Дальневосточному судостроению по инвестквотам могут сделать исключение на использование иностранного оборудования. Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов заявил, что данную инициативу сейчас обсуждают Минвостокразвития и Минпромторг.
Сейчас на верфях Дальнего Востока начинается активное строительство судов по программе «квоты в обмен на инвестиции». Получатель квоты должен в течение пяти лет построить краболовное судно. Всего предусмотрена 41 квота на вылов краба, 35 уже распределены. Из 35 судов-краболовов, которые будут строиться в обмен на квоты, 16 будет заложено на дальневосточных верфях.
«У нас есть ряд распорядительных документов, которые регламентируют, что оборудование, которое устанавливается на этих судах, должно быть определенной номенклатуры, подпадающей под требование союзного государства», - сказал Козлов.
В апреле 2019 г. правительство утвердило изменения в судостроительную часть ключевого 719-го постановления, которое определяет, какая продукция может считаться российской. Верфь должна осуществить закладку и сборку корпуса судна из блоков, произведенных в ЕАЭС. При этом масса секций и материалов для корпуса судна, изготовленных в ЕАЭС, должна составлять не менее 50% массы корпуса судна к 2020 г., не менее 70% - к 2022 г. и не менее 90% - к 2024 г. Кроме того, отдельным списком прописаны оборудование и механизмы, изготовленные в РФ, с использованием которых должны вестись монтаж и производство.
В Минпромторге считают, что изменения будут направлены на поддержку отечественной продукции, а также на то, чтобы простимулировать иностранные компании локализировать производство в условиях политики импортозамещения.
Ранее Минвостокразвития попросило Минсельхоз забрать у него полномочия по выдаче и контролю расходования субсидий, предназначенных для строительства на дальневосточных верфях краболовов. Еще одним новшеством проекта стало условие использования краболовного судна, построенного с учетом субсидии только для вылова крабов. Такое ограничение исключит лов рыбы и других биоресурсов 7–8 месяцев в году, отмечают рыбопромышленники.
Постановление о порядке предоставления субсидий на строительство судов рыбопромыслового флота было подписано в конце прошлого года. В федеральном бюджете на 2020–2022 гг. на эти цели предусмотрено 1,38 млрд руб.