Это похоже на сводки с фронта: пал американский Dow Jones (на 800 пунктов), растеряв все завоевания января, та же ситуация на Мосбирже, отступают ведущие европейские индексы. Невидимая армия загадочного коронавируса подкосила мировую финансовую систему и бьет по самому больному в Приморье, сообщает KONKURENT.RU.
На новостях о вспышке Сovid-19 в Южной Корее и Италии и первых случаях заражения в Испании, Сербии и Швейцарии, торги вторника на Мосбирже завершились рекордным обвалом с апреля 2018 г. Падение котировок началось с первых же минут сессии и ускорилось к концу дня. Индекс РТС, включающий бумаги 50 крупнейших компаний России, спикировал на 5,16% и потерял 9,7 млрд долларов капитализации. Его значение на закрытии торгов - 1446,11 пункта - стало худшим с 11 декабря.
Индекс Мосбиржи, отражающий рублевую стоимость бумаг, просел на 3,33% и растерял весь накопленный в начале года рост. Рынок подхватил волну продаж на европейских биржах, которые потеряли 3-4% накануне и просели еще на 1,5-2,2% во вторник. Если эпидемия коронавируса будет продолжаться весь год, Россия потеряет 0,3% ВВП, или 330 млрд руб. в денежном выражении, оценивает главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. Российский экспорт как в Китай, так в ЕС — это почти исключительно сырье, напоминает она. И сырьевые экспортеры первыми чувствуют холодное дыхание экономического спада.
По итогам торгов во вторник котировки «ЛУКОЙЛа» рухнули на 4,42%, отрезав от капитализации компании 140 млрд руб. «Роснефть» подешевела на 3,88%, или 190 млрд руб. Газпром - на 3,16%, или 175 млрд руб. Акции КамАза упали на 3,9%, бумаги «М.Видео» провалились на 4,6%, «Аэрофлот» спикировал на 5,23%, «Русал» — на 5,75%. «Гонку вниз» среди «голубых фишек» выиграл «Яндекс», бумаги которого рухнули на 7,9%.
Курс доллара к 21:06 мск вырос на 2,08%, до 65,3725 руб., а ранее в ходе сессии касался отметки 64,66 — максимальной с июня прошлого года.
Следом под ударом может оказаться промышленность, которая за годы санкций училась искать оборудование не на Западе, а в Китае, а также компании, транспортирующие и продающие в России китайский ширпотреб, указывает доцент факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Петр Мозиас.
Сложности уже возникли у продавцов одежды и обуви (в том числе в Приморье), которые закупают в Китае 40% товара. Для Приморья, говорят эксперты, возникающие угрозы имеют большое значение, учитывая вовлеченность экономики региона в цепочки поставок сырья, а также существенную зависимость от импорта потребительских товаров и технологий. Приморская организация Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства уже обратилась в правительство с просьбой субсидировать выпадающие доходы в связи с закрытием международных пассажирских перевозок из-за вспышки коронавируса. Автотранспортные предприятия несут значительные убытки. Кроме водителей, пойти в отпуска без сохранения заработной платы пришлось слесарям, инженерно-техническому персоналу. Кто на очереди?