Мэр Владивостока Олег Гуменюк на прошлой неделе встретился с руководителями приморских СМИ и подвел некоторые итоги своей работы. Поговорили и о перспективах.
— Олег Владимирович, мэрию Владивостока в прошлом году часто критиковали за реализацию проекта «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД). А как вы оцениваете результат работы?
— Нам пришлось потрудиться, ведь Владивосток долгое время был во власти ливневых циклонов. Но даже за непродолжительный период нам удалось сделать многое. Было выполнено 100%. Даже те деньги, которые мы сэкономили, мы расторговали и сделали еще участок.
Если вы про качество ремонта, то на данный момент ни одну из новых дорог не смыло. Яркими примерами могут считаться улицы Борисенко и Русская. Те подрядчики, которые выполнили работы недобросовестно, были оштрафованы, как, например, ООО «ФедералСтрой». Другие попали в реестр недобросовестных подрядчиков, которым занимается ФАС. В частности, ремонтировавшее ул. Снеговую ООО «СКАБ». Эта компания теперь уже точно не сможет участвовать в муниципальных и краевых госзакупках.
В текущем году конкурсные процедуры разыгрываются заранее, поэтому спешки никакой не будет. Это означает, что реализация проекта БКАД будет более качественной. Повторюсь: нигде новых ям не образовалось. Да, была проблема по Шепеткова, где трубу прорвало сразу после укладки нового асфальта. Практически идеальную дорогу в итоге «испортили» силами коммунальных служб. Но выбора не оставалось. Мы сейчас работаем с ДГК над дорожной картой ремонта инженерных сетей. Цель — определить болевые точки и до ремонта дороги устранить течи на сетях. Это огромная проблема. Во Владивостоке все коммуникации под дорогами находятся. Их вынос будет стоить очень больших денег. А так мы хотя бы частично снимаем вопрос.
О парковках и трамваях
— Не обдумываете ли вы возможность полного запрета парковаться на центральных улицах, чтобы люди все-таки пересаживались на общественный транспорт?
— Нам нужно переходить к новой парадигме транспортной системы: в приоритете должен быть сначала пешеход, затем — велосипедист, потом — общественный транспорт, бизнес-транспорт (доставка), далее — движущийся автомобиль и только потом — автомобиль стоящий.
Именно так начинала Москва. Там в результате из-за брошенных где попало авто постоянно возникали пробки, а по городским тротуарам элементарно было тяжело передвигаться пешком даже самим водителям, выходящим из припаркованной на тротуаре машины. В порядке вещей было припарковаться на пешеходном переходе, полностью занять под стоянку остановку общественного транспорта или встать вторым или даже третьим рядом, заставляя других участников дорожного движения объезжать брошенный автомобиль. Ничего не напоминает?
Внедрение платных парковок позволило существенно улучшить ситуацию. Инициатива вызвала недовольство. В первую очередь, среди тех, кто пользуется машиной каждый день. Человек много лет ездил по городу на своем автомобиле, ни за что не платил и парковался, где ему было удобно. Кроме того, водителям пришлось пересматривать бюджет и сокращать число поездок на личном транспорте. И пересаживаться на общественный. Конечно, потратили миллиарды — купили новые автобусы, сделали пересадочные талоны. Так и мы тоже начинаем это делать. Мы показали людям доступность транспорта, качество перевозок и пересадочный талон. Кроме того, был введен запрет на дневной проезд определенных грузовиков. В перспективе мы хотим, чтобы большой транспорт останавливался на Патрокле до восьми вечера, после чего спокойно бы заезжал в город.
Кстати, в Москве потом перепроектировали развязки. Да, пробки остались, но они не такие колоссальные, как были. В принципе, мы идем по тому же пути. Путепровод на Фокина передан городу железнодорожными властями. Раньше там ходили фуры. Когда его ремонтировали, то украли один метр асфальта. Мы посчитаем, сколько это будет стоить, срежем что-то, расширим, и фуры снова там будут ходить. Это поможет разгрузить этот участок дороги.
Также мы сейчас работаем и по другим развязкам. В частности, занимаемся проектированием Рудневского моста, чтобы он был четырехполосным, планируем создать транспортный узел на Фирсова. В этом году начинем строить развязку большого микрорайона «Зеленый угол», что позволит снять напряженность в районе улицы Нейбута. В планах изменить и непростую ситуацию на Котельникова.
Конечно, хочется сделать это быстрее, но мы движемся планомерно к реализации цели — развитию полноценной автомобильно-транспортной сети во Владивостоке.
— Раз уж вы так подробно рассказали о Москве, то не поделитесь ли всеми нюансами сделки по приобретению старых трамваев?
— Мэр Москвы Сергей Собянин отдал нам лучшие трамваи. Скоро мы их выпустим на линии. Мне предлагали купить в лизинг новые трамваи за 35 млн каждый, через 15 лет с учетом процентов они уже 45 бы стоили. Согласись я, то каким градоначальником был бы тогда…
Трамваи доставили в приморскую столицу за 8,4 млн рублей. Еще 6,5 млн рублей мэрия потратит на покраску и небольшой ремонт транспорта. В итоге, потратив минимум, Владивосток получил хорошие и качественные трамваи.
О рекламе и мусоре
— Какие проблемы в сфере наружной рекламы вы намерены решить в первую очередь?
— Перед нами стоит задача навести в городе порядок. Конечно, это вопрос комплексный и включает в себя многие аспекты регулирования рекламной деятельности. В первую очередь, речь идет об оптимизации рекламного пространства, сокращении количества рекламных конструкций на улицах города. И особо остро в этой связи стоит вопрос о демонтаже незаконной рекламы. Конечно, ведется оперативная работа по «незаконке», но особое значение имеет системный подход на ближайшую перспективу.
Я недавно встречался с бизнесом, и в ходе обсуждения проблем и перспектив развития Владивостока затронули вопрос ремонта Некрасовского путепровода. Договорились о том, что, когда начнется ремонт путепровода, мы будем менять световое освещение и покрытие, уберем эти страшные трубы по центру и сделаем озеленение. Но ни одного рекламного щита не останется. А то ведь это елка новогодняя какая-то, а не центральная дорожная артерия города.
— В Приморье после долгих лет обсуждения стартовала долгожданная «мусорная реформа», цель которой — полностью изменить отношение к отходам, как у тех, кто их собирает и утилизирует, так и у тех, кто их создает, то есть у обычных граждан. Однако волна недоумения, прокатившаяся по Владивостоку, свидетельствует о том, что многие не понимают сути происходящего, и вообще — за что платить, если не справляются. Почему так произошло?
— Собирать раздельно, сортировать глубоко, возвращать в народное хозяйство отсортированный отход для повторного использования и как можно меньше захоранивать — это замысел реформы. До сегодняшнего дня главным для предпринимателей было вывезти мусор, избавиться от него любым образом. Теперь же их заработок будет определяться количеством отходов, привезенных в предусмотренное территориальной схемой место. Таким образом, по крайней мере в теории, те люди и компании, которые еще вчера вываливали мусор в лесу, станут материально заинтересованы в том, чтобы забрать его оттуда и привезти куда нужно.
Совершенно очевидно, что регоператор КГУП «Приморский экологический оператор» не справился со своей основной задачей. Полномочия по вывозу коммунальных отходов у города забрали. Проблем же прибавилось, потому что мэрии пришлось в ручном режиме исправлять сложную ситуацию. Снять ответственность мы с себя не можем, но и выполнять работу за регоператора тоже не выход.
Сейчас мэрия Владивостока постоянно проводит мониторинг и докладывает губернатору Приморья Олегу Кожемяко о ситуации. Совершенно справедливо, что Олег Кожемяко намерен дать регоператору возможность исправиться до конца текущего месяца. Если не получится, то в повестку «мусорной реформы» будет внесен вопрос о реконструкции всей системы. Понимание, что и как должно быть, у нас уже есть. Губернатор поддерживает эти инициативы.
О мигрантах и ВКАД
— Вы чуть ли не каждый месяц встречаетесь с представителями японской компании «Никкен Секкей», о мастер-плане которой говорится уже несколько лет. Когда закончатся обсуждения и начнется практический план реализации?
— Мы планируем реализовать проект «Никкен Секкей» поэтапно и сначала обустроить пешеходную зону от железнодорожного вокзала через Корабельную набережную до Цесаревича.
Уже есть договоренности с железной дорогой. Пути, которые проходят по Корабельной набережной, можно убрать. Это стратегический путь, поэтому разбирать рельсы нельзя, но накрыть можно, и мы уже получили на это разрешение. Концепцию выдвинем на общественное обсуждение. У нас не должно быть тротуаров, у нас должны быть пешеходные улицы. Во всех странах к этому пришли. У них были правильные генпланы, где приоритет отдается человеку. Во Владивостоке есть моменты, где это упущено, и сейчас мы к этому возвращаемся, как бы это тяжело и дорого ни было.
У Владивостока невероятный туристический потенциал, и надо это использовать. В центре города находится немало зданий с богатой историей. Там, где еще нет, мы можем установить памятные таблички и указатели, разработать новые туристические и пешеходные маршруты, в том числе используя современные технологии. Особенно интересны, на мой взгляд, маршруты, касающиеся исторического следа представителей тех или иных стран в истории Владивостока. Надо ценить то, что сейчас у нас со странами очень хорошие отношения и туристы едут к нам.
— Когда читаешь японские, корейские и китайские соцсети, их отзывы о Владивостоке, то наряду с положительными отзывами о городе есть очень много отрицательных…
— Если вы побываете за вторым кольцом Москвы, то у вас и о столице нашей родины будут очень плохие воспоминания. Что сейчас творится в Китае? А в Японии есть туалеты, которые намного хуже общественных туалетов в центре Владивостока. Когда мы хотим найти плохое, мы найдем. Не надо этого делать.
— Как обстоит дело с ВКАД?
— Строить альтернативную автотрассу вдоль Амурского залива и мост на остров Елена будут. Но это уже будет не тот ВКАД, проект которого был представлен изначально. По новому проекту, автотрасса пройдет по уже существующим второстепенным дорогам и не затронет пляжи вдоль Амурского залива.
Уже есть поручение президента страны по этом поводу. Олег Николаевич [Кожемяко] не поддерживает старый проект вдоль берега, где кинули дорогу и забрали все пляжи, которые существуют там. Новую трассу планируют проложить по уже существующим дорогам — начиная от той, что идет ниже ДВО РАН, далее мимо рыбозавода, потом мимо нефтебазы, потом на Кунгасный. На ВЭФ были представлены 3D-проект и макет. Сейчас также будет рассматриваться высокоинтеллектуальная система для «умного» города. Там заложено исследование около 355 км дорог, где будут проводиться научно-изыскательные работы.
— Как вы относитесь к тому, что во Владивостоке много мигрантов, которые забирают рабочие места у местных жителей?
— Раньше это были советские люди, у нас была одна страна, и любой имел право переезжать и жить, где хочет. А сейчас, если человек другой национальности, то он мигрант. Фактически так, но я так воспитывался, что нет разницы — грузин, чечен, азербайджанец — все были русские.
Во время войны все встали плечом к плечу, воевали и погибали рядом. Если кто-то хочет и умеет хорошо работать, почему я должен мешать? Хорошо, что есть эти люди, которые работают.
О спорте и критике
— Вы как мотогонщик будете оказывать клубу «Восток» более существенную поддержку или все останется на прежнем уровне?
— Бюджет клуба останется на уровне 2019 г. Планируется реконструкция стадиона, чтобы жителям города было удобно приходить и смотреть соревнования. Сейчас мы ищем спонсора, чтобы ребята смогли съездить на сборы.
— Когда пройдет реконструкция стадиона «Авангард»? Каковы сроки? Сколько времени это займет и где на время реконструкции будет выступать «Восток»?
— В настоящее время почти завершена подготовка документов для предстоящей реконструкции и мы готовимся к торгам. Проект будет разделен на две части. Самое сложное то, что стадион находится в исторической застройке и там очень много сетей. В этом году первый этап — мы начнем поднимать левую часть сетей вдоль забора. Есть решение правительства Приморского края, также есть поручение федеральных властей. Стадион уже устарел, и мы будем делать все, чтобы успеть провести все необходимые ремонтные работы за два года.
— Олег Владимирович, видно невооруженным взглядом, что в последние недели количество критических публикаций в СМИ и в социальных сетях по поводу вашей работы снизилось. С чем вы связываете такую перемену?
— Думаю, оценивают мою реальную работу. По крайней мере, мне приятно, что, когда я приезжаю на встречи с людьми, я вижу уже знакомые лица, мы с помощниками на выезде решаем проблемы жителей. Люди говорят: «Раньше мы мэров видели один раз за три года, а теперь три раза в месяц». Также и в микрорайоне Снеговая Падь — это один из самых тяжелых районов. Благоустраиваем, чистим, подсыпаем дорогу, обрезали деревья, сделали свет, футбольную площадку.
На Океанской прочистили русла рек, где бывают подтопления. Мне местный житель говорит: «Я 35 лет здесь живу и только увидел, что берега появились и речка течет. Можно и набережную делать». Прочистили берега и на Спутнике, теперь там не топит.
Когда я уезжал со встречи с жителями Русского острова, они мне аплодировали. Я сказал людям: мы с вами год отработали, вы поставили задачи, обратились с просьбами, мы все отработали; скажите, я что-то не выполнил? Они сказали: вы все выполнили. Когда люди тебе хлопают, как человеку, который выполняет все обещания, это самое дорогое.
Все костерят меня за нестационарные торговые объекты (НТО). А может быть, надо спросить с тех, кто дал возможность поставить эти НТО, подключить к ним свет. А чем они торгуют, а где кассовые аппараты?
— В этом году Владивосток отмечает 160 лет со дня основания. Как будет праздновать?
— На мой взгляд, более важная дата в этом году — это все-таки 75-летие Победы. Боль и горечь войны, в которой погибли больше 30 млн человек, напоминают о том, что мы самая сильная страна. Мы смогли пережить потерю не только мужчин, но и детей, матерей и целых семей от бомб, пожаров и голода. Победа стала настоящим праздником для советского человека и шагом в светлое будущее. Этот праздник должен пройти так, как никогда не проходил. Мы к этому подготовились.
О 160-летии мы начнем рассказывать начиная с 1 марта. Но это тоже будет большой праздник.