2020-02-13T08:44:29+10:00 2020-02-13T08:44:29+10:00

Последняя стадия? Торговля предчувствует неладное

фото KONKURENT |  Последняя стадия? Торговля предчувствует неладное
фото KONKURENT

Приморский ретейл превратился в бесконечную череду акций и распродаж. Что это: ошибки планирования или кризис потребления?

Сезонные скидки — явление всем понятное. Любому предпринимателю нужно очищать склад от тех вещей, которые будут неактуальны следующим летом. Тем не менее у некоторых скидки до 70% вызывают недоумение.

«Нужно понимать, что распродажи — это некий глобальный маркетинговый ход, цель которого — убить двух зайцев: и покупателей оставить довольными, и от «зависшего» товара избавиться, — рассказал на анонимных условиях маркетолог крупной во Владивостоке сети магазинов. — Не секрет, что российский ретейл — один из самых дорогих в мире. Но даже у нас 30-процентные скидки несут ощутимые убытки продавцам, не говоря уж о мифических 90%. Соответственно, под крупные скидки чаще всего попадают неликвидные или штучные товары. Например, скидка на футболки с символикой прошедшего чемпионата мира по футболу вполне может достигнуть 80–90%».

Ретейл понимает, что выгоднее продать залежалый товар по низкой цене, чем, так сказать, пустить в утиль. На фоне такой дешевой продукции происходит повышение посещаемости и проходимости магазина в эти дни. Соответственно, увеличивается выручка по другим позициям, скидки на которые иногда более чем символичны — 20–30 руб. То есть, с одной стороны, это хорошая возможность бизнеса очистить склады для новых товаров. С другой стороны, покупатель тоже выигрывает. Получает возможность приобрести не только те вещи, которые не мог себе позволить ранее, но и различные скидочные карты, бонусы, подарки, которые пригодятся в будущем, за весьма скромную плату.

«В условиях низкой маржинальности и ежегодного снижения покупательского спроса действия ретейла в части продажи неликвидного товара с большими скидками оправданны и даже верны. Ничего тут плохого нет», — считает Анастасия Рыкова, директор небольшого магазина одежды.

Проблема в том, что «потребительская зима», о которой говорит Рыкова, обещает ретейлерам задержаться надолго. Потепление маловероятно, несмотря на оптимизм чиновников и низкую инфляцию последних месяцев. Как показывают исследования, население не собирается выходить из режима жесткой экономии. Торговые сети всеми силами будут удерживать минимальные цены, порой даже себе в убыток?

Марина Соколова, кандидат экономических наук, директор Приморского филиала РАНХиГС: «Ажиотаж на потребительском рынке в предпраздничные и, в первую очередь, предпраздничные новогодние дни не спал и, скорее всего, в обозримом будущем меньше не станет. Так уж сложилось, что новогодние праздники имеют для нас особое значение и звучание, когда мы стараемся максимально охватить вниманием и подарками большое количество лиц: семью, друзей, коллег. Никакие другие праздники (ни 23 Февраля, ни 8 Марта, ни дни рождения) не имеют такой особенности. В этой связи каждый человек увеличивает свои среднемесячные расходы на подарки в разы. Недаром представители торговых структур говорят, что в декабре выручка иногда сравнима с годовыми значениями; возможно, это так. Во всяком случае, расчеты на основе официальных статистических данных говорят о неизменной предновогодней покупательской активности жителей Приморского края, с 2014 г. она не стала ниже в реальных ценах. Но новогодние продажи и среднемесячная динамика оборотов розничной торговли — разные явления, и в части последних можно вести речь о кризисе потребления».

Кризис потребления в общем смысле является последствием минимум двух причин: несоразмерностью получаемых доходов и уровня цен на необходимые товары и услуги (чаще всего) и сознательным отказом граждан от участия в так называемой потребительской гонке (когда через рекламу и общественно-привлекательные образы нам навязывается жизненная необходимость лихорадочных покупок чего бы то ни было). «Возможно, что две причины сразу вызывают фиксируемые замедления оборотов по рознице», — считает Марина Соколова.

«Окно-то окно. Только в него видать не то, что видать, а то, что покажут» — претензии россиян к статистике во многом сродни претензиям апокрифической старушки к советскому телевидению. Отличие от телевидения, однако, в том, что правдивость многих статистических показателей каждый может оценить по себе. И оценивает. О динамике доходов судит по зарплатной ведомости, об инфляции — по ценникам в магазинах. И, можно полагать, официальной статистике в итоге не верит. А она между тем говорит: в Приморье оборот розничной торговли в 2019 г. составил 440,3 млрд руб. Население края израсходовало на приобретение товаров на 34,1 млрд больше, чем за соответствующий период 2018?г. В сопоставимых ценах оборот розничной торговли увеличился на 5%.

В чудесные показатели не верит и сама розница. Надежда Ткаченко, генеральный директор ООО «Минерал—1» (сеть ювелирных магазинов «Золотой ажур»), глава представительства клуба «Российская ювелирная торговля» по Дальнему Востоку: «В декабре стало приходить покупателей больше, подарки стали выбирать больше. Но по сравнению даже с годом ранее, если это касается товаров из ювелирных магазинов, по всей России был спад. Даже если где-то и покупали изделий больше, ценовая категория стала ниже. Покупали либо что-то очень недорогое, либо что-то очень дорогое. Покупателей товаров среднего ценового сегмента практически не было вообще. Хорошо покупали символы Нового года, но в основном те, которые были достаточно недорогие. Спад заметен. Но этот спад заметен не только в ювелирной торговле, это общая экономическая ситуация не только в Российской Федерации, но и в мире».

Елена Алешкина, директор по маркетингу сети супермаркетов «Фреш 25»: «Товарооборот сравним с 2018 г. без пиковых отклонений, рост цен происходил с учетом инфляции. Люди всегда будут покупать еду. Во время кризиса покупатели заменяют более дорогие бренды на более дешевые. Так было в 2014-м. Количество товаров в чеке не сокращалось или сокращалось незначительно, при этом показатель среднего чека менялся в сторону снижения».

Соучредитель сети магазинов «Домотехника» Виталий Дубовой отмечает, что в кризис даже в новогодние праздники покупательная способность критически снижается, и это серьезно обостряет конкуренцию между магазинами. «Перед Новым годом ажиотаж, безусловно, выше, в праздники доходы подрастают, но в этом году люди крайне аккуратно планировали свои покупки. Наши магазины не увидели такой выручки, которая была в 2014?г., когда предновогодние распродажи покрывали 3–4 месяца работы», — поясняет Дубовой.

Дмитрий Сулеев, основатель торговой сети «Реми»: «В 2019 г. для покупателей в особом приоритете были продукты питания, то есть продукты первой необходимости. На промышленные товары сегмента non-food спрос ощутимо просел. Сейчас ситуация в практически такая же. Что касается потребителей наших магазинов, это достаточно широкий круг населения, который включает практически все социальные слои. В настоящее время выживут те торговые сети, которые выберут оптимальное соотношение между ценой и качеством как товаров, так и обслуживания».

Владелец магазина Василий Нестеренко уверен, что предпринимательство находится буквально на стадии выживания: «Я открывал свой магазин с нуля. 20 лет стабильной работы коту под хвост. Теперь я всерьез задумываюсь о закрытии бизнеса. Бизнес — это то, что приносит хоть какую-то прибыль. При существующей системе налогообложения и прочих нововведениях, которые нам грозят в ближайшее время, мелкие ретейлеры не выживут. Никто не будет работать себе в убыток. Любой человек и без высшего экономического образования понимает — наступивший 2020 г. станет последним для многих предприятий малого и среднего бизнеса. Обнищание народа не заметит только слепой. Такого кризиса, как сегодня, я не помню даже в тяжелые 90-е годы.

Складывается ситуация, при которой у населения не растут доходы, а у бизнеса не растут продажи. Все это звенья одной цепи. Если говорить о Приморье, в первую очередь, необходимо серьезно менять Налоговый кодекс РФ. Именно в нашем регионе, с учетом его удаленности от Центральной России и особенностях, как территориальных, так и экономических, должно быть максимальное уменьшение давления со стороны фискальных и надзорных органов и сокращение административных барьеров. Но эти рассуждения никому из высоких чинов не интересны. Они считают, что можно до бесконечности травить малый бизнес, он все выдержит. Нищий народ скоро на хлеб и воду перейдет. А прибыль магазинов напрямую зависит от платежеспособного покупателя. Вот вам и взаимосвязь: нет покупателя — нет прибыли. Нет прибыли — нет бизнеса. Нет бизнеса — нет налогов».

Алексей Дешпет, руководитель промышленного комитета Приморского регионального отделения «Деловой России», финансовый директор ООО «Примполимер»: «При индексации заработной платы в лучшем случае на 5–10% в год ожидать улучшения ситуации достаточно сложно. Одновременно по ретейлу был нанесен «налоговый» удар. Налогов стали платить больше. Предприниматели оказались между «молотом» падения выручки и «наковальней» увеличения налоговой нагрузки. Какие-то точки стали нерентабельны. Одновременно крупный бизнес стремится получить новые доли рынка и демпингует. Малый бизнес фиксирует убытки и закрывается».

Марина Семенова, председатель Приморской организации профессионального союза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства РФ «Торговое единство»: «Новые налоговые условия станут для небольших магазинов непосильным бременем. Установленные 6% по упрощенной системе налогообложения вынудят большинство представителей малого бизнеса попрощаться со своей деятельностью, так как у некоторых организаций налоговая нагрузка может увеличиться в 20 раз. На данный момент мы создали рабочую группу, куда вошли руководители бизнес-объединений Приморского края, и разработали экономически обоснованное предложение по постепенному переходу на новый вид налогообложения. Если не удастся снизить налоговую нагрузку на бизнес, кризис накроет все МСП. Сокращение только одного ретейла приведет к снижению конкуренции между оставшимися магазинами. Соответственно, о снижении цен в любых торговых сегментах — от продуктов до бытовой химии и одежды — говорить не придется».

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ