверен Баландин. — Ведь в таком случае мы будем возить к ним не сырье, а готовый продукт. Как следствие сами китайские предприятия отрасли лишатся дополнительных прибылей и рабочих мест».

По мнению специалистов, лесная отрасль нуждается в поддержке на федеральном уровне, для чего необходимо разработать соответствующую программу. Ведь сегодня лесозаготовители платят 24% налогов со стоимости каждого кубометра древесины. Причем речь идет о переработанном лесе. А в случае развития глубокой переработки налоги еще больше возрастут за счет появления у товара добавленной стоимости.

Здесь остро стоит вопрос о привлечении в отрасль инвестиций, для чего государство также должно создать условия. По мнению Павла Корчагина, для выпуска готовой продукции на сумму $100 млн необходимо инвестировать в модернизацию деревообрабатывающего оборудования $1 млн. А общую потребность лесной отрасли края в инвестициях он оценивает в $500-600 млн.

Пока же приходится выкручиваться в рамках той нормативно-правовой базы, которая существует в настоящее время. Как вариант наведения порядка в отрасли, стимулирования тех предприятий, которые занимаются глубокой переработкой леса, видится предоставление им приоритетного права на аренду высвобождающихся участков. В крае уже был один случай, когда в Рощинском лесхозе с частным предприятием не продлили договор аренды на участок леса. Был проведен конкурс, и участок перешел к Приморскому ГОКу. Причина проста: частник платил 87 руб. налогов с 1 куб. м, а ГОК — 500-600 руб., т.к. более активно занимается переработкой леса. Да и уровень зарплат на двух предприятиях был не сопоставим. При условии дефицита лесного фонда в крае такой путь представляется весьма действенным, хотя и нуждается в очень осторожном подходе. Рубить сплеча, не возобновляя договора со всеми мелкими арендаторами лесных угодий, нельзя.

А вот от проекта строительства целлюлозно-бумажного комбината в Приморье пришлось отказаться. Этот проект активно рассматривался в 1995-1996 гг., его стоимость составляла $400 млн. Дело в том, что для загрузки ЦБК необходимо 1,5 млрд куб. м технического сырья в год. Причем необходимо низкосортное сырье, которое в таких объемах в одном месте в крае просто не найти. Пришлось бы собирать древесину 3-го сорта по всему Приморью, а это сделало бы продукцию ЦБК «золотой» из-за дополнительных расходов. Или предприятие работало бы только на треть своей мощности. Иными словами, создание ЦБК в крае признано нерентабельным.

Дмитрий ХАБАЛОВ.