Российско-китайское всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие вышло на новый этап, заявил глава Правительства РФ Дмитрий Медведев после встречи с Москве с премьером Китая Ли Кэцяном. По итогам переговоров был подписан пакет соглашений, состоящий практически из двух десятков документов.
В общей сложности Китай выделит около 2,6 млрд долларов на реализацию проектов, включенных в план ускорения российской экономики до 2024 г. Так, Государственный банк развития КНР примет участие в финансировании строительства завода по переработке природного газа в Приморье на сумму в 12 млрд юаней (1,7 млрд долларов), сообщил председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. Завод, проектирование которого планируется на 2019 г., должен заработать к 2023 году. Помимо денег ВЭБа и китайского кредита в него вложат средства банка ВТБ.
Еще 420 млн долларов (27 млрд руб.) Китай пообещал вложить в строительство судов ледового класса для развития проекта «Ледового Шелкового пути». Производством ледоколов будет заниматься принадлежащая «Роснефти» верфь «Звезда». Проект включает два танкера класса «Афрамакс» (дедвейт до 120 тыс. тонн), три танкера дедвейтом по 51 тыс. тонн и 15 танкеров-газовозов, рассказал Шувалов, добавив, что у ВЭБа «сложились отличные отношения с Государственным банком развития Китая».
Еще 500 млн долларов Китай вложит в совместный с Россией технологический инвестиционный фонд. Его учредителями станут Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Китайская инвестиционная корпорация (China Investment Corporation, CIC), рассказал глава РФПИ Кирилл Дмитриев. По его словам, целевой капитал фонда составит 1 млрд долларов. Эти деньги планируется инвестировать в поддержку проектов по развитию высоких технологий, и прежде всего искусственного интеллекта.
Вложения в капитал фонда партнеры осуществят на паритетной основе: 500 млн долларов поступит от Пекина и столько же - из Москвы. «Мы объединяем усилия для обеспечения инновационного прорыва в экономиках наших стран», - заявил Дмитриев, добавив, что это «позитивно отразится и на других сферах двусторонних экономических отношений».
Все предыдущие попытки привлечь китайские деньги в российскую экономику заканчивались крахом. В 2015 г., напомним, Пекин отказался участвовать в финансировании газопровода «Сила Сибири», предоставив российской компании возможность самостоятельно оплатить укладку 2 тыс. километров труб, по которым, согласно проекту, с начала 2020-х в Китай будет поставляться 38 млрд кубометров газа в год. Спустя два года китайской CEFC решили продать 14,16% акций «Роснефти», но государственный China Development Bank отказался кредитовать сделку, а позднее гендиректор компании Йе Янминь был арестован по подозрению в экономических преступлениях.
Затем китайцам предложили проект высокоскоростной ж/д магистрали Пекин — Берлин за 10 триллионов рублей, которая, по идее чиновников, должна была статью частью «Шелкового пути» в Европу. Но China Railway Eryuan Engineering Group, проанализировав финансовые и технические условия проекта, летом прошлого года отвергла его как нерентабельный. Подобное произошло и с международными транспортными коридорами «Приморье-1» и «Приморье-2».
В январе стало известно, что Китай отказался финансировать проект Амурского ГПЗ за 14 млрд долларов, который рассчитывали на 70% оплатить китайскими деньгами.
По данным ЦБ, с 2014 г. общий объем прямых инвестиций из Китая в Россию рухнул почти на треть — с 4,542 до 3,184 млрд долларов.