2004-09-28T15:30:00+11:00 2004-09-28T15:30:00+11:00

Сергей Почеп: «Российские продукты – самые экологически чистые»

Глава оптовой компании о созидании в бизнесе и о выборе целевой аудитории

Из личного архива героя публикации |  «Российские продукты – самые экологически чистые»
Из личного архива героя публикации
АНКЕТА
Почеп Сергей Борисович, 43 года, генеральный директор оптовой продовольственной компании «ГРАСП».
Место рождения: г. Макаров Сахалинской области.
Образование: Сахалинское мореходное училище, техник-судомеханик (1980). Дальрыбвтуз, специальность «инженер-судомеханик» (1984), Высшая коммерческая школа в Москве, специальность «организация управления» (1992).
Карьера: 1984—1990 гг. — механик, старший механик на судах ВРХФ (1984-1990 гг.). 1993-1994 гг. — зам. управляющего в «Судпромбанке» (филиал «Промстройбанка»). С 1994 г. — собственный оптовый бизнес.
Семейный состав: жена, два сына.
Главное личное достоинство, главный недостаток: «друзья, партнеры и конкуренты оценят лучше, чем я сам».

На первый взгляд кажется, что в его жизни все подчинено стройной логике и жесткому порядку цифр. Каждый поворот его судьбы был просчитан и подвергнут тщательному анализу. Но в таких жестких областях, как морская наука, банковское дело, собственный бизнес, Сергей Почеп, ныне генеральный директор оптовой компании «ГРАСП», находил маневры для созидания.

— Компании 12 лет. Перепродавать столь длительное время продукты питания довольно утомительная работа, вы не находите?

— Компания занялась оптовой реализацией продуктов питания в 1995 году. Все это время мы не только торговали. Здесь уместным будет другое выражение: мы строили бизнес. Начинали с двух поддонов на складе ОРПОК и съемного офиса в 15 квадратных метров. Все последующее время мы созидали свое дело. Созидание — это состояние моей души, мне нравится это занятие. Поэтому мне не было скучно.

— В последние годы компания «ГРАСП» вышла на новый виток развития. Была отстроена система дистрибуции, появились современные методы управления. Благодаря чему это произошло?

— Ну, процессы преобразования происходят постоянно, может быть, для окружающих они стали заметны только недавно. Основа перемен лежит в сотрудниках. Ежедневно они выполняют титанический объем работы. При этом утверждают, что испытывают кураж. Для меня как для руководителя очень приятно, что работа в компании помогает раскрыться молодым специалистам. Бывает, они работают сверхурочно, хотя никто им не приказывает. Наши сотрудники привыкли идти до конца. И когда получают результат, испытывают от этого драйв, как они говорят.

— Не боитесь, что молодые и амбициозные лихо возьмут инициативу в свои руки?

— Напротив, меня это радует. Я сам в свои 24 был таким же. Когда пришел на флот, многого хотел достичь. В результате стал самым молодым стармехом на тот момент. Сейчас еще одно удовольствие в жизни нахожу в том, что могу свой опыт передать молодым сотрудникам.

Еще более радостно осознавать, что эта-то молодежь не только мою компанию тянет, но, по большому счету, и край, и страну. В прошлом году мы запустили сахарный комбинат в Уссурийске (мы его взяли в управление) благодаря именно молодым и амбициозным. А теперь подсчитайте, скольким людям они обеспечили рабочие места, сколько заказов получили смежные производства, экспедиторы, логистические центры. Насколько пополнился краевой бюджет. Что немаловажно, эти деньги оседают в Приморье, а не в карманах так называемых дружественных стран.

Я убежден, что главной задачей бизнесменов и властей является создание условий для развития любой промышленности здесь. Я подчеркиваю: любой. Причем бизнес должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими регионами и странами. Неважно даже, чей он будет — корейский, китайский или российский, — главное, чтобы наше население работало и получало доход.

— Существует ли некая специализация местных оптовых компаний по продаже той или иной группы товаров? Что вам удается продавать лучше всего?

— Такая специализация действительно есть. Кто-то продает только алкоголь или только табак, кто-то — эксклюзивную дорогую продукцию. Наша компания занимается бакалеей — крупами, мукой, сахаром, чаем. Когда начинал, естественно, просчитал, что именно этот набор продуктов принесет прибыль. Ориентироваться на состоятельного покупателя смысла не было — в 1995 году их было лишь 5%. Поэтому принял решение работать «на всех». Выбрал определенную группу товаров, посчитал потребление на душу населения, посмотрел емкость рынка и стал продавать. Мне кажется, я не ошибся.

— Что выгоднее продавать сегодня — крупу или дорогой коньяк?

— Вы ведь каждый день кладете сахар в чай или кофе? А хороший коньяк прибережете для случая. Но и на первый, и на второй вид продукции найдется свой покупатель. Если посмотреть на перспективу продаж бакалейной продукции, то получается следующая картина. Если раньше в ассортименте свинины и говядины тушеной значились 2-3 позиции, то сегодня — около 50. Очевидно, что чем шире ассортимент, тем с годами уровень доходов компании растет. Но при этом сам покупатель диктует расширение ассортимента.

— В бизнесе вы просчитываете каждый шаг или допускаете экспромт?

— Конечно, все надо считать. Работая на флоте, научился вести расчеты, там это называлось ТЭО — технико-экономическое обоснование (при внедрении рационализаторских предложений). То есть я должен был ответить, что можно изменить, чтобы получить больше дохода в единицу времени. В бизнесе эти же операции называются «бизнес-план», «бизнес-проект».

— Говорят, что хороший «продажник» может продать мороженое даже эскимосу. Вы можете то же самое сказать о себе?

— Я бы, наверное, получил больше удовольствия, если бы эскимос предложил мне купить мороженое у него. Эскимосы живут в Канаде, США — далеко и дорого вести туда мороженое из Владивостока. Невыгодный бизнес.

— Есть ли среди ваших поставщиков эксклюзивы?

— Конечно. Их несколько, например, челябинская фабрика по производству макарон «Макфа». Сегодня мы являемся ее эксклюзивными представителями на Дальнем Востоке. Есть другие брэнды, чай JAY например. Вместе с партнером мы организовали в Приморье его фасовку. Фасуем также другую продукцию — сахар, крупы, растительное масло — и продаем под своей эксклюзивной маркой «Русь Восточная». Неудобно, знаете, в целлофановом пакете без этикетки продавать хороший продукт. Соотношение цены и качества конечный потребитель, я надеюсь, оценил.

— «ГРАСП» поставляет продукцию во многие города Центральной России. Какой маркетинговый ход позволил открыть двери западных городов? И как удалось завоевать свою долю рынка, поделив ее с тамошними оптовиками?

— А не было никаких маркетинговых хитростей — лишь интересное для нас и нашего покупателя соотношение цены и качества. Может быть, в другом товаре или в продаже услуги важна подача, обертка, но с продуктом «комодити» (биржевым товаром, к которому относятся сахар, рис и т.п.) только так: или он хорошего качества, или плохого, или по высокой цене, или по приемлемой.

— Можете поведать, под каким соусом ваши коллеги-оптовики заставили Москву есть лапшу «Доширак»?

— Продукция «Доширак» оказалась популярной из-за ускоренного темпа нашей жизни. Спрос рождает предложение, как известно. В Москве темп еще быстрее, чем во Владивостоке, поэтому уместно было предположить, что сублимированная лапша пойдет и в столице. Плюс восточная специфика — Москва всегда тяготела к необычному. Хотя это совершенно неполезная и невкусная еда. Российские продукты, утверждают представители западных стран, самые здоровые, экологически чистые.

— Вы работали в банке. Почему ушли в торговлю?

— Там я был наемным работником, и приходилось выбирать: либо соглашаться с политикой «партии», либо,если не нравится, искать другое место. Хотя банк был московский и в ту пору ему ничего не грозило, я сделал свой выбор. По моим ощущениям, торговля представляет собой более обширное поле, где человек полнее может раскрыть свой потенциал.

— Что помимо торговли привлекает вас в этой жизни?

— Всегда нравилось ощущение вышедшего из твоих рук полезного дела. Бизнес в этом отношении всеобъемлющая вещь, позволяет делать хорошее для близких людей, для общества, для себя. Креатив в повседневной жизни? Не хочется размениваться на малое, когда можешь больше. Если вы имели в виду увлечения, то я любитель сплавляться по горным речкам.

— Вы любите поэкспериментировать на собственной кухне?

— На кухне я редкий гость. Готовят жена или домохозяйка, помогающая нам решать часть бытовых проблем.

— Какой набор продуктов обычно хранится в вашем холодильнике?

— Ничего особенного: морепродукты, рыба. По утрам я ем каши и запиваю зеленым чаем. В баре всегда есть бутылка хорошего вина и коньяк на случай прихода гостей. Пожалуй, все. Мы неприхотливы в еде.

— Влияние кого из современников испытываете в большей мере?

— Я не страдаю этим.

— Вы помните, как заработали свои первые деньги?

— Это произошло лет в 11-12. За недельную прополку картофеля и овощей я получил 59 рублей. И отдал их родителям. У меня все было, что полагается ребенку этого возраста, — в разумных пределах. Поэтому лучшего применения, чем отдать их в семью, я не нашел. И сейчас трачу на себя очень мало. Готов всю прибыль вкладывать в дело.

— Самая запоминающаяся сделка — это...

— Это случилось в то время, когда я еще работал на флоте. Наше судно зашло в один из портов Аргентины. У нас были американские доллары. Мы вышли в город, обменяли «зеленые» на местную валюту, чтобы купить сувениры, подарки. Я купить ничего не успел. Возвращаясь вечером, увидел, что курс доллара значительно упал по сравнению с утренним курсом. Я обменял аргентинские деньги на доллары и в результате получил доход.

— Что в теперешней жизни для вас значит понятие «большие деньги»?

— Инструмент, позволяющий создать большой проект.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ