2020-06-05T09:04:15+10:00 2020-06-05T09:04:15+10:00

Арт-рынок угроблен: переживут ли галереи карантин

фото А. Горбонос/KONKURENT |  Арт-рынок угроблен: переживут ли галереи карантин
фото А. Горбонос/KONKURENT

Коронавирус добрался и до прекрасного. Но только если крупные галереи страны спокойно перешли в виртуальный мир, то региональным игрокам этот переход дается очень непросто.

Карантин внес серьезные коррективы в выставочные планы. «Были отменены три выставки, запланированные на апрель — май. Мы не работали и не делали в это время онлайн-презентаций, так как в первую очередь это решение художника. Маша Ламзина сделала такую презентацию своего проекта «Я лес». Над экспозицией работали несколько дней, фотографии и видео сделал Алексей Коротков (фотограф, супруг Маши). Именно выставкой Маши мы вернулись в культурную жизнь города», — поделилась Вера Глазкова, директор и основатель галереи современного искусства «Арка».

«Артэтажу» не удалось провести много интересных выставок, как в стенах музея, так и выездных заграничных. По словам директора галереи Александра Городнего, как только разрешат работать, к активной деятельности приступят незамедлительно — глобальные планы.

«Я очень надеюсь, что состоится выставка «Посмотри на Владивосток» к 160-летию города. Планируем показать живопись интересного приезжего художника Виктора Норкина — он уже прислал работы. В планах и выставки других деятелей из Омска, Иркутска. Все это покажем. А вот иностранцы в этом году дали отбой: мы перенесли выставки австрийского художника, японских творцов на следующий год. Также перенесли выставки наших художников в Германии».

И в лучшие времена, до коронавируса, частным институциям было нелегко оставаться на плаву без привлечения сторонней поддержки. Прибыль от продажи билетов, сувениров и экскурсий не может полностью покрыть расходы на дорогостоящие выставочные проекты и научные работы, зарплаты, обслуживание здания и коллекции. Как правило, внушительную часть составляют спонсорские средства. В нынешних условиях «отбиться» от затрат не позволяет даже онлайн.

По словам Веры Глазковой, для подготовки онлайн-презентации необходимы серьезные ресурсы, работа профессионалов-фотографов и видеографов, и конечный материал должен быть сам по себе произведением искусства. Только так это сможет зацепить зрителя.

«Увидеть произведения воочию в галерее или музее, конечно, гораздо интереснее. Онлайн-показ — это скорее способ передачи информации. Поэтому я считаю, что онлайн не победит в этой гонке, и люди с удовольствием продолжат посещать галереи и музеи», — считает Вера Глазкова.

По причине отсутствия штата компетентных работников сложности с выходом в Сеть испытывает и музей современного искусства «Артэтаж». «Мы, как и все, закрылись 28 марта. Конечно, очень бы хотелось работать хотя бы на интернет-аудиторию. Я просил коллег отснять выставки, записать видео, чтобы выложить в Сеть. Но, по большому счету, сейчас некому этим заняться — у нас нет штата как такового. А я не могу, поскольку лежу в больнице, состояние здоровья не позволяет. Размещаем кое-что в соцсетях, пока другого выбора нет», — рассказал Александр Городний.

«Коронакризис» коснулся всех сфер, и искусство не исключение. Сегодня трудности и у частных, и у государственных музеев. «Госорганизации зарабатывали с продажи билетов, каталогов, и этот доход сегодня, конечно, потерян. Но им проще, поскольку их поддержит государство. Частным музеям, галереям, центрам современного искусства, которые поддерживает спонсор или меценат, однозначно более трудно, и я предвижу возможное закрытие части таких организаций», — размышляет основатель и директор «Арки».

Тем не менее арт-менеджеры не унывают: спад покупательской активности в приобретении произведений искусства местные галереи испытывают уже очень давно, считая свою деятельность обычным хобби. «Галереи особо не имеют дохода, как и музеи. Нет в мире музея, который бы зарабатывал. Даже Лувр и Эрмитаж живут на дотации, так что это не про заработок, не тот случай», — объяснил Александр Городний.

Сейчас в первую очередь страдают художники. «К примеру, пришлось перенести на неопределенный срок запланированную на июнь выставку: художник рассчитывал найти спонсора, который бы финансово поддержал изготовление работ, печать буклетов. Но в сегодняшней ситуации сделать это практически невозможно», — поделилась Вера Глазкова.

Александр Городний: «В начале 90-х у нас проходили аукционы, можно было говорить об арт-рынке. Сейчас все это порушено. Те, кто хотел украсить свои богатые дома «картинками», уже это сделали. Люди попроще, средний класс и ниже, не могут себе позволить картины. Наша бизнес-элита не заинтересована в искусстве, в живописи, в картинах. Бывает, конечно, что-то покупают. Но это большая редкость. Иностранцы раньше приобретали картины современного искусства. Но сейчас туристов нет. Да и в последнее время они покупают только сувениры. К тому же нет былого ажиотажа: страна давно открыта, и местные творения уже не диковинка.

Говоря о разрухе рынка, нельзя не привести в пример Союз художников, который раньше имел салон. Сейчас от него отказались — нерентабельно. И весь Союз держится сейчас на том, что сдает в аренду это свободное помещение. И они с радостью, я уверен, возродили бы салон, выставляли бы экспонаты, но просто нет оборота, чтобы себя содержать. И это яркий пример того, что арт-рынок на Дальнем Востоке угроблен».

Лучом света в темном царстве местного арт-рынка мог бы стать первый аукцион работ дальневосточных художников, инициированный Дальневосточным аукционным домом Oriental art, состоявшийся в конце апреля. Однако и он подтвердил офлайновую закономерность: главные ценители искусства живут в Москве и Санкт-Петербурге, куда ушла большая часть лотов.

«Мы надеемся, что ситуация изменится. Не зря Владивосток — единственный город России с филиалами Мариинского театра, а в перспективе и Эрмитажа», — позитивно настроена Алена Смышляева, коллекционер, антиквар, руководитель Дальневосточного аукционного дома Oriental art.

Но галеристы не поддерживают настроение Смышляевой. Вера Глазкова считает, что для арт-рынка необходима совокупность работы различных культурных институций, аукцион — лишь вершина айсберга.

Александр Городний: «Одного аукциона недостаточно, чтобы дать толчок к развитию рынка. К тому же ситуация в экономике скорее заставит приберечь средства, чем тратить на картины, и пока не будет стабильности, пока не закончится коронавирус, не возродится и убитое годами».

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ