К 160-летию столица ДФО не только восстанавливает исторический облик, но и приобретает все новые черты современного мегаполиса. В преддверии юбилея глава города Олег Гуменюк рассказал про основные векторы развития Владивостока.
— Олег Владимирович, по понятным причинам массовые торжества 2 июля отменяются. Насколько известно, есть планы провести большой праздник 3 сентября…
— Люди заждались, истосковались по массовым мероприятиям, им тяжело жить в состоянии самоизоляции. Поэтому хотим приурочить праздник ко дню окончания Второй мировой войны. Будет реализовано то, что не получилось 9 мая. В четырех скверах расположатся тематические площадки: военная техника, старинные автомобили, столы с солдатской кашей. Надо дать людям возможность окунуться в атмосферу торжества.
— Когда откроются границы, Владивосток вновь заживет активной туристической жизнью. Имеет ли город резервы для того, чтобы восстановить потоки?
— За последние годы в город приезжало все больше туристов из Республики Корея, Японии и Китая. Развивался бизнес, увеличивались налоговые поступления в бюджет. Принята программа развития туризма: мы не только определили туроператорам условия, по которым они должны работать, но и сами развиваем интересные маршруты.
Так, на острове Попова появится маршрут, который будет начинаться от пирса в районе пролива Старка и продлится до одного из красивейших мест на острове — ущелья «Дворец царя Дракона». Пешеходная тропа проходит по лесу, в котором есть и реликтовые растения, и древний каменный курган, возле которого можно загадывать желания, живописные ручьи, столетние деревья и один из объектов Владивостокской крепости. Проект благоустройства, который сейчас разрабатывается, предполагает устройство дорожек из природных материалов, установку зон отдыха, информационных стендов и навигации по маршруту, точек обслуживания на территории, оформление видовых площадок с ограждением в опасных местах. Для территории будет предложен бренд-бук, который в будущем можно будет использовать для изготовления сувенирной продукции.
После того как будет снят режим самоизоляции и на остров Попова возрастет поток туристов, будет решаться вопрос с транспортом: планируется добавить дополнительный рейс теплохода и сделать расписание более удобным. Также рядом с пирсом на острове будет открыт новый павильон для пассажиров.
— Как решается набивший оскомину вопрос дорожных пробок?
— Мы сейчас разыграли торги, целью которых станет исследование транспортного движения для реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) в рамках проекта БКАД. Специалисты должны будут изучить дорожное движение, исследовать вопрос внедрения системы «Умный город» и возможности ВКАД.
ПКРТИ — это высокоинтеллектуальная программа, которая позволит нам на 15 лет вперед оптимизировать транспортные потоки, как это делают в Москве. Результаты исследования должны появиться к концу года.
— Сейчас проводятся конкурсы по пассажирским перевозкам на тех или иных автобусных рейсах. Изменились ли требования к компаниям?
— Знаете, перевозчики привыкли, что у них есть «свои» маршруты, но дороги-то — для жителей. В свое время бизнесу распределили направления, а как они ими распоряжались? Мы меняем правила игры. В условиях конкурсов прописано, что автобусы должны быть не старше 10 лет, без наружной рекламы, в отличном санитарном состоянии. Обязательны устройства для удобства маломобильных граждан. Водитель должен уметь разговаривать по-русски, надевать форму, четко соблюдать расписание перевозок, порядок движения по полосам.
Для соблюдения правил планируем ввести серьезные штрафы. Не 2–5 тыс. рублей, а от 15 до 700 тыс.
— В некоторых местах, как и раньше, происходят конфликты между застройщиками и жителями близлежащих домов. Как вы находите компромиссные решения?
— Времена, когда можно было построить огромный дом с парковочным пространством на 10 автомобилей, прошли. В то же время во всем мире дома строятся друг возле друга. При этом утопают в зелени, всем хватает свежего воздуха. Ради развития домостроения работает много государственных, ипотечных программ. Городу надо расти и развиваться. А где жить владивостокцам, которые не получили квартиру по наследству?
Всегда советую предпринимателям: займитесь благоустройством территории, отремонтируйте подъездные пути, высадите деревья, помогите местным детсадам и школам. Покажите людям, что вы реально сделали для территории. Те, кто нас услышал, реализуют свои проекты. Существуют примеры вполне себе точечной застройки, которую соседи поддержали. Конечно, всегда найдутся и недовольные. Но если 65–70% жителей района видят плюсы и выступают за стройку, администрация Владивостока поддерживает застройщика.
— Чиновники любят говорить, что если нет формальных нарушений, то и запретить строительство не в силах.
— Бывает, застройщик через суд заставляет мэрию выдать разрешение на строительство. Конечно, выдадим, что поделать. Но остаемся на стороне жителей. Как пример: на месте сквера в районе Гоголевской развязки один из предпринимателей решил построить очередной торговый центр. Я попросил все органы власти помочь нам отстоять сквер, и у нас получилось.
— Сейчас большие работы ведутся в части обустройства общественных пространств…
— Любой глава, обладая долей ответственности, на моем месте стал бы делать то же самое. Мы вырубаем старые деревья и высаживаем новые. Освобождаем улицы от рекламы, растяжек и щитов — сняли уже около 5,5–7 тыс. Оперативно удаляются незаконные объявления, которыми раньше был обклеен весь Владивосток.
— В прошлом году город летом серьезно заливало. Какие выводы сделаны?
— Что касается ливневой канализации, то это направление долгое время было заброшено. Нами проведена инвентаризация сетей, понятно, где их нужно менять. Но на замену изношенной ливневки потребуются колоссальные затраты.
За год прочищены русла рек, прилегающие к ним территории. К примеру, на Спутнике вырублен кустарник, подсыпаны берега, вода стала проходить. Продолжается чистка ливневой канализации, в том числе крупных коллекторов. Каждый день промываем по 3–4 колодца. Закупается новая техника для прочистки труб. Перед осадками открываются все люки на дорогах.
— Эпидемия коронавируса сказалась на экономике Владивостока. Как будут исполняться бюджетные назначения?
— Помимо потерь по экономике, которые значительны, есть целый ряд льгот, которые мы предоставили предпринимателям. Это и арендная плата за муниципальное имущество, льготы по земельному налогу, ЕНВД, по договорам на установку рекламных конструкций. Мы сделали все, чтобы облегчить положение бизнеса.
Будем максимально экономить, в том числе на нуждах администрации города. Проводим определенное сокращение, допустим, на ремонте подпорных стенок, пришкольных территорий, лестниц. Но по ряду программ, которые софинансируются из федерального и краевого бюджета, ассигнования не уменьшены. Как столица Приморского края Владивосток получил на это 300 млн рублей.
Город получает также федеральные деньги в рамках национальных проектов. Так, по проекту «Демография» мы сдаем первый детский сад на ул. Маковского, скоро начнется выдача путевок. Достраивается большое дошкольное учреждение в Снеговой Пади, детсад на Крыгина, спортзал в школе № 6. Два детских сада строятся на Патрокле.