2020-02-01T08:46:16+10:00 2020-02-01T08:46:16+10:00

Юань рухнул

фото pixabay.com |  Юань рухнул
фото pixabay.com

Эпидемия коронавируса, унесшая более 200 жизней в Китае, покончила с укреплением юаня, которое продолжалось с сентября на новостях о заключении торговой сделки с адмистрацией Дональда Трампа. В то время как биржи материкового Китая закрыты из-за новогодних каникул, на офшорном рынке юань дешевеет с рекордной за полгода скоростью.

С отметки 6,86 юаня за доллар 20 января курс спикировал до уровня ниже 7 юаней 30 января, а на торгах 31 января обновил минимум за 6 недель - 7,003 юаня за доллар. Это почти на 10% ниже уровней, на которых крупную закупку китайской валюты для резервов сделал российский ЦБ. У Банка России, напомним, 67 млрд долларов вложено в юань. Из них две трети (44 млрд долларов) было приобретено во втором квартале 2018 г., когда курс колебался между 6,2-6,4 за доллар.

Трейдеры рынка опционов ставят на дальнейшее укрепление доллара - индикатор разворота риска по одномесячным опционам на курс американской валюты к юаню находится на самом «бычьем» уровне за пять месяцев, отмечает Bloomberg. Хотя последствия для китайской экономики еще до конца не ясны, уже очевидно, что «изменение ожиданий в отношении юаня будет все сильнее отражаться на движении капитала в мире и рынках», говорит управляющий директор TCW Group в Лос-Анджелесе Дэвид Левингер.

Карантин для 60 млн китайцев, закрытие крупных автомбильных хабов в Ухане и продление каникул по случаю лунного Нового года до 3 февраля «усилят давление на рост в КНР, особенно в секторе услуг», прогнозирует Barclays. По оценке ING, рост китайского ВВП может замедлиться до 5,6%. Академия наук КНР не исключает падения ниже 5%. Мировая экономика может потерять от 0,5 до 0,8%, оценивает Fitch, то есть 4-6 трлн долларов в денежном выражении.

Если вспышка коронавируса достигнет масштабов пандемии, то она станет еще более «черным лебедем», чем глобальный финансовый кризис и Великая рецессия 2008-2009 гг., нагнетают аналитики Moody’s: «В отличие от спада ипотечного кредитования в США, никто не предсказал наступление в начале 2020 г. потенциально разрушительной пандемии. И, в отличие от финансового кризиса, лица, ответственные за общественное здравоохранение и экономическую политику, могут быть ограничены в своих возможностях».

Кроме того, предупреждают эксперты, в 2020 г. Китаю предстоит пережить «проверку на прочность» локального денежного и долгового рынка из-за «цунами» государственного долга, который необходимо погасить или рефинансировать. По подсчетам Bloomberg, в этом году наступает срок погашения облигаций китайских провинций на сумму 2 трлн юаней. Это на 58% больше, чем в прошлом году.

Речь идет о муниципальных бондах - они размещаются правительствами провинций КНР, чтобы профинансировать инфраструктурные стройки и выполнить цели партии: выпуск таких бумаг резко ускорился в 2019 г. из-за торговой войны с США и замедления экономического роста до минимальных с 1990-х 6% в год.

И хотя «печатный станок» китайского ЦБ работает без остановки, отгружая в систему свежую порцию кредитов каждый квартал, эффективность этой стероидной «накачки» неуклонно и резко снижается. Если в период 2007-2009 гг. на каждый доллар нового долга экономика КНР давала 0,65 цента нового ВВП, то за последние два года - лишь 0,34 цента. Этот процесс наблюдается во всем мире: в еврозоне измеренная таким образом эффективность долга за 10 лет упала на 13,5%, в Великобритании - на 14,5%, в США - на 5,6%, в целом по глобальной экономике - на 11,1%. Китай же стал «чемпионом» по спаду этого импульса - 38,2%.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ